Правописание словообразовательных суффиксов имён существительных.
1. После основ над, т, з, с, ж употребляются на письме словообразовательные суффиксы -чик, -чиц(а), чин(а); после основ на другие согласные и -j- – суффиксы-щик, -щиц (а.), -щин (а): переводчик, переводчица, лётчик, лётчица, извозчик, переписчик, перебежчик, солдатчина, мужчина, но: банщик, конторщица, пильщик, бронебойщик, годовщина.
Перед суффиксами-чик, -чиц(а), -чин(а) буквы к, ч и ц на конце основы заменяются буквой т: кабак – кабатчик, добыча – добытчик, немец – неметчина (запомните правописание слова поручик).
Примечания. 1. Некоторые слова, образованные от слов иноязычного происхождения, имеющих перед г согласную или j, получают суффикс -щик (а не-чик): флейтщик, асфальтщик и др.
2. Словообразовательный суффикс-чик не надо смешивать с уменьшительным -чик; последний бывает и после других согласных, например: барабанчик (маленький барабан), диванчик и пр.
2. Буква ь перед суффиксами-щик, -щиц-а, -щин-а пишется только послел: пильщик, плакальщица, обывательщина; но: каменщик, фонарщик, женщина, уборщица.
3. В суффиксах -отн-я, -овн-я, -от-а,-ость надо писать букву о; беготня, болтовня, дремота, красота, близость, туманность.
4. В суффиксах-ет-а, -есть (после шипящих), -еств-о надописать буквуе: нищета, тяжесть, жгучесть, человечество, товарищество.
5. В суффиксах-ин-а, -изн-а, -инств-о надо писать буквуи: тишина, глубина, кривизна, желтизна, большинство, старшинство.
Упражнение 165. Выделите суффиксы и укажите разницу в значении слов, составьте с ними словосочетания или предложения.
1) Беглец, беженец, бегун; 2) писатель, писарь, переписчик, писец; 3) учитель, ученик; 4) воспитатель, воспитанник; 5) сборщик, собиратель; 6) мучитель, мученик; 7) приёмник, приёмщик; 8) певец, певун; 9) игрок, игрун; 10) житель, жилец.
166. Напишите некоторые известные вам: а) названия национальностей с суффиксами-анин (-янин); -анец, -ец, -ин; б) названия лиц по месту их постоянного жительства с суффиксами-анин (-янин); -ей (-овец), -ич. Образуйте от этих имён названия лиц женского пола.
167. От следующих слов образуйте и напишите имена существительные с суффиксами -чик, -щик (-овщик, -льщик). Объясните (устно) правописание.
Газета, извоз, водопровод, переписка, перевод, возить, резать, рассказать, камень, барабан, бетон, чеканка, набор, контора, фонарь, уголь, застройка, картотека, асфальт; браковать, установить, гранить, рисовать, подавать, копировать.
168. Спишите, вставляятч, зч, сч или щ, выделяйте суффиксы -чик или -щик. Объясните устно их правописание.
1) Сын черниговского кузнеца, он был сма...иком поездов на станции Киев. (М. Г.) 2) Под Казанью села на камень, проломив днище, большая баржа с персидским товаром; артель гру...иков взяла меня перегружать баржу. (М. Г.) 3) В гордый гимн сливались с рокотом колёс и скоком выкрики газе...иков и щёлканье бичей. (В. Б.) 4) Работа свар...иков обозначалась многочисленными огоньками. (В. А.) 5) Он перево...ика зовёт, и перево...ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 6) Встаёт купец, идёт разно...ик, на биржу тянется изво...ик, с кувшином охтенка спешит, под ней снег утренний хрустит. (П.) 7) Сами спор...ики едва ли знали, помнили, о чём они шумят. (Н.) 8) Быть шофёром хорошо, а лё...иком – лучше. Я бы в лё...ики пошёл: пусть меня научат. (В. М.) 9) Когда-то, о весне, зверями в надсмотр...ики медведь был выбран над ульями. (К.Р.) 10) Строители собирались во множестве: плелись неспешно рязанские пиль...ики да стеколь...ики, чинно шагали вятские да тверские камен...ики и печники, проходили кровель...ики, бетон...ики, кузнецы. (Леон.) 11) Дед неожиданно продал дом каба...ику, купив другой, по Канатной улице. (М. Г.)
169. Укажите, от каких слов произведены указанные ниже существительные, выделите их суффиксы и объясните, почему предметы так названы.
Рубец, рудник, колун, четвертак, светляк, рысак, загривок, переулок, будильник, светёлка, темница, жестянка, качалка, землянка, черника, напёрсток.
170. К данным ниже словам подберите и напишите однокоренные имена существительные; укажите их значение (устно).
