Выясните, в значении каких логических союзов употреблены
грамматические союзы в следующих предложениях:
1) Плывёт по реке не то лодка, не то бревно.
2) Ни берёз, ни дубов мы больше не встречали.
3) Дождь то начинал хлестать крупными тёплыми каплями, то переставал.
4) С поезда сошли мы, да какой-то старик.
5) «Стоило отцу заикнуться о плате, как капитан с яростью принимался сопеть». (Р.Л. Стивенсон)
6) Каждый член бригады получит премию, если хотя бы один из них перевыполнит плановое задание.
С помощью таблиц истинности определите, являются ли
следующие формулы законами логики:
┐(a → b) ≡ a Λ ┐b
┐(┐a V ┐b) ≡ a Λ b
┐(a Λ b) ≡ ┐a V ┐b
((a → ┐(b Λ с)) Λ ┐(┐b V ┐c)) → ┐а
Установите с помощью логического квадрата отношения между
суждениями по истинности в следующих парах:
1) Каждый школьник умеет строить биссектрису угла. – Некоторые школьники не умеют строить биссектрису угла.
2) Неверно, что все дети послушны – Некоторые дети являются послушными.
3) Все книги – рукописные. – Ни одна книга не является рукописной.
4) Не все насекомые летают. – Нет насекомых, которые бы не летали.
5) Некоторые насекомые летают. – Насекомые летают.
5. Определите вид модальности в следующих суждениях:
1) Вероятно, молоко было одним из первых продуктов сельского хозяйства.
2) Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах.
3) Разрешен проезд автомобилей при зеленом свете светофора.
4) Невозможно построить вечный двигатель.
5) «Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам» (Л. Толстой)
6) Поход в горы лучше любого круиза.
7) Всё равно, где жить, если вокруг тебя друзья.
8) Мне неважно, как ты учишься.
Занимательная задача:
В авиационном подразделении служат Утконосенко, Крокодиладзе, Гиппопотамян, Змеюкин и Муравьедский. Их специальности: пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик.
Определите, какую специальность имеет каждый из них, если известны следующие факты.
§ Крокодиладзе и Змеюкин не знакомы с управлением самолета.
§ Утконосенко и Змеюкин готовятся стать штурманами.
§ Квартиры Крокодиладзе и Муравьедского находятся рядом с квартирой радиста.
§ Гиппопотамян, находясь в доме отдыха, встретил Крокодиладзе и его жену, которая в то же время является сестрой синоптика.
§ Утконосенко и Крокодиладзе в свободное от работы время играют в шахматы с бортмехаником и пилотом.
§ Змеюкин, Гиппопотамян и синоптик увлекаются боксом.
§ Радист боксом не увлекается.
Литература:
Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики. Учебник. - М., 1998. С. 46-54.
Гетманова А. Д. Логика для юристов. Со сборником задач. – М.: КНОРУС, 2012.
Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М.: Владос, 1995. С. 72-86.
Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. С. 75-79, 160-169.
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. С. 78-103.
Кузина И. Б. Практическая логика. Упражнения и задачи с объяснениями способов решения. - М., 1996. С. 59-79.
Никифоров А. Л. Логика. – М.: Издательство «Весь мир», 2001. С. 60-74.
План семинара № 7
по теме: Основные законы логики (2 часа)[12]
1. Законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания
2. Законы логики высказываний (модусы, законы контрапозиции, Клавия и др.)
Контрольные вопросы:
1. К каким ошибкам приводит нарушение логических законов?
2. Что такое софизмы? Придумайте (или вспомните) пример какого-нибудь софизма и покажите, каким образом нарушается в нём закон тождества.
3. Что такое контактные и дистантные противоречия? Придумайте по одному примеру контактных и дистантных противоречий.
4. Что такое явные и неявные противоречия? Придумайте по одному примеру явных и неявных противоречий. Почему дистантные и неявные противоречия встречаются в интеллектуально-речевой практике намного чаще, чем контактные и явные?
5. Что такое мнимые противоречия? Приведите два или три примера мнимых противоречий.
6. Какую роль играет закон достаточного основания в обыденном мышлении и повседневной жизни? Отвечая на этот вопрос, надо принять во внимание, что человеку, как это ни печально, свойственно лгать.
7. Что такое модусы? Назовите известные вам модусы, запишите их в символической форме.
Практические задания[13]: