Полипы двенадцатиперстной кишки
Опухоли двенадцатиперстной кишки встречаются довольно редко. По данным Essinger (1963), при вскрытиях они составляют 0,002%. Среди доброкачественных опухолей двенадцатиперстной кишки наиболее распространены аденомы, полипы, миомы, липомы (80,2—87% по данным А. Е. Ефимова, К. Д. Эристави, 1969; Peeters et al„ 1972, и др.).
А. Д. Рыбинский (1939) описал 6 случаев полипов двенадцатиперстной кишки.
В клинике Lahey с 1942 по 1949 г. на 165 больных раком панкреатодуоденальной зоны наблюдалось 10 больных с доброкачественными опухолями двенадцатиперстной кишки. Все они были оперированы с предположением на наличие злокачественной опухоли.
А. С. Оганесян (1960) сообщил о наблюдениях полипов двенадцатиперстной кишки по данным отечественной литературы (12) и иностранной (21). По сборной статистике В. И. Якушина (1965), среди 90 больных с полипами двенадцатиперстной кишки преимущественно в возрасте от 30 до 60 лет мужчин было 44, а женщин — 46. Данные гистологического исследования указывали, что полипы были аденоматозными. Локализация полипов была преимущественно в верхней горизонтальной части двенадцатиперстной кишки, значительно реже в нисходящей и нижней горизонтальной части. По данным Я. В. Гавриленко (1973), наблюдавшего 6 больных с полипами двенадцатиперстной кишки, локализация эндоскопически выявленных полипов была в луковице и нисходящей части. В клинической картине полипов двенадцатиперстной кишки основными симптомами являются боли, непроходимость и кровотечение. Часто кровотечение оказывается первым признаком доброкачественных опухолей двенадцатиперстной кишки (М. М. Сальман, 1963; Biggs, Roberts, 1953, и др.). В ранних стадиях клинически опухоль ничем не проявляется и остается длительное время бес-симптомной. Только при обтурации просвета кишки опухолью или при изъязвлении полипа клиника становится более яркой. Боли бывают разного характера и разной интенсивности, в основном локализуются в эпигастральной области, правой подреберной области или в области пупка. Больные отмечают чувство тяжести в подложечной области, отрыжки с неприятным запахом, запоры. Позднее появляются рвота съеденной накануне пищей, симптомы желудочно-кишечного кровотечения (чаще скрытое). При обтурации верхней горизонтальной части двенадцатиперстной кишки пищевые массы начинают задерживаться в желудке.
У больных появляется рвота большим количеством застойного желудочного содержимого с примесью пищи. Начинает определяться шум плеска. Боли приобретают схваткообразный характер. Рентгенологически выявляется «дефект наполнения» овальной или округлой формы с четкими ровными контурами. Но чаще всего доброкачественные опухоли двенадцатиперстной кишки обнаруживают при вскрытиях. «Прижизненная диагностика опухолей двенадцатиперстной кишки трудна, так как симптоматика тесно связана с локализаций их в различных отделах двенадцатиперстной кишки и напоминает то опухоль привратника, то опухоль желчных ходов, то опухоль верхней части тонкой кишки» (Л. М. Нисневич, 1936).
В связи с введением в комплекс диагностических исследований при заболеваниях верхних отделов желудочно-кишечного тракта приборов на фиброволоконной оптике, появилась возможность непосредственного осмотра и прицельной биопсии слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки. Основные методы диагностики заболеваний двенадцатиперстной кишки включают: 1) метод исследования двенадцатиперстной кишки с помощью зондирования,
2) метод аспирационной биопсии слизистой оболочки, 3) рентгенологический метод и 4) эндоскопический метод исследования.
Показанием к дуоденоскопии является подозрение на заболевание двенадцатиперстной кишки. Такие широкие показания обусловлены тем, что общепринятые методы исследования часто не позволяют своевременно установить патологические изменения этой области.
