Укажите ряд терминов, в которых пишется удвоенная буква
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Мурманск
Тестовые задания рассмотрены и одобрены кафедрой общегуманитарных дисциплин СЗФ МГЭИ 10 мая 2011 г. Протокол №9/11
Рецензенты:
Ю. В. канд. фил. наук, доцент СЗФ МГЭИ.
Е. Е. Финатова, методист Мурманского информационно-методического центра работников образования
.
Берченко Т. В. Тестовые задания по русскому языку и культуре речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Мурманск : СЗФ МГЭИ, 2011 – 76 с.
Оригинал-макет подготовлен в авторской редакции
© Т. В. Берченко, 2011
© МГЭИ, Северо-Западный филиал, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 4
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ…………………………………………….. 5
НОРМЫ РЕЧИ
Тест №1. Орфография………………………………………………… 5
Тест №2. Пунктуация………………………………………………… 8
Орфоэпия
Тест №3. Акцентологические нормы ……………………………….. 11
Тест №4. Акцентологические нормы ……………………………….. 11
Тест №5. Акцентологические нормы ………………………………... 11
Тест №6. Орфоэпические нормы ……………………………………. 12
Грамматика
Тест №7. Морфологические нормы …………………………………. 13
Тест №8. Синтаксические нормы…………………………………….. 16
Лексика
Тест №9. Лексические нормы………………………………………… 18
Тест №10. Нормы речи (итоговый)…………………………………... 22
СТИЛИСТИКА
Тест №11. Стилистика языковых единиц……………………………. 27
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
Тест №12. Ораторское искусство…………………………………….. 29
КЛЮЧИ К ПРОВЕРОЧНЫМ ТЕСТАМ……………………………... 33
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ……………………………………………...34
Тест №1. Орфография…………………………………….…………… 34
Тест №2. Пунктуация…………………………………………………. 37
Тест №3. Орфоэпические нормы…………………………………….. 40
Тест №4. Нормы речи (итоговый) …………………………………… 41
Тест №5. Нормы речи (итоговый) …………………………………… 46
Тест №6. Стилистика языковых единиц…………………………….. 50
Тест №7. Русский язык и культура речи (итоговый)………………... 53
Тест №8. Ораторское искусство……………………………………… 59
Тест №9 Функциональная стилистика……………………………… 62
Тест №10. Стилистика текста…………………………………………. 67
Тест №11. Эффективность речевой коммуникации………………… 73
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………… 75
ВВЕДЕНИЕ
Тестовые задания предназначены для проверки знаний студентов вузов всех направлений обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Задания составлены в соответствии с требованиями учебного плана, рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Тестовые задания обеспечивают объективность и простоту проверки:
- общекультурной компетенции студентов, то есть знаний о языке и речи, умения пользоваться ими в работе;
- языковой компетенции, то есть практического владения русским языком, соблюдения языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных);
- коммуникативной компетенции, то есть умения воспринимать и понимать научно–учебный стиль речи, который использован для формулировки заданий;
- профессиональной компетенции – знания основ эффективности речевой коммуникации; правил речевого этикета и ведения диалога.
Данные тестовые задания предназначены для использования как в ходе текущего контроля, так и в итоговом контроле – на этапе проверки знаний студентов по окончании изучения раздела или курса. В пособие включены задания по культуре речи, которые проверяют степень владения правильной и хорошей речью.
Задания предлагаются в двух вариантах примерно одинаковой трудности: тесты с ключами – ответами и контрольные тесты. Каждое задание предусматривает один правильный ответ. Правильные ответы по тестовым заданиям (за исключением контрольных) сведены в единую таблицу «Ключи к проверочным тестам».
Тесты по темам «Стилистика», «Стилистика языковых единиц» могут быть использованы в курсе «Стилистика и литературное редактирование», по теме «Ораторское искусство» – при изучении дисциплины «Ораторское искусство».
Данные материалы могут применяться студентами для организации самоконтроля при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи».
? ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ
НОРМЫ РЕЧИ
ОРФОГРАФИЯ
ТЕСТ №1 Орфографические нормы
1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1. р_весник, прекл_нение, рит_рический
2. сн_гирь, соч_тать, тр_умф
3. пон_мание, хам_леон, пр_зумпция
4. скла_чина, неумес_ный, тунея_ствовать
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1. ур_вновешенный, пр_рогатива, уг_монить
2. сногсш_бательный, р_веть, од_лжить
3. кр_дит, ос_нить, разобл_чить
4. ур_ждённый, к_тавасия, ск_вать
3. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?