1. С суффиксом -еств-о:
а) одинокий, молодец, огородник, культурник;
б) человек, юноша, студент,чиновник.
2. С суффиксом-инств-о:
больший, меньший.
3. С суффиксом -от-а (-ет-а):
добрый, красный, долгий, чистый, простой, пустой, бедный, нищий.
4. С суффиксом-овн-я или-отн-я:
бегать, стукать, болтать.
5. С суффиксами: а) -ин-а:
тихий, глубокий, высокий, толстый, широкий;
б) -изн-а:
кривой, прямой, крутой, голубой, новый, жёлтый, белый.
6. С суффиксом-щин-а(-овщин-а):
Обломов, Манилов, Киев, Полтава, Чернигов, кружок.
171. Выделите суффиксы и определите разницу в значении слов, устно составляя предложения.
1) Бег, бегство, бегание, беготня; 2) ширь, ширина, широта; 3) молодцеватость, молодечество; 4) даль, дальность; 5) обобществление, обобщение; 6) ходьба, ход, хождение; 7) синь, синева; 8) образование, образованность.
172. Спишите, выделяя, суффиксы в следующих именах существительных. Обратите внимание на выделенные буквы.
Литера, литература, литератор, литературность, литературщина. Сцена, сценарий, сценарист. Форма, формула, формуляр, формализм, формалист, формалистика. Трагедия, трагик, трагизм, трагичность. Материя, материал, материализм, материалист, материальность, материалистичность. Механика, механик, механизм, механист, механизация. Машина, машинист, машинизация. Орган, организм, организация, организатор. Мораль, моралист, морализирование. Интеллект, интеллигент, интеллигенция, интеллигентность. Экзамен, экзаменатор.
173. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя суффиксы существительных.
1) Около полудня обыкновенно появляется множ…ство круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. 2) Облака сдвигаются, теснятся; син...вы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и тепл...той. Даже за час до ночи вы не чувствуете сыр...сти. 3) В воздухе чувствовалась та особенная, сухая свеж...сть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущением, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня. 4) Лицо, взгляд, голос, каждое движение, всё сущ…ство незнакомца дышало сумасбродной отвагой и горд…стью непомерной, небывалой. 5) Листья и травы, словно покрытые свежим лаком, не шевелились; в их окаменелой неподвижн...сти, в резкой ярк...сти их очертаний, в этом сочетании сильного блеска и мёртвой тиш...ны было что-то странное, загадочное.
(Из произведений И. С. Тургенева.)
174. Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя суффиксы имён существительных.
Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юнош...ства, образоват...лем юного чувства. Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительн...стью; она не кладёт на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной крас...те; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля. Поэтому поэзия Пушкина не опасна юнош...ству, как поэтическая ложь, разгорячающая воображение,– ложь, которая ставит человека во враждебные отношения с действительностью при первом столкновении с нею и заставляет безвременно и бесплодно истощать свои силы на гибельную с нею бор...бу. И при всём этом, кроме высокого художественного достоинства формы, такое артистическое изящ...ство человеческого чувства!
(В. Г. Б е л и н с к и й.)
Формами оценки называются существительные, образованные с помощью уменьшительных, увеличительных, а также оценочных суффиксов, например: коров-к-а,- коров-ушк-а, коров-ёнк-а, ко-ров-ищ-а. С помощью таких слов говорящий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оттенки чувства могут быть самые разнообразные: ласка (листик, листочек, ребёночек); пренебрежение (коровёнка, платьишко); покровительственное отношение (дружище) и.мн. др.
Формы оценки легко превращаются в самостоятельные родственные слова, когда изменяется их лексическое значение, например: бородка ключа, ножка стола, ручка двери.
При образовании форм оценки род существительного остаётся неизменным: город–городишко–мужской род; холод–холодина – мужской род; нож – ножище – мужской род; нога – ножища – женский род; поле – полюшко – средний род.
Уменьшительно-ласкательные и уменьшительные оттенки связываются со следующими суффиксами:
-к, -ок, -ек, -ик: сиротка, голосок, орешек, карандашик;
-ц-, -ец-, -иц-: зеркальце, деревцо, хлебец, письмецо, лужица;
-чик: самоварчик, стаканчик, диванчик;
-очк-, -ечк-,-ичк-: косточка, скамеечка, сестричка.
Ласкательные оттенки передаются суффиксами:
-ушк-, -юшк-, -ышк-: головушка, хлебушко, нянюшка, полюшко, солнышко;
-еньк-, -оньк-: тётенька, берёзонька.
Пренебрежительные оттенки значений связываются с суффиксами:
-ишк-: хвастунишка, городишко;
-ёнк- (-онк-): избёнка, клячонка.
Увеличительные оттенки значений связываются с суффиксами:
-ищ-: домище, носище, ножища;
-ин-; зверина, ветрина.