Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос

С5.Назовите любые три группы потребностей человека.

· биологические (физиологические),

· социальные,

· идеальные,

· экзистенциальные,

· престижные.

Максимальный балл – 2.

С5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.

· под потребностями человека понимается состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования,

· потребности не должны противоречить нравственным нормам общества,

· разумными являются те потребности, которые помогают развитию в человеке подлинных человеческих качеств

Максимальный балл – 2.

С5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о человеческой деятельности.

· под деятельностью понимается специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования,

· деятельность человека, в отличие от активности животных носит продуктивный, творческий, созидательный характер,

· человеческую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании

Максимальный балл – 2.

С6.Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

· наличие субъектов деятельности (учитель и ученики),

· наличие объекта деятельности (изучаемого предмета – физики),

· нацеленность на приобретение новых знаний и умений,

· использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторные работы) и преподавания (проблемный подход, лекции),

· использование средств обучения (учебник, рабочая тетрадь).

Максимальный балл – 3.

С7.Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. Аргументы:

· именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата),

· лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты – орудия труда.

Максимальный балл – 3.

С7.Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях.

Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.

· изготовление человеком орудий труда с помощью другого орудия,

· общение людей в процессе труда с помощью языка и речи,

· осознанность и целесообразность трудовой деятельности человека,

· накопление и передача опыта в виде традиций или предметов материальной культуры следующим поколениям.

Максимальный балл – 3.

С7.Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности.

Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения:

· игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения),

· учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Максимальный балл – 3.

С7.Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся.

С опорой на курс обществознания и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

· с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры),

· игры можно придумать, то есть игра как проявление творчества,

· можно менять правила игры, в результате чего игра фактически меняется,

· в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Максимальный балл – 3.

Наши рекомендации