Упражнения. 4.1.1. Установите соответствие между формой передачи информации, средствами передачи и каналам связи в зависимости от степени развития общества и
4.1.1. Установите соответствие между формой передачи информации, средствами передачи и каналам связи в зависимости от степени развития общества и индивидуальных возможностей людей. Заполните табл. 6.11, выбрав из предложенных, а также добавив:
Период | Средства связи передачи информации | Форма передачи (вид сигнала) | Сигналы, с помощью которых передается |
Первобытное общество | |||
Средние века | |||
Современное общество |
Табл.6.11
Средства передачи информации: костер, барабан, слово, книга, телефон, радио, телеграф, телевизор, почтовый голубь, электронная почта, факс и другое.
4.1.2.Переведите число из десятичной в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:
а) 43 | б) 66 | в) 76 | г) 89 | д) 98 |
е) 57 | ж) 63 | з) 24 | и)74 | к) 40 |
Образец: Переведите число 52 из десятичной в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:
Решение: 1) при делении числа 52 на q=2 имеем двоичное число, записанное от старшего разряда к младшему 5210=1101002;
2) при делении числа 52 на q=8 имеем восьмеричное число, записанное от старшего разряда к младшему 5210=648;
3) при делении числа 52 на q=16 имеем восьмеричное число, записанное от старшего разряда к младшему 5210=3416.
4.1.3. Переведите двоичное число в десятичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления:
а) 10011010 | б) 10111011 | в) 01010001 | г) 01011101 | д) 11010100 |
е) 01001010 | ж) 11010011 | з)01001100 | и) 01010110 | к) 01110111 |
Образец: Переведите двоичное число 100011102 в десятичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
Решение: 1) Представим 100011102 в виде суммы разложений по степеням числа 2. Имеем .
2) Для перевода в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления можно воспользоваться общей таблицей перевода. Разобъем двоичное число 100011102 на тетры – четверки. Имеем кортежи 1000 и 1110. Запишем в таблице соответствие этих двоичных четверок как восьмеричным, так и шестнадцатеричным числам:
Системы счисления | Заданные числа | |
«2» | ||
«8» | ||
«16» | Е | |
«10» |
Отсюда 100011102=10168=8E16
4.1.4. Переведите шестнадцатеричное число в двоичную, восьмеричную и десятичную системы счисления числа:
Образец: Перевести шестнадцатеричное число F516 в двоичную систему счисления.
Решение: Установим соответствие между шестнадцатеричными числами и их представлениями в иных системах счисления по таблиц. Имеем:
Системы счисления | Заданные числа | |
«16» | F | |
«2» | ||
«8» | ||
«10» |
Тогда F516=11101012 =17058=15510.
4.1.5. Найдите сумму, разность и произведение чисел А и В в двоичной системе счисления и сделайте проверку результата в десятичной системе счисления:
а) | А=100110, В=101000 | б) | А=010111, В=010010 | в) | А=011011 В=110000 | г) | А=101100 В=001001 | д) | А=111010 В=101000 |
е) | А=110011 В=001001 | ж) | А=010011 В=110010 | з) | А=010110 В=011010 | и) | А=110111 В=010110 | к) | А=010101 В=010011 |
Образец: Найдите сумму, разность и произведение чисел А и В в двоичной системе счисления. Пусть А=011110 и В=011011
1) Найдем сумму А + В и разность А – В.
Решение: Имеем:
011110 011110
+ –
011011 011011
111001 000011
4.1.6.Выполните сложение и вычитание чисел в восьмеричной системе счисления, и проверить результат, сложив эти же числа, переведенные в десятичную систему счисления:
а) | А8=53472 В8=43576 | б) | А8=32047 В8=25743 | в) | А8=45206 В8=47345 | г) | А8=64205 В8=25706 | д) | А8=30657 В8=154757 |
е) | А8=267054 В8=12476 | ж) | А8=15206 В8=42345 | з) | А8=35206 В8=47315 | и) | А8=15206 В8=47325 | к) | А8=75206 В8=47145 |
Образец: А8=58421 В8=23574
Решение:
4.1.7. Выполните сложение и вычитание в шестнадцатеричной системе счисления и сделайте проверку в десятичной:
а) | А16=C38964 B16=C9A538 | б) | А16=F79832 B16=5AB63 | в) | А16=87FDC B16=5ADF7 | г) | А16=987F4 B16=A74F5 | д) | А16=B4599 B16=845FA3 |
е) | А16=D5B6C B16=B7AF8 | ж) | А16=C38974 B16=C2A538 | з) | А16=F798С2 B16=В74F1 | и) | А16=B459Е B16=645FA3 | к) | А16=37FDC B16=5A0F7 |
Образец: А16=А38Е64 В16=F7В8А2
Решение
4.1.8. В какой системе счисления х возможно равенство:
а) 410=(10)x | б) 810=(11)x | в) 910=(100)x | г) 2610=(31)x | д) 2310=(17)x |
е) 4210=(52)x | ж) 19310=(301) x | з) 15310=(603) x | и) 61210=(507) x | к) 44010 = (308) x |
Образец: 40110=(809) x
Решение: 1)Представим число 809 разложенным по степеням основания x.
Тогда число 809 примет вид: (809) x = .
2) Составим и решим уравнение:
=401. Отсюда x=7. Т.о., заданное равенство возможно в семеричной системе счисления.
…