Понятие, виды, принципы и методы стандартизации
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Общая цель стандартизации - защита интересов потребителей и государства по вопросам качества и безопасности продукции, процессов и услуг.
Результатом деятельности по стандартизации является стандарт.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Виды стандартов (согласно ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения):
1) Основополагающие стандарты – стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.
2) Стандарты на продукцию
3) Стандарт на процессы
4) Стандарты на методы контроля (испытания, измерения, анализа)
5) Стандарт на услугу
6) Стандарт на термины и определения
Виды стандартизации: 1) международная стандартизация (например, ИСО); 2) региональная стандартизация (например МГС – Межгосударственный совет стран-участниц СНГ); 3) национальная стандартизация (например ГОСТ Р); 4) стандартизация организаций (СТО – стандарт организаций).
Принципы стандартизации (ст. 12 ФЗ «О техническом регулировании»):
1) принцип добровольного применения документов в области стандартизации;
2) принцип максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
3) принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
4) принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
5) недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
6) обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Методы стандартизации:
1. Упорядочение объектов стандартизации – систематизация разнообразия продукции.
2. Параметрическая стандартизация – фиксирование оптимальных численных значений параметров, определяющихся строгой математической закономерностью.
3. Унификация продукции – рациональное сокращение до оптимального уровня числа типов объектов одного функционального назначения.
4. Агрегатирование - метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых на основе взаимозаменяемости. Например, примен. мебельных щитов 15 размеров и стандартных ящиков трех размеров позволяет получить при различной комбинации этих элементов 52 вида мебели.
5. Комплексная стандартизация. При данном методе стандартизации целенаправленно и планомерно утверждается и используется комплекс взаимосвязанных требований к объекту стандартизации и его составляющим для получения оптимального решения проблемы.
6. Опережающая стандартизация - установление повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.