Средства освоения Мирового океана и тенденции их развития
Накопленный опыт показывает, что в решении задачи освоения Мирового океана существенную, если не определяющую роль играют научные исследования, преследующие различные цели: освоение минеральных и биологических ресурсов, обеспечение нормальной деятельности транспортного и военно-морского флотов, сбор научной информации о процессах, протекающих в гидросфере и атмосфере.
Осуществление этих исследований требует использования различной измерительной аппаратуры, различны методики проведения исследований и способы добычи полезных ископаемых. Поэтому эффективное выполнение исследовательских работ и работ по непосредственному освоению минеральных ресурсов требует использования комплекса плавучих технических средств. Этот комплекс включает плавучие технические средства различных назначений: обеспечивающие проведение фундаментальных научно-исследовательских работ; осуществляющие поиск и разведку полезных ископаемых; вспомогательные средства, обеспечивающие функционирование первых трех групп. В него входят суда и плавучие технические средства различных типов; некоторые из них можно использовать только по одному назначению, другие —по нескольким.
Научные исследования осуществляют в основном научно-исследовательские суда и с помощью буйковых систем, обеспечивающих регулярное поступление информации. Поиск и разведку полезных ископаемых ведут специальные суда, в том числе и суда разведочного бурения, а также плавучие буровые установки (платформы) для разведочного бурения. Эксплуатационное бурение, добыча нефти и газа производятся со стационарных платформ.
Специальные суда создают для добычи железомарганцевых конкреций и для их обогащения (плавучие горно-обогатительные комбинаты — плавгоки). Функционирование этих средств обеспечивают вспомогательные суда, в том числе универсальные и суда снабжения, буксиры, завозчики якорей, суда для подводно-технических работ. Монтаж буровых установок осуществляют крановые суда и плавкраны; прокладку подводных трубопроводов — суда трубоукладчики.
Необходимость в большом масштабе работ под водой потребовала создания специальных средств обеспечения длительного пребывания человека в условиях повышенного давления, которые образовали свой тип технических средств.
Особую группу средств составляют обитаемые и необитаемые подводные аппараты. Применение их универсально: при научных исследованиях, обслуживании устьевого оборудования скважин, подводных трубопроводов и "в других областях производственно-хозяйственной деятельности, в частности в рыбном хозяйстве, при поиске затонувших объектов.
По сравнению с надводными судами они обладают преимуществами, связанными с возможностью вести исследования по всей толще вод и на грунте. К этим преимуществам относятся: повышение достоверности информации, возможность взять большое число проб грунта, совместив с описанием и фотосъемкой мест, где взяты пробы. Обитаемые подводные аппараты (ОПА) расширяют не только исследовательские» но и производственные возможности. Их успешно используют для поиска, осмотра и ремонта подводных объектов, в первую очередь трубопроводов и кабелей.
За рубежом с помощью подводных аппаратов выполняют различные работы: исследования в интересах рыбного хозяйства, поиск затонувших объектов, спасательные работы, исследования морского дна и отдельные работы по заказам военно-морского флота. Распределение эксплуатационного времени ОПА имеет следующий характер: обслуживание морских нефтепромыслов 50 %, укладка в грунт труб и кабелей 20 %, подводные и аварийно-спасательные работы 12 %, биологические и геологические исследования, контроль за загрязнением и другие работы 18 %.
Первыми подводными аппаратами считают батисферы и гидростаты. В 1953 г. были созданы швейцарский батискаф «Триест» и французский ФНРС-3. В Советском Союзе в это время использовали гидростат ГК.С-6 и подводную лодку «Северянка», на которой были установлены иллюминаторы, светильники, устройства для взятия проб с грунта и другое оборудование.
Подводные аппараты классифицируют по нескольким признакам: по назначению (исследовательские, производственные,, транспортные); по способу доставки к месту погружения (буксируемые, транспортируемые на борту судна-носителя, автономные); по способу удержания на глубине и, наконец, по основным технико-эксплуатационным элементам: водоизмещению, глубине погружения, скорости.
Общее число эксплуатируемых ОПА к концу 70-х гг. было немногим более ста. За последние годы средний темп прироста их численности превышает 25 % в год. Судя по тенденции роста объема подводных работ, можно полагать, что темп прироста числа обитаемых аппаратов сохранится.
Наиболее крупные поставщики подводных аппаратов на Мировом рынке — американская фирма «Перри океанографик» (аппараты типа ПК) и канадская фирма «Интернейшнл хайдродайнемикс» (аппараты «Пайсис»), фирмы ФРГ «Брукер физик АГ» (аппараты «Мермайд») и «Машиненбау Габлер» (ОПА «Тоурс»).
Аппараты канадской постройки «Пайсис» водоизмещением от 7 до 11 т с глубиной погружения от 1000 до 2000 м обладают высокими технико-эксплуатационными характеристиками и используются для научных исследований, спасательных операций, подводных работ по укладке кабелей и трубопроводов на морском дне и обслуживания морских нефтепромыслов. Всего к началу 1980 г. было построено 15 аппаратов «Пайсис», два из них приобретены Институтом океанологии АН СССР и были использованы при изучении океанов, Красного моря и озера Байкал.
