Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов и стандартов
Государственный контроль осуществляется должностными лицами органа госконтроля РФ за соблюдением требований ТР касающихся стадии обращения продукции.
Органы госконтроля обладают следующими полномочиями:
1) Выдают предписания об устранении нарушений требований ТР.
2) Принимают обоснованные решения по запрету продажи продукции, а так же о приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения и утилизации.
3) Приостанавливают, или прекращают действие декларации о соответствии, или сертификации о соответствии.
4) Привлекают изготовителей к ответственности в соответствии с законодательством.
Органы госконтроля обязаны:
1) Проводить в ходе проверок разъяснительную работу по применению технических регламентов, стандартов и законодательства РФ.
2) Соблюдать коммерческую и иную тайну.
3) Принимать меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов и стандартов.
4) Информировать территориальные органы о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и стандартов.
В случае невыполнения предписаний госконтроль обращается в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
Стандарты организаций (СТО)
Организация и порядок разработки СТО содержится в ГОСТ Р 1.4 – 2004.
Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности полномочий и взаимоотношений.
Организации могут быть:
- государственные;
- коммерческие;
- общественные;
- научные;
- самостоятельного регулирования.
ФЗ «О техническом регулировании» предоставляет организациям самостоятельно решать вопрос о необходимости разработки СТО.
СТО разрабатывается в целях:
- совершенствование производства;
- обеспечение качества труда;
- рациональное выполнение конкретных работ, услуг.
ФЗ «О техническом регулировании» не предусматривает никаких вмешательств со стороны власти в процесс разработки СТО. Действует только один принцип: недопустимость создания таких СТО, которые противоречат техническим регламентам.
Новшество состоит в том, что снимаются ограничения, по которым объектами стандартизации СТО является продукция процесс только данного предприятия.
СТО на коммерческой основе могут применять и другие предприятия.
СТО могут заменить технические условия на поставленную продукцию.
В связи с отменой ОСТ, СТО будут все более широко применяться.
СТО обычно разрабатываются:
- на детали и узлы, которые не стандартизованы;
- на изделия, которые созданы на предприятии в результате экспериментальных и научных работ.
В настоящее время большинство предприятий разрабатывают СТО на системы менеджмента и качества СМК на базе стандартов серии 9000:2008.
На предприятии разрабатывается три вида СТО:
1) ограничительный;
2) дополняющий;
3) оригинальные.
Ограничительные СТО создаются на основе ГОСТ, или ОСТ. Они ограничивают применение номенклатуры изделий, типов, марок, моделей, размеров деталей, сборочных единиц и т.д.
Дополняющие СТО применяются в тех случаях, когда необходимо расширение устаревшего ГОСТ и ОСТ крайних величин, типоразмеров, или установление дополнительных, нужных для обеспечения специфических требований потребителей, или ужесточение установленных в стандартах показателей. Принятые дополнения не должны ухудшать показателей установленных ГОСТом.
Оригинальные СТО разрабатываются в тех случаях, когда на стандартизируемые объекты отсутствует ГОСТ, или ОСТ.
Теоретические основы стандартизации
Развитие прикладной стандартизации не может обойтись без своей теоретической базы.
Теоретическая база стандартизации:
1) система предпочтительных чисел;
2) количественные методы оптимизации требуемых стандартов продукции.