Место дисциплины в учебном процессе. Содержание Пояснительная записка . I Тематическое содержание раздела «Морфология»
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………. | |
I Тематическое содержание раздела «Морфология»….. | |
1.1 Введение в морфологию современного русского языка………………………………………………………………………………………….. 1.1.1 План темы…………………………………………………………………………. 1.1.2 Содержание темы………………………………………………………………. 1.1.2.1 Общее понятие о грамматике как научной дисциплине…………………………………………………………………………………………………… 1.1.2.2 Морфология как раздел грамматики……………………………. 1.1.2.3 Грамматические классы слов в современном русском языке…………………………………………………………………………………………….. 1.1.3 Контрольные вопросы для закрепления материала………. 1.1.4 Словарь по теме…………………………………………………………………. 1.2 Самостоятельные части речи…………………………………………. 1.2.1 Имя существительное………………………………………………….. 1.2.1.1 План темы……………………………………………………………………….. 1.2.1.2 Содержание темы……………………………………………………………. 1.2.1.2.1 Понятие имени существительного как части речи…… 1.2.1.2.2 Разряды существительных по лексическому значению………………………………………………………………………………………………… 1.2.1.2.3 Существительные нарицательные и собственные….. 1.2.1.2.4 Существительные одушевлённые и неодушевлённые………………………………………………………………………………………………… 1.2.1.2.5 Категория рода существительных……………………………… 1.2.1.2.6 Категория числа существительных…………………………… 1.2.1.2.7 Категория падежа существительных……………………….. 1.2.1.2.8 Склонение имён существительных……………………………. 1.2.1.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.2.1.4 Упражнения для самостоятельной работы…………………… 1.2.1.5 Словарь по теме…………………………………………………………..... 1.2.2 Имя прилагательное……………………………………………………… 1.2.2.1 План темы………………………………………………………………………… 1.2.2.2 Содержание темы……………………………………………………………. 1.2.2.2.1 Имя прилагательное как часть речи……………………….. 1.2.2.2.2 Разряды имен прилагательных………………………………….. 1.2.2.2.2.1 Качественные прилагательные и их признаки……… 1.2.2.2.2.2 Относительные прилагательные и их признаки…… 1.2.2.2.2.3 Притяжательные прилагательные и их признаки… 1.2.2.2.2.4 Переход прилагательных из одного разряда в другой……………………………………………………………………………………………. 1.2.2.2.3 Полные и краткие прилагательные и их признаки…. 1.2.2.2.4 Степени сравнения имен прилагательных……………….. 1.2.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.2.2.4 Упражнения для самостоятельной работы…………..……… 1.2.2.5 Словарь по теме……………………………………..…………………..... 1.2.3 Имя числительное……………….……………………………………….. 1.2.3.1 План темы………………………………………………………………………… 1.2.3.2 Содержание темы……………………………………………………………. 1.2.3.2.1 Понятие имени числительного как части речи………… 1.2.3.2.2 Лексико-грамматические разряды числительных……. 1.2.3.2.3 Склонение числительных…………………………………………. 1.2.3.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.2.3.4 Упражнения для самостоятельной работы…………………… 1.2.3.5 Словарь по теме…………………………………………………………..... 1.2.4 Местоимение…………………….……………………………………………. 1.2.4.1 План темы……………………………………………………………………….. 1.2.4.2 Содержание темы………………………………………………………….. 1.2.4.2.1 Понятие о местоимении как части речи…………………… 1.2.4.2.2Функционально-семантические разряды местоимений………………………………………………………………………………………………… 1.2.4.2.3Грамматические разряды местоимений……………………… 1.2.4.2.4 Склонение местоимений……………………………………………… 1.2.4.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.2.4.4 Упражнения для самостоятельной работы…………………… 1.2.4.5 Словарь по теме…………………………………………………………..... 1.2.5 Глагол………………………………………………………………………………… 1.2.5.1 План темы……………………………………………………………………….. 1.2.5.2 Содержание темы…………………………………………………………… 1.2.5.2.1Понятие о глаголе как части речи……………………………. 1.2.5.2.2 Инфинитив как начальная форма глагола……………….. 1.2.5.2.3 Возвратные и невозвратные глаголы. Основные значения постфикса – ся……………………………………………………………. 1.2.5.2.4 Переходные и непереходные глаголы……………………… 1.2.5.2.5 Категория залога глагола…………………………………………… 1.2.5.2.6 Категория вида глагола……………………………………………… 1.2.5.2.7 Категория наклонения глагола………………………………….. 1.2.5.2.8 Категория времени глагола………………………………………… 1.2.5.2.9 Категория лица глагола. Безличные глаголы…………… 1.2.5.2.10 Спряжение глаголов……………………………………………….. 1.2.5.2.11 Причастие как неспрягаемая форма глагола…………. 1.2.5.2.12 Деепричастие как неспрягаемая форма глагола…… 1.2.5.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.2.5.4 Упражнения для самостоятельной работы…………………… 1.2.5.5 Словарь по теме…………………………………………………………..... 1.2.6 Наречие…………………………………………………………………………… 1.2.6.1 План темы………………………………………………………………………… 1.2.6.2 Содержание темы……………………………………………………………. 1.2.6.2.1Понятие наречия как части речи…………………………….. 1.2.6.2.2 Лексико-грамматические разряды наречий……………… 1.2.6.2.3 Степени сравнения наречий………………………………………. 1.2.6.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.2.6.4 Упражнения для самостоятельной работы…………………… 1.2.6.5 Словарь по теме…………………………………………………………..... 1.2.7 Категория состояния…………………………………………………… 1.2.7.1 План темы………………………………………………………………………… 1.2.7.2 Содержание темы……………………………………………………………. 1.2.7.2.1 Особенности категории состояния как части речи…. 1.2.7.2.2 Лексико-грамматические разряды слов категории состояния……………………………………………………………………………………… 1.2.7.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.2.7.4 Словарь по теме…………………………………………………………..... | |
