Определение интенсивности воздействия расчетной нагрузки
Введение
Конструкция дорожной одежды запроектирована с учетом категории дороги, интенсивности движения, состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий района строительства, обеспечения строительными материалами.
Конструирование и расчет дорожной одежды произведен в соответствии с требованиями ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд». В соответствии с заданием дорожная одежда принята капитального типа с асфальтобетонным покрытием.
Произведен расчет конструкции дорожной одежды по трем критериям прочности:
- сопротивление упругому прогибу всей конструкции
- сопротивление сдвигу в грунтах и слоях из слабосвязных материалов;
- сопротивление растяжению при изгибе;
Наряду с расчетом на прочность, выполнена проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость.
Заданный коэффициент надежности равен 0,95. Срок службы, соответствующий заданному уровню надежности составляет Тсл=15 лет. Перспективная интенсивность грузового движения на 2027 год составила 4320авт/сут. Требуемый минимальный модуль упругости равен 235 МПа, Е расч=288МПа.
Принята конструкция:
Однослойное покрытие: из плотного асфальтобетона, приготовленного из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа Б марки I, на БНД60/90 толщиной 4см.
Двухслойное основание: верхний слой - из пористого асфальтобетона, приготовленного из горячей крупнозернистой щебеночной смеси марки I, на БНД 60/90 толщиной 8 см; нижний слой - из фракционированного щебня марки 1000 (из прочных горных пород), уложенный в два технологических слоя: фракций 40-80см по способу заклинки асфальтобетоном толщиной 12см и фракций 40-80см (щебеночные смеси непрерывной гранулометрии для оснований С4=80) без заклинки толщиной 20см ; Дополнительный слой основания: из песка средней крупности толщиной 30см.
На прямых участках ширина покрытия 7,5 м. Укрепленные полосы обочины по типу основного покрытия по 0,75 м с обеих сторон.
Поперечный профиль конструкции дорожной одежды приведен на чертеже, лист … графической части.
Исходные данные для расчета
Категория дороги – II;
Дорожно-климатическая зона – III1; Район – Спасский;
Схема увлажнения верха земляного полотна – 2;
Грунт земляного полотна – супесь легкая крупная;
Глубина промерзания – 155см;
Интенсивность движения на первый год службы дорожной одежды,
N0 = 3212 авт/сут;
Прирост интенсивности движения, р - 2,3%;
Состав движения :
легковые – 50%;
грузовые – 47%,
в т.ч.: до 2т – 12%,
до 5т – 12%,
до 8т – 19%,
> 8т - 4%;
автобусы - 3%.
Заданный коэффициент надежности – 0,95;
Тип дорожной одежды - капитальный;
Срок службы одежды до первого капитального ремонта -15лет;
Коэффициент уплотнения грунтов рабочего слоя – 0,98;
Геометрические параметры верха земляного полотна:
ширина полосы движения, Впд – 3,75м,
ширина проезжей части Впч – 7,5м,
ширина обочины, Воб – 3,75м,
крутизна откоса, 1 : m = 1 : 4.
Укрепление обочины:
по типу проезжей части – 0,75м, уклон 20‰;
каменными материалами – 2,25м, уклон 30‰;
засевом трав – 0,75м, уклон 50‰ .
2. Определение требуемого коэффициента прочности дорожной одежды К р пр
Требуемый коэффициент прочности принимается по табл.3.1 ОДН в зависимости от видов расчета, категории дороги, типа дорожной одежды и заданного уровня надежности. Дорожная одежда – капитального типа с асфальтобетонным покрытием.
К р пр =1,20-по критерию упругого прогиба
К р пр =1,00-по критерию сдвига и растяжения при изгибе.
Определение параметров расчетной нагрузки
Назначение типа нагрузки
При наличии в составе потока тяжелых автомобилей с нагрузкой на ось 110кН или 130кН более 10% от грузового движения указанная нагрузка принимается в качестве расчетной.
Проверка:
0,04 : 0,47=0,085 ~ 8,5% очень тяжелых автомобилей с нагрузкой на ось 110кН в составе грузового потока менее 10%.
За расчетную принята нагрузка 100кН.
Таблица 1. Основные данные расчетной нагрузки
Группа расчетной нагрузки | Нормативная статическая, кН | Расчетные параметры | ||
На ось | На покрытие от колеса расчетного автомобиля | Удельное давление колеса на покрытие, р, МПа | Диаметр отпечатка расчетного колеса, D, см Динамика/статика | |
А1 | 0,60 | 37 / 33 |
Определение интенсивности воздействия расчетной нагрузки
Перспективная интенсивность на конец срока службы:
N15=N0(1+q Тсл), авт/сут
N15=3212(1+0,023×15)= 4320 авт/сут
Таблица 2.Интенсивность воздействия расчетной нагрузки
Состав движения на первый год и на 15 лет | Sm сумм | Nm×Sm сумм | ||||
легковые | 50% | 1606 авт/сут | 2160 авт/сут | |||
грузовые | 47% | 1510 авт/сут | 2030 авт/сут | |||
в т.ч.: до 2т | 12% | 385 авт/сут | 518 авт/сут | 0,005 | ||
до 5т | 12% | 385 авт/сут | 518 авт/сут | 0,2 | ||
до 8т | 19% | 610 авт/сут | 821 авт/сут | 0,7 | ||
> 8т | 4% | 130 авт/сут | 173 авт/сут | 0,7 | ||
автобусы | 3% | 96 авт/сут | 130 авт/сут | |||
Итого | 100% | 3212 авт/сут | 4320авт/сут | 1-Σ597 | 15-Σ803 |
Приведенная к расчетной нагрузке на одну полосу среднесуточная интенсивность: Nр=fпол× Σ (Nm×Sm сумм), ед/сут fпол
Nр=0,55×803=442 ед/сут – на последний год (15лет)срока службы
Nim-суточная интенсивность в первый год службы
Sm сумм-cуммарное расчетное число приложения расчетной нагрузки к расчетной точке на поверхности конструкции за срок службы
Σ Nр=fпол× Tрдг×0,7×kn, ед/сут
Tрдг=125дней
Kn =1,49 – коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого
Kc -
Kc= =
q - показатель изменения интенсивности движения данного типа автомобилей по годам
Σ Nр=0,55× (597×17.24)125×0,7×1,49= 738021 =7×105
или
Σ Nр= 0,7×Np - на последний год
Σ Nр= 0,7×442 =7×105
Среднее значение приложения нагрузки за 15 лет
Σ Nр =