Лекция 10. Гармонизация российских принципов аккредитации с международными
Продукцию, законно допущенную к реализации в какой-либо стране-участнице ЕС, разрешается свободно реализовывать также в остальных странах ЕС. Этот принцип взаимного признания, называемый либерализацией, утверждён в основном соглашении ЕС в разделе 100 b.
Там же установлено, что в областях, безусловно касающихся жизненных интересов - здоровья, безопасности людей, защиты потребителя и окружающей среды, национальные законы, предписания и стандарты должны быть приведены к единым общим обязательным требованиям. Этот процесс, называемый гармонизацией, осуществляется через основополагающие Директивы ЕС, которые разрабатываются и утверждаются Комиссией ЕС.
Наряду с обязательными Директивами в ЕС ведутся разработки общеевропейских технических нормативов в так называемых законодательно нерегулируемых областях, соблюдение которых не требуется с точки зрения государственных законов. Однако практика подтверждает, что выполнение этих норм дает производителям товаров существенные преимущества в условиях рыночной экономики. Цель европейских норм - обеспечить оптимизацию продукции по надежности, потребительской пригодности, заменяемости и т.д. Следует также отметить, что там, где установленные Комиссией ЕС основополагающие требования безопасности и защиты потребителя согласуются с техническими нормами, Директивы ЕС указывают на эти нормы. И только через такие ссылки европейские нормы могут отчасти получить статус обязательных в рамках ограниченной сферы действия. В курсе лекций по стандартизации мы упоминали, что гармонизацией имеющихся и разработкой новых общеевропейских стандартов занимаются европейские нормативные институты CEN/CENELEC в Брюсселе. К ним подключаются ассоциированные организации, такие как АЕСМА по нормам для воздушных сообщений и ETSI по телекоммуникациям. Эти организации являются ничем другим как объединением национальных нормативных организаций и Электротехнического европейского комитета. Последний широко известен в области стандартизации во всём мире.
В настоящее время работа по стандартизации ведётся более чем в 300 комиссиях. Практическая деятельность сосредоточена в национальных нормативных институтах. В Германии, например, это DIN, который в свою очередь учитывает интересы экономических, профсоюзных, потребительских, научных, государственных и др. кругов.
Комиссия ЕС считает, что нормативным институтам Европы недостает ещё одного руководящего органа и необходимо создать европейский совет по стандартизации. Его задачи - контроль за нормативами, разработка общих правил стандартизации, определение границ действия. Европейский форум должен поддерживать указанный совет как совещательный орган. В нём найдут своё место европейские экономические и государственные объединения, союзы потребителей, профсоюзы с целью оказания влияния на формирование европейских стандартов.
Разработки европейских нормативных институтов опираются на требования, устанавливаемые Комиссией ЕС. Через Директивы ЕС она учреждает все необходимые детали для европейских норм.
В некоторых случаях нет возможности создать полностью завершенный стандарт, потому что, например, технические разработки в этой отрасли ещё продолжаются. Тогда такой документ публикуется как предварительный стандарт, и для него к обозначению „EN" вводится дополнительное буквенное обозначение „V". Предварительные нормы дают ориентацию на будущие международные стандарты, не требуя при этом тотчас же отменять национальные.
В разработке европейских норм постоянно учитывается возможность их согласования с международными стандартами ISO. Уже сейчас многие европейские нормы являются идентичными международным. Все европейские нормы принимаются в Германии как действующие национальные (EN = DIN). Россия при разработке соих стандартов опирается на требования стандартов ISO.