Подводные аппараты, построенные в ФРГ фирмой «Брукер физик АГ», имеют глубину погружения от 300 до 1000 м (проект «Мермайд-VIII»). Водоизмещение аппаратов в пределах от 10 до 18 т. Аппарат «Мермайд-VI» оборудован сферической камерой для выхода водолазов и для спасательных целей. Скорость хода (подводная) около 3 уз, экипаж — два человека, кроме этого на борту находятся два водолаза. Стоимость аппарата около 1,5 млн. марок ФРГ (850 тыс. долл.) (рис. 1.6).
Автономные ОПА, проектируемые фирмой «Машиненбау Габлер», представляют собой малые подводные лодки с довольно высокими технико-эксплуатационными характеристиками. ОПА ТОУРС-200/500 имеет водоизмещение около 150 т, подводную скорость 11 уз, надводную 8 уз, предельную глубину погружения 500 м.
ОПА ТОУРС-430/500 предназначен для исследования морского дна, осмотра подводных кабелей, трубопроводов и бурения скважин глубиной до 200 м. Предельная глубина погружения этого аппарата 500 м. Экипаж аппарата — восемь человек и дополнительно три специалиста по бурению и два водолаза. Скорость подводного хода 10,5 уз (экономическая 8 уз), скорость надводного хода — 10,5 уз. Дальность плавания 2200 миль. На борту предусмотрена бурильная установка для прохода скважин с морского дна. Водоизмещение довольно значительно 830 т, стоимость постройки 40,0 млн. марок (около 23 млн. долл.). Строят аппараты в Англии, Франции и Японии.
Французский центр подводных исследований СНЕКСО реализует проект аппарата с глубиной погружения до 5000 м. Однако анализ статистических данных за 70-е гг. показывает, что подводные аппараты с глубиной погружения более 2000 м практически не строят, основное внимание уделяют отработке конструктивных типов и совершенствованию технических решений для аппаратов, рассчитанных на умеренные глубины.
В Советском Союзе находятся в эксплуатации ОПА отечественной постройки «Север-2» водоизмещением около 39 т ТИНРО-2, водоизмещением 10,5 т и др. (рис. 1.7 и 1.8).
ОПА «Север-2» имеет стальной цилиндрический прочный корпус, обеспечивающий погружение на глубину до 2000 м. Легкий корпус и балластные цистерны изготовлены из стеклопластика. Значительная часть приводных механизмов и источники энергии сделаны в погружном исполнении и размещены вне прочного корпуса. Это обеспечивает большую безопасность эксплуатации аппарата и надежность, в том числе и на больших глубинах. Для вертикальных перемещений ОПА оборудованы поворотными винтами в насадках.
| |||
|
|
Подводный аппарат ТИНРО-2 хотя и предназначен для меньших глубин (до 400 м), имеет ряд сходных технических решений: цилиндрический прочный стальной корпус и легкий корпус из стеклопластика. Вертикальные перемещения обеспечивают гребные винты, расположенные в трубах легкого корпуса.
В 1976 г. создана многоместная подводная лаборатория «Бентос» с глубиной погружения 300 м, командой 12 чел. и автономностью до 12 сут [51]. В это же время институт океанологии построил аппарат «Аргус» с глубиной погружения до 600 м [47].
В процессе эксплуатации в промежутках между погружениями подводные аппараты нуждаются в «сухом» осмотре и обслуживании. Этот вопрос решают путем создания системы «обитаемый подводный аппарат — судно-носитель», на борт которого поднимается подводный аппарат для обслуживания. Однако функции судна-носителя значительно шире: транспортировка ОПА к месту работ, хранение его на борту, размещение гидронавтов и др.
На первых стадиях эксплуатации ОПА в районах с благоприятной гидрометеорологической обстановкой использовали простые носители — понтоны-катамараны. После успешного применения судна-носителя «Тритон» (Франция) создают специальные суда-носители ОПА главным образом путем переоборудования.
Требования обеспечения высокого уровня надежности безопасной эксплуатации подводных аппаратов обусловливают установку на судах-носителях и самих аппаратах специальных спуско-подъемных устройств, средств связи с аппаратами и их обнаружения, как в подводном положении, так и после всплытия на поверхность. Этим требованиям удовлетворяют отечественные суда-носители «Ихтиандр» и «Одиссей», предназначенные для базирования аппаратов «Север-2» и ТИНРО-2. Подводный аппарат на этих судах размещен в бортовом ангаре, снабженном раздвижным бортом и выдвижным спуско-подъемным устройством. Опыт десятков погружений аппарата «Север-2» в различных районах от Норвежского моря до Индийского океана показал высокую надежность такой конструкции.
Интересно отметить, что в связи с освоением районов с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями возможно создание подводных лодок-носителей подводных аппаратов, позволяющих базировать до двух подводных аппаратов водоизмещением до 50 т. Хотя аппараты при этом можно использовать практически вне зависимости от состояния моря, что, естественно, повышает их эффективность, по-видимому, в ближайшей перспективе основным типом носителей подводных аппаратов останутся все же надводные суда.