Противопоказания к дуоденоскопии делятся на относительные и абсолютные(Ю. В. Васильев, 1973). Относительные противопоказания: значительно увеличенный зоб, обострение хронических заболевания сердца и легких, заболевания с резко пониженной свертываемостью крови. Абсолютные противопоказания: легочно-сердечная недостаточность с застойными явлениями в легҺих, инфаркт миокарда, коматозное состояние и шок, аневризма аорты, наличие в пищеводе инородных тел, стенозирующий рак пищевода и желудка, наличие острых хирургических заболеваний органов брюшной полости с явлениями перитонита, резкая деформация позвоночника, обострение воспалительных заболеваний полости рта, глотки и верхних дыхательных путей, высокая температура тела, резко расширенные варикозные вены пищевода.
Премедикация: за 30—40 мин до исследования подкожно вводят 1 мл 0,1% раствора атропина и дҰют через рот 2 таблетки «Аэрон». О новом методе изучения слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки — аспирационной биопсии при помощи зонда сообщили Wood с соавт. (1949). В дальнейшем появились различные модификации зондов (В. М. Успенский 1972; Shiner et al., 1962, и др.). Для получения более точных данных аспирационная биопсия большинством эндоскопистов проводится под контролем рентгеновского экрана. С появлением гибких биопсийных фиброскопов с управляемым дистальным концом появилась возможность проводить прицельную биопсию непосредственно под контролем зрения через дуоденофиброскоп. Противопоказанием к прицельной биопсии является понижение свертываемости крови.
Ю. В. Васильев (1973) из 766 обследованных больных наблюдал 4 с доброкачественными опухолями двенадцатиперстной кишки (0,5%), у всех больных правильный диагноз был поставлен при эндоскопии. Аденоматозный полип двенадцатиперстной кишки имеет следующую эндоскопическую картину: образование более или менее мягкое, неровное по конфигурации, слизистая оболочка полипа розового цвета, а окружающая слизистая оболочка более бледная, иногда на верхушке полипа видны изъязвления. На 441 дуоденоскопню Damling с соавт. (1972) выявили 30 случаев опухолей двенадцатиперстной кишки, при этом был уточнен характер опухоли (полип, невринома и др.). Я. В. Гавриленко (1973) из 1800 обследованных больных у 6 (0,33%) при дуоденоскопии выявил полипы двенадцатиперстной кишки, подверженные гистологическим исследованиям, в то время как рентгенологическим методом они были выявлены только у одного больного.
Рентгенологический метод исследования двенадцатиперстной кишки применяется очень давно и постоянно усовершенствуется, но, несмотря на это, информативность его недостаточная. Рентгенологическим методом при полипах двенадцатиперстной кишки может определяться «дефект наполнения» в двенадцатиперстной кишке, но судить о природе его бывает трудно.
Лучшие результаты дает релаксационная дуоденогра-фия, пневмоперитонеум, томография. Правильная рентгенодиагностика опухолей двенадцатиперстной кишки довольно редкая—от 11 до 45% (Р. Т. Панченко и др., 1970; Н. А. Скуя, 1972; Essinger, 1963).
Основным методом лечения полипов двенадцатиперстной кишки является оперативное вмешательство.
По сборной статистике отечественных хирургов (В. И. Якушин, 1965) радикальное удаление доброкачественных опухолей двенадцатиперстной кишки произведено у 25 из 27 оперированных больных с одним летальным исходом.
С введением в практику фиброэндоскопов эндоскопический метод дает возможность не только визуально осмотреть слизистую оболочку и выявить полипы на всем протяжении двенадцатиперстной кишки, но и произвести биопсию и удалить их, остановить кровотечение (Л. К. Соколов, 1965, 1973; Э. В. Луцевич, И. М. Белов, 1972; Karvai et al., 1969; Segal, 1972, и др.).
Полипы тонкой кишки
Доброкачественные опухоли тонкой кишки являются малоизученным разделом патологии кишечника. Полипы тонкой кишки встречаются довольно редко, поэтому в большинстве опубликованных работ представлены лишь отдельные казуистические случаи.
