Функциональная направленность мифа. Классификация мифов по содержанию
Все функции тесно связаны, одна переходит в другую.
Объяснительная (и связанная с нею познавательная) функция (1): у мифологической мысли есть установка на исключение необъяснимых событий, неразрешимых коллизий. Мифология постоянно передает менее понятное через более понятное, более трудноразрешимое через менее трудноразрешимое.
Гармонизирующая функция (2), т.е. выстраивание космоса, устранение хаоса, тесно связана с т.н. прагматической функцией (3), т.е. поддержанием социального и природного порядка. Мифология не сводится к удовлетворению любопытства первобытного человека. Она ориентирована на целостный подход к миру, при котором не допускаются даже малейшие элементы хаотичности, неупорядоченности.
Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос с самого начала включает ценностный, нравственный аспект, у мифа есть аксиологическая функция (4).
С помощью мифа разрешаются критические психологические состояния, в частности те, которые возникают в переломные моменты человеческой жизни (например, половое созревание, переход во взрослую мужскую группу, смерть родичей и т.д.). Это сопровождается соответствующими «обрядами перехода» (термин Арнольда ван Геннепа).
Поэтому иногда говорят о психотерапевтической функции мифа, или же о компенсаторной (5).
Мифы и обряды обращаются к индивидуальной психике человека главным образом в плане приспособления индивида к социуму, преобразования его психической энергии на общественную пользу.
Все сколько-нибудь существенные природные и социокультурные явления должны быть укоренены в мифе, найти в нем свои истоки и объяснение, в известном смысле все они должны иметь свой миф. В природный мир проецируются человеческие свойства и родо-племенные отношения и, обратно, социум и культура представляются в природных терминах.
Преломляя принятые формы жизни, миф создает некую новую фантастическую «высшую реальность», которая парадоксальным образом воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник и идеальный прообраз этих жизненных форм. Моделированиеоказывается специфической функцией мифа (6).
Всякий достаточно значительный с точки зрения племенного сознания сдвиг проецируется в прошлое, на экран мифологического времени.
Нынешнее состояние мира – рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления – оказываются следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков или богов. Мифическое прошлое – это не просто предшествующее время, а эпоха первотворения, сущность вещей отождествляется с их происхождением, знание о происхождении – ключ к использованию вещи, знание о прошлом отождествляется с мудростью. Знание происхождения огня, змей, лекарственных трав дает возможность избежать ожогов и укусов, применять целесообразно лекарства. Вяйнемейнен (герой финского эпоса «Калевала») мог исцелиться от раны, нанесенной железным топором, только узнав происхождение железа.
Можно выделить следующие группы, или классы, мифов(по их содержанию).
Говоря о первобытной культуре, преимущественно следует иметь в виду архаические мифы творения, или мифы о первопредках-культурных героях: речь идет о возникновении различных природных или культурных объектов, но не космоса в целом. К ним примыкают мифы о возникновении, семейно-родственных отношений, о заключении первого брака и т.д.
Космогонические мифы повествуют о возникновении мира (космоса) как целого.
Календарные мифы занимают скромное место в архаических, первобытных мифологиях, характерны для развитых земледельческих мифологий.
В развитых мифологиях древнего мира обнаруживаются космические циклы (мифы о минувшем в глубокое прошлое «золотом веке», о потерянном рае, рецидивах хаоса) и эсхатологические мифы (о будущем конце всего мира, в архаических обществах встречаются иногда – у американских индейцев, напр.)
Героические мифы – о подвигах знаменитых героев, как правило, смертных (в собственном смысле слова героях, т.е. речь не идет о тотемных первопредках).
Данный список содержательных разновидностей мифа можно считать незакрытым, возможны также более дробные подразделения внутри перечисленных групп мифов.