Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Защита населения и территорий от ЧС осуществляется в соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (№ 68-ФЗ -1994 года)
Территория = земельное, водное и воздушное пространство + объекты производственного и социального назначения + окружающая природная среда.
Защита –это комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Граждане РФ имеют правона защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, а также по месту жительства.
В случае ЧС по решению Президента может быть введено чрезвычайное положение Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан.
Для защиты создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).Она функционирует в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Утверждено постановлением правительства рф №794 от 30 декабря 2003 г).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти и организаций.
Единая система, состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации.
На каждом уровне единой системы создаются:
— координационные органы,
— постоянно действующие органы управления,
— органы повседневного управления,
— силы и средства,
— резервы финансовых и материальных ресурсов,
— системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются:
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти и организаций.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и его управления.
Структурные подразделения или работники по делам ГОЧС организаций.
Органами повседневного управления единой системы являются:
— центры управления в кризисных ситуациях.
— дежурно-диспетчерские службы.
К силам и средствам единой системы относятся аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
— Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
— Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ и организаций.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планов действий органов исполнительной власти и организаций.
РСЧС функционирует в трех режимах.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС в режиме повседневной деятельности.
При угрозе возникновения ЧС вводится режим повышенной готовности.
При возникновении и ликвидации ЧС вводится режим чрезвычайной ситуации.
Мероприятия РСЧС
1. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
2. Создание постоянно действующих органов управления.
3. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств.
4. Обучение населения способам защиты и действиям в ЧС.
5. Своевременное оповещение и информирование населения о угрозе и возникновении ЧС.
6. Проведение эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
7 Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
8. Поддержание общественного порядка в ходе проведения АСДНР.
9. Обеспечение устойчивого функционированию организаций в ЧС.