Одной из первых крупных работ, посвященных доброкачественным опухолям кишечника, была «Polyadenoma tractus intestinales» H. В. Склифосовского, опубликованная им в 1881 г. H. H. Петров (1896) сообщил о множественном полипозе тонкой кишки у больной 20 лет. Nothna-gel (1903) указал на возможность злокачественного перерождения доброкачественной опухоли тонкой кишки. В 1913 г. В. В. Гориневская демонстрировала на заседании Пироговского общества в Ленинграде больную, оперированную по поводу инвагинации, вызванной полипом подвздошной кишки.
Полипы тонкой кишки у 10 больных наблюдали Je-gers, McKasich, Katz (1949), причем у половины из них имелись полипы и в желудке, и в толстой кишке. У всех больных отмечалась пятнистая пигментация кожи вокруг рта и пальцев рук (синдром Пейтца — Егерса).
Диагностика доброкачественных опухолей тонкой кишки трудна, и практическим врачам чаще приходится встречаться с осложнениями полипов. Доброкачественные опухоли тонкой кишки вызывают тяжелые осложнения: кишечные кровотечения, инвагинацию, заворот, перфорацию и могут малигнизироваться. River, Silverstein, Tope (1956) собрали в мировой литературе 1399 наблюдений доброкачественных опухолей тонкой кишки и 1100 злокачественных. Они отметили, что доброкачественные опухоли локализуются в тонкой кишке чаще, чем злокачественные. По сборной статистике А. М. Тарнопольского (с 1933 по 1960 г.), на 294 случая доброкачественных опухолей тонкой кишки аденом было 41. Staemmler (1924) на 1700 вскрытии обнаружил 116 полипов желудочно-кишечного тракта, из них 90% в толстой кишке и только 10%— в тонкой. По сводным данным отечественных авторов, приведенным В. И. Якушиным (1955), доброкачественные опухоли тонкой кишки встречаются в 3 раза реже, чем злокачественные, они наблюдаются в 27% случаев. Возраст больных от 20 до 60 лет, с небольшим преобладанием женщин. Наиболее частыми среди доброкачественных опухолей тонкой кишки являются полипы. В основном они исходят из железистых элементов слизистой оболочки тонкой кишки (аденоматозные полипы), но могут возникать и из других тканей кишечной стенки (подслизис-той оболочки — фиброзные полипы, сосудистой оболочки — ангиоматозные полипы). Они могут быть одиночными и множественными, могут концентрироваться в одном месте или бывают разбросаны по всей кишке. Нередко полипы тонкой кишкЯ сочетаются с полипами других локализаций.
Клиническая картина полипов тонкой кишки многообразна, она зависит от локализации полипов, размеров, характера роста опухоли, наличия или отсутствия изъязвления. Длительное время полипы тонкой кишки протекают бессимптомно и иногда впервые проявляются в виде острой кишечной непроходимости. В начальных стадиях заболевания симптомы непостоянные и скудные, они могут наблюдаться и при других заболеваниях органов брюшной полости. Больные отмечают метеоризм, отрыжку, тошноту, неустойчивый стул (поносы или запоры). Боли в животе чаще носят схваткообразный характер, локализуются в зависимости от места нахождения образования в эпигастральной области или в области пупка, или в подвздошной области. В одних случаях боли носят приступообразный характер, в других они постоянные. При локализации полипа в подвздошной кишке боли бывают в правой подвздошной области или справа от пупка, при поражении тощей кишки — в области пупка, слева от него или в левой подвздошной области. При высокой локализации опухоли бывает неукротимая рвота. Иногда развиваются явления кишечной непроходимости, вызванные стенозированием, инвагинацией или заворотом тонкой кишки, перегибом кишечной стенки, тогда при обследовании выявляется «шум плеска» и урчание. Кишечная непроходимость нередко развивается внезапно на фоне