1.3 Неизменяемые части речи…………………………………………….. 1.3.1 Служебные части речи…………………………………………………. 1.3.1.1 План темы……………………………………………………………………….. 1.3.1.2 Содержание темы……………………………………………………………. 1.3.1.2.1 Предлог…………………………………………………………………………. 1.3.1.2.2 Союз……………………………………………………………………………… 1.3.1.2.3 Частицы……………………………………………………………………….. 1.3.1.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.3.1.4 Упражнения для самостоятельной работы…………………… 1.3.1.5 Словарь по теме……………………………………………………........ 1.3.2 Модальные слова. Междометие.………………………………. 1.3.2.1 План темы………………………………………………………………………… 1.3.2.2 Содержание темы……………………………………………………………. 1.3.2.2.1 Модальные слова как особая часть речи…………………. 1.3.2.2.2 Особенности междометия как относительно непродуктивной части речи…………………………………………………………………. 1.3.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала…… 1.3.2.4 Словарь по теме……………………………………………………......... | |
II Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Современный русский язык: Морфология»…………………………. 2.1 Рекомендуемая литература………………………………………………….. 2.1.1 Основная литература………………………………………………………… 2.1.2 Дополнительная литература…………………………………………….. 2.1.3 Периодическая литература………………………………………………. | |
III Средства обеспечения освоения дисциплины «Современный русский язык: Морфология»………………………… 3.1 Примерный перечень вопросов к экзамену (для студентов специальности «Журналистика»)………………………………………………. 3.2 Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов…… | |
IV Контрольные задания по дисциплине «Современный русский язык: Морфология»……………………………………… 4.1 Фонд контрольных заданий по дисциплине «Современный русский язык: Морфология» (для студентов специальности «Журналистика»)………………………………………………………………………… 4.2 Контрольные задания по современному русскому языку (раздел: Морфология) (для студентов заочной формы обучения специальности «Журналистика»)………………………………………. 4.3 Контрольные задания по современному русскому языку (раздел: Морфология) (для студентов очной формы обучения специальности «Журналистика»)………………………………………………. | |
Список использованной литературы…………………………………… | |
Список условных сокращений…………………………………………….. | |
Приложения……………………………………………………………………………….. Приложение 1 Высказывания учёных о грамматике………….…… Приложение 2 Сведения об исследователях русского языка… Приложение 3 Основные этапы изучения морфологии………….. Приложение 4 В.В. Виноградов «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» (отрывок)……………………. Приложение 5 Проблема частей речи ( Из книги П.С Кузнецова « О принципах изучения грамматики»)… Приложение 6 Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи………………………………………………… Приложение 7 Употребление некоторых форм имени прила- гательного…………………………………………………………. Приложение 8 Юрий Долин «Коварная» часть речи в речи тележурналистов»…………………………………………….. Приложение 9 Проблема местоимений как особой части речи………………………………………………………………………… Приложение 10 В.А. Лаврентьев. Сколько категорий лица в современном русском языке……………………………. Приложение 11 Ю.Т. Долин. К вопросу о грамматической природе форм типа «хлоп» в современном русском языке…………………………………………………… Приложение 12 Некоторые советы о том, как повысить свою грамотность………………………………………………………. |
Пояснительная записка
В разделе «Современный русский язык: Морфология», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы:
- введение в морфологию современного русского языка;
- самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния;
- неизменяемые части речи (служебные части речи, модальные слова, междометия).
Цели и задачи курса «Современный русский язык:
Морфология»
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление о происхождении и функционировании системы современного русского языка, о всех её уровнях, в частности, о морфологических единицах;
- знать современную русскую грамматику в структурно-семантическом и коммуникативном аспектах, современную морфологию;
- уметь пользоваться словарями русского языка, справочными и нормативными изданиями;
- иметь навыки анализа морфологических единиц в контексте.
Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (ОПД) ифедеральномукомпоненту (Ф.07).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Стилистика и литературное редактирование», «Культура и техника речи».