Методики для освоения студентами. 3. Фазовый анализ сердечного цикла

А. На уровне знания

1. Эхокардиография.

2. Сфигмография.

3. Фазовый анализ сердечного цикла.

4. Флоуметрия (электромагнитная, ультразвуковая).

5. Определение времени кругооборота крови.

6. Исследование минутного объема крови (МОК).

7. Определение скорости распространения пульсовой волны.

8. Артериальная осциллография.

9. Определение венозного давления.

10. Плетизмография.

11. Реография, реокардиография.

Б. На уровне умения

1. Методика регистрации ЭКГ в различных отведениях.

2. Анализ электрокардиограммы здорового человека.

3. Выслушивание тонов сердца.

4. Пальпация пульса и его оценка.

5. Определение артериального давления по методу Короткова.

VI. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1. Дыхание: определение, значение, 5 этапов дыхательного процесса. Понятие о внешнем дыхании. Функциональное значение легкого, воздухоносных путей и грудной клетки в процессе дыхания. Негазообменные функции легких.

2. Отрицательное давление в плевральной щели: понятие об отрицательном давление, его величина, происхождение, значение.

3. Механизм вдоха и выдоха: причины расширения грудной клетки и легкого и поступления воздуха в альвеолы при вдохе; причины уменьшения объема грудной клетки и легкого и выход воздуха из легкого в атмосферу при выдохе.

4. Вентиляция легких: легочные объемы и емкости (понятия, показатели), минутный объем воздуха - МОВ, максимальная вентиляция легких - МВЛ (что отражает МВЛ). Состав атмосферного, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

5. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью: движущая сила газов и принцип ее расчета, показатели парциального давления O2 и СО2 в альвеолярном воздухе и напряжения этих газов в артериальной венозной крови и в тканях. Факторы, способствующие газообмену в легком.

6. Транспорт О2 кровью: соединения и количество О2, содержащегося в артериальной и венозной крови, анализ кривой, образования и диссоциации оксигемоглобина и факторы, на них влияющие (анализ кривой). Значение гемоглобина.

7. Транспорт СО2 кровью: соединения и количество СО2, содержащегося в артериальной и венозной крови, напряжение СО2 в артериальной и венозной крови и в тканях. Газообмен между кровью и тканями: движущая сила, вспомогательные факторы.

8. Общая схема процессов газообмена между кровью и тканями, кровью и альвеолярным воздухом (химические и физические процессы).

9. Структурно-функциональная характеристика дыхательного центра: локализация (по экспериментальным данным), нейронная организация дыхательного центра, автоматия и ее доказательство - И.М.Сеченов, Эдриан; ее происхождение.

10. Рефлекторная саморегуляция вдоха и выдоха: роль блуждающих нервов (рефлексы Геринга-Брейра) и проприорецепторов дыхательных мышц (экспериментальные доказательства), схема саморегуляции вдоха и выдоха.

11. Гуморальная регуляция интенсивности дыхания и опыты, ее доказывающие (опыты Фредерика, Холдейна, Гейманса).

12. Особенности дыхания и его регуляция при мышечной работе, при пониженном и повышенном атмосферном давлении. Гипербарическая оксигенация. Искусственное дыхание.

13. Характеристика функциональной системы, поддерживающей постоянство газового состава крови и ее схема.

____________________

1. Дыхательная система плода: состояние дыхательных путей и легких, внешнее дыхание, дыхательные движения и их значения.

2. Особенности транспорта О2 и СО2 кровью плода, напряжение и содержание газов в крови, факторы, способствующие обеспечению тканей плода О2.

3. Характеристика органов дыхания новорожденного, механизм первого вдоха.

4. Дыхание новорожденного: показатели вентиляции легких, регуляция дыхания.

5. Особенности газообмена в легком и транспорта газов кровью у новорожденного.

6. Развитие легких в онтогенезе, типы дыхания у детей и их смена в процессе роста и развития организма.

7. Вентиляция легких у детей грудного и более старшего возраста: частота и глубина дыхания, дыхательный и минутный объемы воздуха, жизненная емкость легких.

8. Особенности газообмена в легких и транспорта газов кровью у детей грудного и более старшего возраста.

9. Особенности регуляции дыхания у детей различного возраста, в период полового созревания, при мышечной работе.

Наши рекомендации