Практическое занятие № 13
1.Тема: Методы исследования и семиотика поражений органов кроветворения у детей.
2.Цель:
Студент должен знать:
· возрастные особенности периферической крови у детей
· методику исследования органов кроветворения у детей
· методику проведения и оценку эндотелиальных проб
· методы исследования органов кроветворения
Студент должен уметь:
· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии системы кроветворения
- провести объективное исследование органов кроветворения у детей, описать результаты исследования в определенной последовательности и сделать по ним заключение
· оценить клинический анализ крови у детей разного возраста
· оценить биохимический анализ крови у детей (общий белок и белковые фракции, кальций, сывороточное железо, билирубин и его фракции, аланиновая и аспарагиновая трансаминазы)
3.Вопросы для самоподготовки
1. Состав периферической крови в первые дни после рождения:
· характеристика эритропоэза, физиологическая полицитемия, макроцитоз, содержание эритроцитов, гемоглобина, состав гемоглобина;
· гематокрит;
· физиологический ретикулоцитоз;
· осмотическая резистентность эритроцитов;
· скорость оседания эритроцитов;
· время жизни эритроцитов, физиологическая желтуха новорожденного;
· лейкопоэз, физиологический лейкоцитоз, палочко-ядерный сдвиг лейкоцитарной формулы влево;
· процентное содержание нейтрофилов и лимфоцитов после рождения, на 5 день жизни (первый перекрест), старше 5-ти дневного возраста, в возрасте 5 лет (второй перекрест) и старше;
· тромбоцитопоэз, функции тромбоцитов (ангио-трофическая, адгезивно-агрегационная, роль в первичном гемостазе – образовании тромбоцитарного тромба, ретракции кровяного сгустка).
2. Особенности состава периферической крови у детей грудного возраста и старше года.
3. Алгоритм определения возраста здорового ребенка по гемограмме:
- оценка % содержания нейтрофилов и лимфоцитов;
- оценка эритропоэза;
- заключение о предполагаемом возрасте.
4. Особенности системы свертывания крови, звенья гемостаза – первичный (сосудисто-тромбоцитарный), вторичный (плазменный)
· исследование сосудисто-тромбоцитарного гемостаза: длительность капиллярного кровотечения по Дюке, число тромбоцитов крови,
· исследование плазменного гемостаза: время свертывания крови по Ли-Уайту, Бюркеру,
активность факторов – ХII, ХI, IХ, VIII, У, У11, 11 ( протромбин), фибриноген
5. Методы исследования органов кроветворения у детей: клинический анализ крови,
· биохимический анализ крови (общий белок и белковые фракции, кальций, сывороточное железо, билирубин и его фракции, аланиновая и аспарагиновая трансаминазы)
- УЗИ периферических лимфоузлов и лимфоузлов брюшной полости;
- биопсия лимфатического узла;
- гребешковая пункция костного мозга, показания;
- миелограмма здорового ребенка;
- особенности миелограммы при лейкозе, идиопатической тромбоцитопенической пурпуре;
- люмбальная пункция, значение в диагностике нейролейкоза и его профилактике;
- компьютерное исследование лимфатических узлов брюшной полости с контрастным веществом (омнипак).
6. Исследование параметров крови с помощью гематологического анализатора.
7. Основные синдромы при заболеваниях крови у детей:
· анемический, степени тяжести анемии;
· синдром лейкоцитоза и лейкопении, лейкемоидные реакции;
· тканевого дефицита железа (сидеропенический), метаболизм железа, его распределение в организме;
· геморрагический (синдром кровоточивости). Типы кровоточивости, связь с патологией: гематомный (гемофилия), петехиально-пятнистый (идиопатическая тромбоцито-пеническая пурпура, вторичная тромбоцитопения при лейкозе), васкулитно-пурпурный (системный микротромбоваскулит), ангиоматозный;
· токсический (лейкоз, лимфогранулематоз);
· пролиферативный (увеличение лимфатических узлов, гепатомегалия, спленомегалия);
· гемолитический (синдром желтухи)
8. Понятие об основных нозологических формах заболеваний крови у детей:
· железодефицитные состояния (латентный дефицит железа, железодефицитная анемия);
Факторы, предрасполагающие к развитию анемии у детей первого года жизни (смена типа гемоглобина, недоношенность, крупный вес при рождении, рождение из двойни, наличие анемии у матери во время беременности, дефекты питания – кормление ребенка искусственными неадаптированными смесями в виде молока и кефира в первом полугодии, позднее введение мясного пюре после 8 мес.)
- белково-витаминодефицитные анемии; роль витамина В 12, фолиевой кислоты, мегалобластные анемии при их дефиците;
- острые постгеморрагические анемии;
- гемолитическая сфероцитарная анемия Минковского-Шоффара;
- гипопластические анемии;
- идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура;
- системный микротромбоваскулит;
- коагулопатии, гемофилия;
- лейкоз;
- лимфогранулематоз.
4. Основные понятия темы: дети, возрастные особенности периферической крови, биохимический анализ крови, лимфоузлы, миелограмма, инструментальные методы исследования органов кроветворения, синдромы поражения органов кроветворения, основные нозологические формы заболеваний крови.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Анатомофизиологические особенности, методы исследования и семиотика поражений органов кроветворения у детей. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2009 . – 51 с.
4. Лекционный материал.
Дополнительная:
1.Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.
2.Пропедевтика детских болезней: Практикум. Под ред. В.В.Юрьева. – СПб.: Питер, 2003.– 352 с.
3. Анемии у детей: диагностика, дифференциальная диагностика, лечение: пособие для врачей-педиатров и гематологов / Н.А.Финогенова и др. -М.: МАКС Пресс, 2004. – 216 с.
4. Гематология/ онкология детского возраста. Под редакцией А.Г. Румянцева и Е.В. Са мочатовой.-М.: ИД Медпрактика, 2004 .- 792 с.