кажущегося благополучия, а затем появляются признаки перемежающейся непроходимости кишечника. Для полипов тонкой кишки наиболее характерна непроходимость на почве инвагинации (К. Т. Овнатанян, 1964). По мнению А. М. Тарнопольского (1966), в возникновении инвагинации играет роль не только величина полипа, но и спазм кишечной стенки в месте патологического очага с последующей инвагинацией спазмированного участка в дистальный отдел кишки. На основании анализа данных литературы и собственных наблюдений А. М. Тарнопольский разделил все доброкачественные опухоли тонкой кишки по клиническим проявлениям на 4 группы: 1) опухоли, проявляющиеся симптомокомплексом острой кишечной непроходимости; 2) опухоли, выявляющиеся в результате их роста или изъязвления (прощупываемая опухоль, кишечные кровотечения); 3) опухоли, проявляющиеся клинически частичной или интермиттирующей кишечной непроходимостью; 4) бессимптомно протекающие опухоли. В клиническом течении доброкачественных опухолей тонкой кишки можно выделить три периода: латентный (длится неопределенно долгое время), продромальный (выражен не у всех больных), период выраженных клинических явлений. При наличии полипа в верхних отделах тощейкишкиразвивается картина высокой тонкокишечной непроходимости. Если препятствие локализуется в нижних отделах, то развиваются явления низкой тонкокишечной непроходимости. Кровотечение является частым осложнением. По данным А. И. Мирзаева (1973), кровотечениябывают в 30% случаев. Многие авторы считают кишечное кровотечение патогномоничным для доброкачественных опухолей (И. П. Изотопов, 1958; П. Ф. Яцковец,1961,и др.). Несмотря на отсутствие характерных симптомов для полипов тонкой кишки, во многих случаях, на основании данных анамнеза и клинического обследования, можно предположить наличие этого заболевания с тем, чтобы целенаправленно обследовать больного. При этом выясняется, что многие больные отмечают в той или иной степени выраженный кишечный дискомфорт. Иногда у больных наблюдаются спазматические кратковременные боли в животе, рвота, запоры, кишечные кровотечения. В некоторых случаях пальпируются опухолевидные образования в брюшной полости. При спазматических болях иногда прослеживается видимая на глаз перистальтика и выявляется «шум плеска».
Нередко доброкачественные опухоли протекают бессимптомно. Из лабораторных исследований имеет значение копрологический анализ на скрытую кровь.
Тщательное рентгенологическое исследование позволяет диагностировать опухоли тощей кишки в 85% и опухоли подвздошной кишки в 67% случаев. Рентгеноло
гический метод эффективен в 92,3% случаев (Pridgen, Mayo, Dockerty, 1950). Для этого можно пользоваться разными рентгенологическими методами:
1. Метод, основанный на наблюдении за естественным продвижением контрастной взвеси по тонкой кишке.
2. Метод, при котором используются различные ускорители продвижения контрастной массы по тонкой кишке, и тогда все исследование можно провести за 1—1,5ч (вместо 4—6ч).
3. Исследование тонкой кишки в условиях гипотонии. Релаксация стенки тонкой кишки достигается путем введения 2 мл 0,1% раствора атропина и 4—10—15 мл 10% раствора хлорида кальция или глюконата кальция.
4. Метод исследования тонкой кишки с использованием зонда. При рентгенологическом исследовании полипы определяются в виде округлых «дефектов наполнения» с четкими ровными контурами.
Дифференциальную диагностику нужно проводить с различными заболеваниями кишечника и главным образом с хроническим энтеритом и туберкулезом тонкой кишки (Ю. А. Ратнер, 1962).
Радикальным методом лечения полипов тонкой кишки является оперативное вмешательство. Методом выбора является резекция пораженного участка то.нкой кишки вместе с брыжейкой.
По сборной статистике, приведенной В. И. Якушиным (1965), среди 210 больных с доброкачественными опухолями тонкой кишки операции подверглись 158. Ре-секция кишки была выполнена у 135, из них умерли 23 (17%), паллиативные операции—у 2, иссечение опухоли—у 16, из них умерли 2 (12,5%). У 5 больных характер операции не указан.
Средняя послеоперационная летальность, по данным разных авторов, при операциях по поводу полипов тонкой кишки равна 15,82%, а при резекции кишки— 14,28%. Высокая летальность часто связана с тем, что операция у больных производится по поводу инвагинации с выраженным разлитым перитонитом. При своевременной диагностике и раннем оперативном вмешательстве процент неблагоприятных исходов может быть значительно снижен.
При небольших доброкачественных полипах на ножке можно производить энтеротомию и иссечение новообразования тонкой кишки.