Частнометодические принципы орфографии
- фонематический принцип (сопоставления звуков слабой позиции со звуками сильной позиции в определенной морфеме).
- фонетический принцип (сопоставления звука и его фонетического окружения).- морфологический принцип ( единообразное написание одних и тех же морфем).
- традиционный принцип (закрепленное написание традицией).
- лексико-синтаксический принцип (основан на противопоставлении слова и словосочетания).
- словообразовательно-грамматический принцип ( устанавливает слитное или дифисное написание сложных прилагательных по формальному признаку).
Русская орфография, как система правил, включает разделы:
1. Правила передачи звуков (фонем) буквами в составе морфем и слов.
2. Правила о слитных, дефисных и раздельных написания слов.
3. Правила употребление строчных и прописных букв.
4. Правила переноса слов с одной строки на другую.
5. Правила графического сокращения слов.
В учебниках по русскому языку для школ РБ избран рассредоточено-групповой способ размещения орфографического материала: в курсе 4-го класса дается представление об орфографии как системе единообразных писаний, среди которых выделяются три группы: проверяемые, фонетические традиционные написания; в курсе 5-го класса изучаются правила, связанные с осмыслением учащимися значений словообразовательных формантов, а так же позиционных и исторических чередований, которые происходят в значимых частях слова с морфологическими особенностями слов именных частей речи.
Обучение орфографии представляет собой непрерывный процесс, составляющими которого являются: а) создание психологических и методических предпосылок для подготовки учащихся к восприятию орфографии как системы единообразных написаний (развитие орфографической памяти и орфографической зоркости при изучении пропедевтического курса синтаксиса и пунктуации, разделов «Язык и речь», «Текст»); б) овладении е учащимися орфографией как системой единообразных написаний в курсе 4-го класса; в) изучение орфографических правил, базирующихся на морфологических особенностях и синтаксических свойствах слов знаменательных и служебных частей речи (5-7-е классы); г) обобщение и систематизация орфографического материала, совершенствование орфографических навыков;
д) попутное повторение орфографических правил, совершенствование орфографических навыков, словарно-орфографическая работа при изучении лексики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, при подготовке учащихся к написанию творческих работ.
Организуя работу над орфограммой, исходят из учета основных линий общего психологического развития ребенка: наблюдение, мышление, практическое действие. В соответствии с этим в изучении орфограмм и орфографического правила выделяют три этапа: 1) ознакомление с орфограммой; 2) осмысление и запоминание орфографического правила; 3) применение изученного правила в процессе письма.
28. Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами: этапы работы, критерий выбора методов и приемов работы на каждом из этапов. Виды упражнений по орфографии. Методика ознакомления учащихся с приемами усвоения непроверяемых написаний. Орфографический разбор и методика его проведения.
Организуя работу над орфограммой, исходят из учета основных линий общего психологического развития ребенка: наблюдение, мышление, практическое действие. В соответствии с этим в изучении орфограмм и орфографического правила выделяют три этапа: 1) ознакомление с орфограммой; 2) осмысление и запоминание орфографического правила; 3) применение изученного правила в процессе письма.
Ознакомлению с орфограммой предшествует актуализация опорных знаний, умений и навыков, которые необходимы для понимания учащимися правила, структуры орфографического действия и повышения эффективности управления им со стороны учителя.
Осмысление орфографического правила начинается с того, что его формулировка сверяется с той, которая дана в учебнике. Учитель анализирует структуру правила; условия, от которых зависит написание; норму, действующую при данных условиях; последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
Далее учитель организует учебную деятельность школьников таким образом, чтобы облегчить им усвоение и запоминание орфографического правила. С этой целью учащимися: 1) предлагается несколько раз про себя прочитать правило, запомнить условия, при которых действует данная норма, а затем – орфографическую норму; 2) назвать условия; 3) указать орфографическую норму.
Далее учитель проверяет, как орфографическое правило усвоено учащимися. С этой целью учащимся предлагается: 1) воспроизвести изученное правило, 2) составить схему, отражающую сущность изученной орфограммы.
Формирование орфографического умения осуществляется в процессе выполнения системы упражнений.