Принципы и методы тектонических исследований
Нефтегазогеологическое районирование, оценка перспектив и планирование геологоразведочных работ прежде всего опирается на тектоническую основу. Тектоническое картирование и районирование, по сути, сводится к выявлению однородностей – неоднородностей земной коры и, исходя из этого, обособлению структурных элементов. Образование тех или иных структурных форм обычно происходит дискретно – неодновременно и в разных условиях, обусловленных процессами, протекающими в мантии и осадочном чехле. Поэтому при картировании и районировании учитываются морфология, размерность и генезис структур, а также занимаемое ими в пространстве положение (табл. 14).
Таблица 14. Принцип и конструкция классификации тектонических структурных форм
Требования к классификации | Основа классификации | Показатели объекта классификации и их содержание | Признаки объекта | Класс (ранг, порядок) объекта |
Универсальность | Принцип соподчинен-ности | Форма | Морфологический | Иерархия блоковых структурных форм |
Информативность | Размерность | Масштабности | ||
Доступность | Происхождение | Генетический | ||
Положение в пространстве | Позиционный |
Классификации структурных форм служат теоретическим основанием тектонического районирования. Существующие тектонические классификации, охватывая разные стороны тектогенеза, рассматривают, как правило, геосинклинали и платформы. Теоретическая основа их разработана и общепризнана. Недостаточно разработанными остаются вопросы типизации и номенклатуры переходных (краевых, пограничных) между ними структур. Сущность, обособленность и динамика развития переходных структур наиболее емко раскрываются через понятие «краевая система». Главными признаками, объединяющими разные по возрасту, морфологии и размерам структуры в краевые системы, являются общность причин происхождения и положение в периферийной полосе платформ на границе с геосинклиналями.
Краевые системы включают разные структурные элементы (прогибы, поднятия, впадины), взаимосвязи которых объединяют их в единое целое с новыми качествами. При этом каждому из элементов, в зависимости от уровня структурной организации, присущи те или иные свойства общей системы. Связи отдельных элементов с окружающими структурами преломляются через свойства и связи краевой системы в целом. Функции последней проявляются в нарастающем усложнении структуры во времени.
Целесообразность выделения краевых систем в самостоятельный класс тектонических структур диктуется не только особенностями строения, но и отношением их к нефтегазоносности. На долю краевых систем приходится 81% нефти и 74% газа от общей суммы разведанных запасов углеводородов [5, 6]. Представляется правомерным суждение, по крайней мере в нефтяной геологии, о трех основных тектонотипах земной коры, образующих взаимопереход: платформа – краевая система – складчатая система [5, 6, 82, 88 ].
От принципиальности тектонических классификаций и районирования зависит обоснованность нефтегазогеологических классификаций и районирования.
В существующих классификациях разломы типизированы по морфологическому, генетическому и динамическому признакам или рассматриваются в историческом аспекте. Разломы, исходя из принципа соподчиненности, могут быть классифицированы с учетом общих и конкретных особенностей строения и изученности территории (рис. 10).
Основную роль в создании ее трещинно-разрывной сети играют глубинные разломы выполняющие функции структурных швовв сложной системе разнопорядковых блоков территории [6]. Наблюдаемое иерархическое соответствие складчатых (пликативных) форм, блоков и ограничивающих их разломов, позволяет классифицировать последние по уровню структурного контроля.
Надрегиональные (глобальные, субглобальные) – субрегиональные разломы проявляются в виде полос шириной от нескольких сот метров до первого десятка километров и протяженностью до сотен километров [11]. На дневной поверхности они характеризуются зонами повышенной трещиноватости и сгущения мелких разломов, дробления и смятия пород. О глубинности нарушений позволяют судить магматические породы основного и ультраосновного состава.
На обновление или возникновение крупных разломов в новейший неоген-четвертичный (N-Q) этап тектогенеза территории указывают расположение эпицентров землетрясений, спонтанные газопроявления, градиенты гипсометрического поля и амплитуды новейших движений. Косвенным признаком разрывных нарушений являются подводнооползневые деформации. Анализ литолого-фациальных и палеотектонических реконструкций позволяет наметить довольно узкие зоны фациальных замещений и зоны градиентов мощностей, частично совпадающие друг с другом. Сопоставление этих зон с системой крупных разломов, выделенных геолого-геофизическими методами, показывает не только совпадение их в плане, но и выявляет разломы, которые играют существенную роль в формировании структуры чехла. Ограничением применимости данного метода является низкая изученность территории. Глубинные разломы разделяются на продольные и поперечные. Поперечные разломы, общие для разных тектонотипов, трактуются как «сквозные».
Рис. 10. Варианты классификаций разломов.
Разломы, контролирующие процессы осадконакопления, отнесятся к конседиментационным. Сопоставление разломов древнего заложения и новейших разломов позволяет выделить категории унаследованных (консервативных) и новообразованных нарушений.
Зональные и локальные разломы осложняют складчатые (пликативные) формы всех классов. Они являются преимущественно постседиментационными. По морфологическим признакам различаются разломы разных типов, сбросы и надвиги.
Классификации тектонических структур, определяющие районирование территории, позволяют решать геологические задачи и освещать вопросы нефтегазоносности на каждом из выделенных структурных уровней.