Практическое занятие

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Направление подготовки (специальность) :

180403 Судовождение

180405 Эксплуатация судовых энергетических установок

180407 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Новороссийск

2013 год

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема:Нормативная база метрологии

Продолжительность 2 часа

Положения теоретической и практической метрологии, направленные на обеспечение единства измерений и единообразие средств измерений (СИ), требуют регламентации и контроля со стороны государства. К таким положениям, в частности, относятся: выбор основных физических величин установление размеров основных единиц и правила образования производных единиц; способ воспроизведения и передачи информации о размере единиц; выбор нормируемых метрологических характеристик СИ; установление норм точности СИ и ограничение точности измерений;выбор методик измерений; деятельность метрологических служб; организация государственного метрологического контроля.

Комплекс нормативных документов, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране при требуемой точности, составляет государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).

Нормативную базу метрологии составляют:

· Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»;

· государственные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) системы ГСИ;

· правила (ПР) системы ГСИ, утверждаемые Росстандартом;

· рекомендации (МИ) системы ГСИ, утверждаемые руководством государственных метрологических научных центров.

В целом ГСИ насчитывает более 2400 НД (стандартов, правил, рекомендаций); 75% от всей нормативной базы составляют МИ. Широкое распространение МИ объясняется возможностью их разработки в более короткие сроки и при меньшей стоимости, чем стандарты.

В Российской Федерации общие правила и требования в области метрологии изложены в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений». На основание требований этого Закона разработаны конкретные положения в области законодательной метрологии, которые регламентируются нормативными документами (НД), такими как стандарты, правила, рекомендации и др.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Чтобы была возможность сопоставить результаты измерений, которые были выполнены в разное время и в разных местах, и при этом использовались разные методы и средства, необходимо иметь единство измерений. Федеральный закон №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» дает определение этому понятию. Так, единства измерений есть «состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы». В отличие от закона об актах гражданского состояния (напомним, что там, в правовую базу этой области входит статья 47 ГК РФ), закон об обеспечении единства измеренийявляется основным законодательным актом в данной сфере регулирования.

Федеральный закон об обеспечении единства измерений вступил в законную силу в 2008г. Закон насчитывает в своем содержании 10 глав и 29 статей. Глава 1 закона содержит общее положение. В статьях даны определения основным понятиям, зафиксированы цели сферы действия данного законодательного акта.

Глава 2 закона об обеспечении единства измерений определяет основные требования к измерениям, эталонам единиц величины, единицам величины, средствам измерений и стандартным образцам. Требования к указанным понятиям зафиксированы в каждой отдельной статье (с 5 по 9) второй главы. Статья 10 этой главы определяет технические системы и устройства с измерительными функциями.

Глава 3 закона трактует государственное регулирование в области обеспечения единства измерений. Статья 11 определяет форму государственного регулирования, она может быть в виде проверок средств измерений, утверждения типа стандартных образцов или средств измерений, метрологической экспертизы, метрологического надзора, аттестации методики измерений и аккредитации предпринимателей и юр. лиц на выполнение работ в области обеспечения единства измерений.
Остальные статьи главы раскрывают каждую отдельную форму более подробно. Калибровка средств измерений зафиксирована в статье 18 четвертой главы закона об обеспечении единства измерений.

Глава 5 определяет правила аккредитации в сфере обеспечения единства измерений. Статья главы устанавливает не только основания для аккредитации, но и основные принципы осуществления этого процесса. В соответствии с принципами закона, аккредитация должна быть добровольной, про изведена компетентными и независимыми экспертами, при применении единых правил аккредитации, обеспечены равные условия всем лицам, претендующим на получение аккредитации, не допускается совмещение полномочий по аккредитации и незаконное ограничение прав аккредитуемых предпринимателей и юридических лиц.

Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений осуществляет свою деятельность в соответствии с главой 6 закона об обеспечении единства измерений.

Глава 7 определяет организационные основы обеспечения единства измерений. Статьи главы определяют полномочия и деятельность федеральных органов исполнительной власти, научных метрологических институтов, метрологических служб, региональных центров метрологии.

Глава 8 закона трактует ответственность юридических и должностных лиц, за нарушение законодательства РФ в сфере обеспечения единства измерений. Финансирование в области обеспечения единства измерений обеспечивает глава 9 оговариваемого правового акта.

Заключительным положением является глава 10. Она определяет сроки вступления данного акта в законную силу, фиксирует признания, утратившим силу отдельных нормативно-правовых актов.

Наши рекомендации