Биологические ритмы. В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ.
Генетика и развитие циркадианных ритмов 195
лить на две комплементационные группы. Двойные гетерозиготы внутри каждой группы в постоянных условиях были аритмичны, в то время как у двойных гетерозигот с мутациями из разных групп наблюдались свободнотекущне ритмы с более длинным периодом, чем у дикого типа, а фазы их ритмов запаздывали примерно на 5 ч относительно фаз дикого типа как при переменном освещении, так и в постоянных условиях после захватывания. Таким образом, комплементация между двумя группами «аритмичных» мутаций оказалась неполной. Это позволяет думать, что для нормального ритма необходимы по меньшей мере два различных генных продукта. Результаты указывают также на то, что и период, и фаза ритма находятся под генетическим контролем и что продукты генов, участвующие в поддержании ритмичности, в то же время влияют на фазу ритма. Из того факта, что у мутантов утрачены как ритм выведения, так и ритм подвижности, следует, что осцилляторы, контролирующие эти ритмы, имеют по крайней мере один общий компонент, хотя у мух дикого типа свободнотекущий период второго ритма значительно короче, чем первого [8].
У D. melanogaster в Х-хромосоме были найдены четыре мутации, влияющие на период ритмов выведения и двигательной активности имаго {15, 16] (Smith, Konopka, неопубликованные данные). Три из них — аллельные и локализованы в области ЗВ1-2. Четвертая находится в области 10; она удлиняет периоды обоих ритмов на 1,5 ч. Три мутации из области ЗВ1-2 относятся к локусу per. Изменения этого локуса могут сокращать период ритма до 19 ч (pers), удлинять его до 29 ч (per1) или вовсе уничтожать ритмичность (per0). Свободнотекущие периоды обоих ритмов у D. melanogaster такие же, как у D. pseudoobscur а.
Аллели per1 и per0 почти полностью рецессивны по отношению к гену дикого типа, тогда как per5 проявляет неполное доминирование. У гетерозигот pers/+ и pers/perl периоды промежуточные между периодами соответствующих гомозигот. Аллель per0 ведет себя как отсутствие области ЗВ1-2, из чего можно заключить, что при этой мутации не образуется активного генного продукта.
Хотя мутации pers и per1 резко изменяют периоды ритмов выведения и подвижности имаго, оба периода все же остаются мало зависимыми от температуры в диапазоне от 18 до 25 °С. Однако температурная зависимость при этих двух мутациях противоположна: у мутантов per1 период с повышением температуры удлиняется, а у pers — укорачивается (Konopka, Pittendrigh, неопубликованные данные); иными словами, при низких температурах периоды обоих мутантов приближаются к периоду дикого типа. Таким образом, эти мутации влияют и на чувствительность колебателя к температуре.