Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос
С5.Назовите любые три группы потребностей человека.
· биологические (физиологические),
· социальные,
· идеальные,
· экзистенциальные,
· престижные.
Максимальный балл – 2.
С5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.
· под потребностями человека понимается состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования,
· потребности не должны противоречить нравственным нормам общества,
· разумными являются те потребности, которые помогают развитию в человеке подлинных человеческих качеств
Максимальный балл – 2.
С5.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о человеческой деятельности.
· под деятельностью понимается специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования,
· деятельность человека, в отличие от активности животных носит продуктивный, творческий, созидательный характер,
· человеческую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании
Максимальный балл – 2.
С6.Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
· наличие субъектов деятельности (учитель и ученики),
· наличие объекта деятельности (изучаемого предмета – физики),
· нацеленность на приобретение новых знаний и умений,
· использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторные работы) и преподавания (проблемный подход, лекции),
· использование средств обучения (учебник, рабочая тетрадь).
Максимальный балл – 3.
С7.Сравните три ситуации:
1) ураганный ветер валит в лесу деревья,
2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,
3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчистить делянку.
К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
Понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. Аргументы:
· именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата),
· лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты – орудия труда.
Максимальный балл – 3.
С7.Широкую известность приобрели исследования Дж. Лавик-Гудолл жизни шимпанзе в естественных условиях. По ее наблюдениям, шимпанзе используют соломинки или палочки для извлечения термитов; этими орудиями они протыкают отверстия в термитниках, заделанные мхом. Разжевывая массу прошлогодних листьев, обезьяны делают своего рода «губки», с помощью которых достают воду из углублений в деревьях.
Используя свои знания и учитывая наблюдения Лавик-Гудолл, сформулируйте существенные отличия трудовой деятельности человека от орудийных действий животных. Укажите три отличия.
· изготовление человеком орудий труда с помощью другого орудия,
· общение людей в процессе труда с помощью языка и речи,
· осознанность и целесообразность трудовой деятельности человека,
· накопление и передача опыта в виде традиций или предметов материальной культуры следующим поколениям.
Максимальный балл – 3.
С7.Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности.
Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения:
· игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения),
· учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).
Максимальный балл – 3.
С7.Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся.
С опорой на курс обществознания и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
В ответе могут быть даны следующие подтверждения:
· с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры),
· игры можно придумать, то есть игра как проявление творчества,
· можно менять правила игры, в результате чего игра фактически меняется,
· в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.
Максимальный балл – 3.