1. раск_чать, заск_чить, выск_чка, ск_чок
2. отм_кать, непром_каемый, вым_кать, см_ковать
3. предл_жение, безотл_гательно, изл_жить, сл_гаемое
4. см_рить, зам_реть, прим_риться, обм_реть
4. В каком выражении в обоих словах на месте пропуска должна стоять буква?
1. голлан_ские, я_ства
2. счас_ливый, опас_ность
3. окрес_ные, аген_ства
4. ужас_ные, предчу_ствия
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. пр_возмочь, пр_емственность, пр_переть (к стене)
2. разобл_чить, из_лгаться, пр_язык
3. б е_звёздное (небо), ра_жалобить, ра_давать
4. дез_нфекция, не_справимый, роз_ск
6. В каком словосочетании оба слова пишутся с буквой Е?
1. пр_зирать непр_ятеля
2. пр_одолеть пр_грады
3. пр_готовить пр_даное
4. пр_рвать пр_мерку
7. В каком словосочетании оба слова пишутся с буквой И?
1. пр_нарядиться к пр_зентации
2. пр_одолеть пр_вычку
3. пр_бывать в Пр_озёрск
4. пр_следовать пр_ступника
8. В каком ряду на месте пропусков пишется ъ?
1. необ_ективный, ад_ютант, с_ёжиться, с_экономить
2. под_язычный, раз_яснить, из_ян, п_едестал
3. трех_язычный, в_южный, суб_ективный, об_ёмный
4. сверх_естественный, из_явить, меж_языковой
9. В каком ряду на месте пропусков пишется ь?
1. под_ячий, лис_и, гил_отина, ад_ютант
2. воз_ми, кур_ёз, фельд_егерь, ар_ергард
3. интер_ер, волч_и, Куз_мич, интерв_юировать
4. обжеч_ся, двери настеж_, гора с плеч_, плащ_
10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. беч_вка, моч_ный, ож_г (руку), ш_рстка
2. щ_голь, ещ_, смеш_н, дириж_р
3. копч_ности, кумач_вый, отч_тливый, расч_т
4. золоч_ный, ноч_вка, ружьец_, кош_лка
11. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (лейб)медик, (мало)мальски, (сказочно)богатый
2. (фабрика)кухня, (лесо)защитный, (сладковато)пряный
3. (унтер)офицер, соус (по)корейски, юго(восточный)
4. (фабрично)заводской, (полу)мера, (нраво)учительный
12. Какое слово пишется слитно?
1. (макро) мир
2. (вице) президент
3. (социал) демократический
4. (исконно) русский
13. Укажите выражение, в котором выделенное слово пишется со строчной буквы:
1. поэма А.С. (П, п)ушкина
2. (П, п)ушкинский праздник
3. (П, п)ушкинские эпиграммы
4. (П, п)ушкинская библиотека
14. В каком выражении все слова пишутся с прописной буквы?
1. (В, в)еликая (О, о)течественная (В, в)ойна
2. (Д, д)ень (П, п)обеды
3. (М, м)урманская (О, о)бласть
4. (К, к)ольский (П, п)роспект
Укажите ряд терминов, в которых пишется удвоенная буква
1. ра(с, сс)а, экспре(с, сс)ивный
2. гра(м, мм)ота, бе(с, сс)оюзие
3. ко(м, мм)ентарий, ги(п, пп)ербола
4. орфогра(м, мм)а, су(ф, фф)икс
16. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1. пре..почтение, о..бросить, на..строчный
2. бе..болезненно, бе..фокусный, в..бодрить
3. пр..сечь, непр..хотливо, пр..суждение
4. дез..нтеграция, мед..нститут, по..скать
17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1. усво..шь, независ..мый
2. брос..шь, увид..нный
3. встрет..шь, измер..нный
4. постав..шь, промасл..нный
18. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?А. налаж...вать
Б. сбивч…вый
В. откле…ваться
Г. стержн…вой
1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г
19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. (По)этому пути давно не ездили, (от)того дорога поросла густой травой.
2. Мой друг, так(же) как и я, долго выбирал, что(бы) ему почитать.
3. Пришлось отказаться (от)того, что было задумано, так как деньги (на)счетне поступили.
4. Что(бы) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, за(то) результаты оказались весьма интересными.
20. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1. Киты часто глотают предметы, явно (не)служащие для них кормом.
2. Я поселился в (не)большой, но уютной комнате.
3. В квартире все оставалось (не)тронутым со дня отъезда Лизы.
4. Альпиниста влекут (не)покорённые вершины.
ПУНКТУАЦИЯ