Лекция 2. Служба государственного мониторинга недр. Основы методологии и методики организации мониторинга ПВ и ОГП
Система государственного мониторинга недр и его подсистемы
Государственный мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Объектом государственного мониторинга недр являются недра Республики Казахстан и происходящие в них процессы.
Государственный мониторинг недр функционирует во взаимодействии с иными системами мониторинга окружающей среды (атмосферы, поверхностных вод, земель, растительности, животного мира и др.).
Государственный мониторинг недр включается в международные программы глобального мониторинга недр и окружающей среды с участием Республики Казахстан.
Государственный мониторинг недр осуществляют Министерство геологии и охраны недр Республики Казахстан и его территориальные подразделения. Министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы, юридические и физические лица, располагающие материалами о состоянии и использовании недр, обязаны передавать их Министерству геологии и охраны недр Республики Казахстан.
Цели и задачи государственного мониторинга недр
Целью государственного мониторинга недр является информационное обеспечение рационального использования государственного фонда недр, включая подземные воды, а также управление недропользованием и охраной недр.
Основными задачами государственного мониторинга недр являются:
а) наблюдение за состоянием недр для получения данных, характеризующих:
- состояние горных пород, в т.ч. загрязнение их вредными химическими и радиоактивными компонентами;
- состояние подземных вод;
- опасные геологические процессы (экзогенные и эндогенные);
- месторождения полезных ископаемых;
- состояние полигонов захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра, подземные сооружения;
- геофизические, сейсмические и другие поля;
б) оценка состояния недр и недропользования;
в) составление прогнозов изменения состояния недр;
г) разработка рекомендаций для принятия административных решений соответствующими государственными органами по предотвращению, ослаблению или ликвидации негативных последствий изменения состояния недр;
д) представление информации о состоянии недр и недропользовании, факторах, оказывающих негативное воздействие на них, а также возможных чрезвычайных ситуациях, связанных с изменением состояния недр;
е) контроль и оценка эффективности мероприятий по предотвращению вредного воздействия на недра, а также экологическому оздоровлению недр и их рациональному использованию.
К объектам государственного мониторинга недр относятся природные
и природно-техногенные системы, включая горнорудные районы, нефтегазоносные провинции, бассейны подземных вод, месторождения полезных ископаемых, в том числе подземных вод, водоносные комплексы и горизонты, водоупорные толщи, геологические тела с протекающими в них геологическими процессами (карст, суффозия, эрозия и т.п.), геофизические, сейсмические, гравитационные и другие поля, участки недропользования и загрязнения недр, горные выработки и водозаборы и др.
В систему государственного мониторинга недр входит учет эксплуатационных запасов полезных ископаемых, в том числе подземных вод, недропользователей и недропользования, ведение государственного кадастра подземных вод, а также учет проявлений природных и природно-техногенных геологических процессов.
В зависимости от значимости изучаемых компонентов недр и происходящих в них процессов государственный мониторинг недр включает следующие подсистемы:
- государственный мониторинг загрязнения горных пород, включая зону аэрации;
- государственный мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых,
- нефти и газа;
- государственный мониторинг подземных вод;
- государственный мониторинг опасных геологических процессов, включая экзогенные и эндогенные;
- государственный мониторинг полигонов захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра, подземных сооружений;
- государственный мониторинг недропользования.
Основы методологии и методики организации мониторинга ПВ и ОГП
В 1996 г. сотрудниками КазИМСа разработана Концепция Государственного мониторинга подземных вод Республики Казахстан.
В организации МПВ должны участвовать местные, федеральные и правительственные организации. В связи с этим необходимо более четко определить и конкретизировать решаемые задачи МПВ различных уровней.
Государственный мониторинг подземных вод (ГМПВ) в структурном отношении является подсистемой Государственного мониторинга недр и представляет систему наблюдений за состоянием качества и количества подземных вод для обеспечения их рационального использования, оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
В зависимости от сферы территориального ведения, детальности изучения государственный мониторинг подразделяется на локальный, региональный и республиканский.
Основой государственного мониторинга недр является наблюдательная сеть, создаваемая на площадях с естественным и нарушенным природным состоянием. Она включает государственную сеть наблюдений, ведомственные и частные сети, а также сети местных исполнительных органов.
Ведение государственного мониторинга недр на пунктах и полигонах государственной сети наблюдений может осуществляться организациями по госзаказу на конкурсной основе. Создание и эксплуатация ведомственных и частных сетей, сетей местных исполнительных органов закрепляются в лицензиях и контрактах на право пользования недрами, а также в других документах на право природопользования, и финансируется за счет их собственных средств.
В настоящее время на территории Казахстана действуют 400 режимных постов, включающих в себя 6773 наблюдательных пункта. Тематика исследований, проводимая на режимных гидрогеологических постах, разнообразна и широка, тем не менее, существующая сеть не в полной мере отвечает требованиям ГМПВ, которая в этой связи подлежит пересмотру и развитию. Она распределена неравномерно и в основном сосредоточена в районах освоенных территорий, тогда как крупные регионы нефтегазовых провинций и районы экологического бедствия остаются недоизученными.
Изучение состояния подземных вод в республике проводится с 1940 г. организациями гидрогеологической службы и другими ведомствами. Однако имеющиеся пункты наблюдений, их размещение и оснащенность, состав и комплекс наблюдений имеют недостаточную целевую направленность и не в полной мере учитывают сложившуюся в республике геоэкологическую обстановку и масштабы техногенной нагрузки.
Наблюдательная сеть расположена неравномерно и в большинстве случаев построена в отдельных частях артезианских бассейнов без достаточного учета динамики формирования естественных ресурсов и гидрогеохимических условий крупных гидрогеологических систем.
Материалы режимных наблюдений обобщаются по отдельным областям и остаются недостаточно увязанными между собой в целом по бассейну, где формируются и размещаются естественные ресурсы и запасы подземных вод.
Вследствие этого сотрудниками КазИМСа предложено в качестве основного объекта изучения ГМПВ брать гидрогеологические бассейны подземных вод, имеющие четкие геолого-структурные границы. Управление ресурсами и качеством подземных вод по бассейнам является весьма важной народнохозяйственной задачей, поскольку на этой базе можно решить вопросы перераспределения ресурсов не только между внутренними территориями, но и смежными государствами.