Практическое занятие № 18

1. Тема: Итоговое занятие по лабораторным и инструментальным методам исследования органов и систем ребенка

2. Цель: усвоение студентами основных параклинических методов исследования органов и систем и формирование умения их оценки.

Студент должен знать:

· возрастные особенности периферической крови у детей (эритроциты, ретикулоциты, гемоглобин, цветовой показатель, лейкоциты, лейкоформула)

· нормативы показателей гемостаза (тромбоциты, длительность кровотечения по Дюке, время ствертывания по Ли-Уайту, Бюркеру, протромбин, фибриноген плазмы крови)

· нормативы биохимических показателей крови (общий белок и белковые фракции, С-реактивный белок, холестерин, бета-липопротеиды, билирубин и его фракции, АЛАТ, АСАТ, глюкоза, железо, кальций, фосфор, калий, натрий, мочевина, креатинин)

· нормативы микроскопического и бактериологического исследования плевральной жидкости, мокроты

· нормативы показателей общего анализа мочи (ОАМ)

· нормативы количественных проб мочи (Нечипоренко, Каковского – Аддиса)

· нормативы функциональных почечных проб у пациентов разного возраста ( диурез, пробы Зимницкого, Реберга, титрационная кислотность и аммиак мочи)

· нормативы бактериологического исследования мочи у детей разног возраста

· копрологические и бактериологические методы исследования кала

· нормативы показателей копрограммы у пациентов разного возраста

· клиническое значение основных инструментальных методов исследования нервной системы у детей: эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭС), спинномозговая пункция, электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ)

· клиническое значение основных инструментальных методов исследования костной системы: УЗИ суставов, рентгенологическое исследование костей и суставов, денситометрия

· клиническое значение основных инструментальных методов исследования дыхательной системы: плевральная пункция, спирография, пневмотахометрия, пикфлоуметрия, рентгенография легких, бронхография, бронхоскопия

· клиническое значение основных инструментальных методов исследования сердечно-сосудистой системы: эхокардиоскопия, ЭКГ, суточное мониторирование ЭКГ и АД, рентгенография сердца

· клиническое значение функциональных проб сердечно-сосудистой системы (пробы Шалкова, Штанге, клиноортостатическая проба (КОП), велоэргометрия

· клиническое значение основных инструментальных методов исследования пищеварительной системы: УЗИ, эндоскопические методы, рентгенологическое исследование органов пищеварения

· клиническое значение основных инструментальных методов исследования органов кроветворения: пункция костного мозга, биопсия лимфатических узлов

· клиническое значение основных инструментальных методов исследования органов мочевой системы: УЗИ почек и мочевого пузыря, цистоскопия, цистометрия, урофлоуметрия, внутривенная экскреторная урография, цистография

Студент должен уметь:

· оценить результаты основных лабораторных исследований (клинический и биохимический анализы крови детей разного возраста, анализ спинномозговой жидкости, анализ плевральной жидкости, мокроты, общий анализ мочи, количественные и функциональные почечные пробы, бактериологическое исследование мочи, копрограмма, бактериологические исследования кала)

  • интерпретировать результаты ряда инструментальных методов исследования

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Лабораторные и инструментальные методы исследования нервной и костно-мышечной

системы у детей разного возраста.

2. Лабораторные и инструментальные методы исследования дыхательной и сердечно-

сосудистой систем.

3. Лабораторные и инструментальные методы исследования органов кроветворения и

пищеварения.

4. Лабораторные и инструментальные методы исследования органов мочевой системы.

4. Основные понятия темы: дети, методы исследования органов и систем.

5. Рекомендуемая литература

Основная:

1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.

3. Учебные пособия для студентов педиатрического факультета по нервно-психическому развитию детей, по методике исследования и семиотике поражений костно-мышечной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, органов мочевыделительной системы (см. занятия № 3 – 15).

Дополнительная:

1.Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.

Наши рекомендации