Предложения с прямой речью
Прямая речь - это слова какого-либо лица, передаваемые от егоимени. Прямая речь всегда пишется в кавычках с большой буквы, сопровождается словами автора.
,,П”, - а. ,,П! ”- а. ,,П? ”- а.
А:,,П”. А:,,П!”. А:,,П?”.
,,П, - а, -п.” ,,П,-а.-П.
8. Диалог – это разговор двух или более лиц.
Диалог состоит из реплик. Реплика – слова, обращенные к собеседнику. Реплики разных лиц пишутся с новой строки и в кавыки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире.
Лингвистика (языковедение, языкознание) – наука о языке.
Литературный язык - ядро языка, для которого характерна система норм.
Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.
· Произносительные нормы: свёкла, звонИт, квАртал,столЯр.
· Морфологические нормы (правила изменения слов): клади-ложи? местов-мест?
3) Синтаксические нормы (правила соединения слов): Молодёжь
ездят-ездит?
· Стилистические нормы (употребление средств в определенной
ситуации): похитить (книжн.)- стянуть (просторечн.)?
· Нормы правописания (орфографические и пунктуационные правила).
РАЗДЕЛ 7. ТЕКСТОВЕДЕНИЕ
Текст – это несколько предложений связанных по смыслу и грамматически.
Признаки текста:
1. Тема
2. Идея
3. Заглавие
4. Делимость на смысловые части (начало, основная часть, конец)
5. Смысловая связность.
6. Композиционная завершенность.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Идея – это то, что хотел донести до нас автор, то, к чему призывает.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Стили речи: научный, художественный, официально-деловой, публицистический, разговорный.
Средства связи:
Лексические средства:
- Лексические повторы (повторы одного и того же слова или однокоренного слова).
- Синонимы
- Антонимы
- Описательный оборот
Морфологические средства:
- Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
- Использование личных (он, она, они), указательных (этот, тот, эта, та, эти, те) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
- Наречия.
-
Типы речи— это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо. Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Тип речи, основная задача автора, использующего этот тип речи | Основные вопросы, характерные для данного типа речи |
ПовествованиеК текстам повествования можно задать вопрос что произошло? Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой. Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования — динамичность. Ведущая часть речи — глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т. д.). Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей. | Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? |
ОписаниеК тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет? Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет. Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод — общая оценка предмета. Описание используется в текстах любого стиля. | Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? |
РассуждениеК тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями. Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис — это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы — это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод — итог размышления. Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах лю- бого стиля. | Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит? |
Стиль речи - это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.
Стиль речи | Разговорный | Книжный | |||
Разговорный | Научный | Официально- деловой | Публицистический | Художественный | |
Цель (зачем?) | Обмен мыслями, впечатлениями, общение | Сообщение, передача научной информации | Точная передача деловой информации | Сообщение, воздействие на слушателей или читателей | Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) | Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания | Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги | Официальная обстановка; деловые бумаги | Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях | Художественная литература |
Особенности | Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты | Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств | Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность | Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности | Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей |