Учитывается общее время (в секундах) анализа таблицы

Метод корректурных исследованийзаключается в том, что испытуемый вычеркивает или подсчитывает определенные буквы (или сочетания их) в специальном тексте. Текстовая таблица составлена из различных групп буквенных знаков одинакового размера, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Учет проведенного испытания можно вести в отношении качества выполненной работы, т.е. пропуска или ошибочного зачеркивания букв, так и в отношении затраты времени на выполнение задания.

Обработка результатов корректурных исследований может быть проведена по формуле Г. Уиппла:

К= (а-(в+с)/ (а+в)

где:

К – коэффициент точности;

а – количество правильно зачеркнутых букв;

в – количество пропущенных букв;

с – количество допущенных ошибок;

I=K*d

I – коэффициент работоспособности;

d – количество всех букв в проверенном тексте.

Учитывается общее время (в секундах) анализа таблицы - student2.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА.

Пропускной способностью зрительного анализатора называется максимальная скорость, с которой зрительный анализатор может передавать различную информацию. Измеряется она в битах – принятых в теории информации единицах численного измерения любой информации.

Для оценки пропускной способности зрительного анализатора широкое распространение получили таблицы с кольцами Ландольта. Существенные преимущества этих таблиц заключаются в том, что все кольца однородны по характеру восприятия, и, следовательно, несут одну и ту же информацию (0,543 бита). Таблица содержит 660 колец, каждое из которых имеет разрыв в одном из 8 возможных направлений.

Учитывается общее время (в секундах) анализа таблицы - student2.ru

Использовать таблицу можно в 4 различных ориентациях, в зависимости от которых различным оказывается количество колец с тем или иным положением разрыва (табл. 1).

Таблица 1

Положение разрыва в кольце Ориентация таблицы Число колец с направлением разрыва (по час. стрелке)

При определении пропускной способности зрительного анализатора задача сводится к тому, чтобы установить, какое число колец при той или иной ориентации таблицы рассмотрел испытуемый, а также, сколько и с каким направлением разрыва пропустил.

В зависимости от общего количества колец с определенной ориентацией разрыва объем теряемой информации при пропуске одного кольца различен, что устанавливают по таблице 2.

Таблица 2

Общее количество колец с определенной ориентацией разрыва Объем теряемой информации при пропуске одного кольца
2,736
2,777
2,780
2,800
2,808
2,815
2,835
2,930

Информация, которую несет таблица, равна 358,8 бита, что легко установить зная, что одно кольцо несет информацию, равную 0,543 бита, а всего колец в таблице 660 (0,543 × 660 = 358,8).

Установив число пропущенных колец определенных ориентаций и, зная объем теряемой информации при пропуске одного кольца, можно установить общий объем теряемой информации в единицу времени по формуле:

 
  Учитывается общее время (в секундах) анализа таблицы - student2.ru

где:

S – пропускная способность зрительного анализатора в бит/с

358,8 – объем информации таблицы;

n – число пропущенных колец определенной ориентации;

Х – количество теряемой информации при пропуске кольца;

Т – время, затраченное на просмотр таблицы в сек. – количество теряемой информации при пропуске 1 кольца.

Порядок определения. Испытуемый подсчитывает количество колец с определенным направлением разрыва кольца при той или иной ориентации таблицы. Длительность просмотра всей таблицы регистрируется по секундомеру. Далее подсчитывается количество пропущенных колец, поскольку из таблицы 1 известно истинное число колец с определенным положением разрыва. В зависимости от ее ориентации объем теряемой информации при пропуске одного кольца будет различен. Далее по приведенной выше формуле определяют пропускную способность зрительного анализатора.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Труд – как важнейшая функция человеческого организма.

2. Определение и задачи физиологии труда.

3. Классификация основных форм трудовой деятельности.

4. Энергетика мышечного сокращения.

5. Потребление кислорода как показатель интенсивности физической работы.

6. Функциональные изменения в органах и системах при трудовой деятельности.

7. Виды и особенности статической и динамической работы.

8. Формы умственного труда. Физиология умственного труда.

9. Понятие работоспособности и ее динамика.

10. Утомление и переутомление. Физиологическая сущность, диагностические критерии, профилактика.

11. Понятие тяжести и напряженности труда. Классификация основных форм трудовой деятельности по степени тяжести и напряженности.

12. Методы оценки функционального состояния органов и систем организма работающих в процессе производственной деятельности.

Наши рекомендации