Практическое занятие № 10
1.Тема: Анатомо-физиологические особенности (АФО), методика исследования органов пищеварения у детей.
2.Цельизучения данной темы:
Студент должен знать:
· возрастные АФО органов пищеварения у детей и их клиническое значение
· методику исследования органов пищеварения у детей разного возраста
Студент должен уметь:
· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии пищеварительной системы;
- провести пальпацию органов брюшной полости (кишечник, желудок, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь)
- провести перкуссию печени (размеры по Курлову)
· описать результаты исследования пищеварительной системы в определенной последовательности и сделать по ним заключение;
3.Вопросы для самоподготовки:
1. Морфологические и функциональные особенности органов пищеварения: полости рта, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
2. Регуляция пищеварения у детей (роль парасимпатической и симпатической нервной системы, гормонов и активных полипептидов, клапанного аппарата желудочно-кишечного тракта. Влияние раннего прикладывания к груди на образование энтеральных гормонов у новорожденных).
3. Особенности пищеварения у детей (пищеварение в полости рта, в желудке, в тонком и толстом кишечнике. Роль нормальной микрофлоры кишечника).
4. Методика исследования органов пищеварения:
- жалобы, предъявляемые больными с патологией пищеварительной системы и их родителями;
- анамнез заболевания;
- особенности анамнеза жизни (факторы риска);
-цвет кожных покровов, слизистых оболочек;
- осмотр полости рта, зева;
- осмотр живота, ануса;
- поверхностная пальпация живота;
- глубокая пальпация живота: толстого, тонкого кишечника, желудка, поджелудочной железы (точки Дежардена, Мейо-Робсона, зона Шоффара); печени, желчного пузыря (пузырные симптомы Кера, Мерфи, Ортнера-Грекова, Георгиевского – Мюсси, Боаса);
- перкуссия живота (определение размеров печени по Курлову, наличие свободной жидкости в брюшной полости);
- аускультация живота.
5.Особенности методики исследования системы пищеварения у детей раннего возраста.
4. Основные понятия темы: дети, органы пищеварения, анатомо-физиологические особенности, методика исследования.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Методика исследования и семиотика поражений пищеварительной системы у детей. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2009 . – 83 с.
4.Схема учебной истории болезни. Учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2007. – 38 с
5. Лекционный материал.
Дополнительная:
1.Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.
2.Пропедевтика детских болезней: Практикум. Под ред. В.В.Юрьева. – СПб.: Питер, 2003.– 352 с.
3.Пайков В.Л., Хацкель С.Б. и др. Гастроэнтерология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. – СПб, 1998.