Практическое занятие № 18
1. Тема: Итоговое занятие по лабораторным и инструментальным методам исследования органов и систем ребенка
2. Цель: усвоение студентами основных параклинических методов исследования органов и систем и формирование умения их оценки.
Студент должен знать:
· возрастные особенности периферической крови у детей (эритроциты, ретикулоциты, гемоглобин, цветовой показатель, лейкоциты, лейкоформула)
· нормативы показателей гемостаза (тромбоциты, длительность кровотечения по Дюке, время ствертывания по Ли-Уайту, Бюркеру, протромбин, фибриноген плазмы крови)
· нормативы биохимических показателей крови (общий белок и белковые фракции, С-реактивный белок, холестерин, бета-липопротеиды, билирубин и его фракции, АЛАТ, АСАТ, глюкоза, железо, кальций, фосфор, калий, натрий, мочевина, креатинин)
· нормативы микроскопического и бактериологического исследования плевральной жидкости, мокроты
· нормативы показателей общего анализа мочи (ОАМ)
· нормативы количественных проб мочи (Нечипоренко, Каковского – Аддиса)
· нормативы функциональных почечных проб у пациентов разного возраста ( диурез, пробы Зимницкого, Реберга, титрационная кислотность и аммиак мочи)
· нормативы бактериологического исследования мочи у детей разног возраста
· копрологические и бактериологические методы исследования кала
· нормативы показателей копрограммы у пациентов разного возраста
· клиническое значение основных инструментальных методов исследования нервной системы у детей: эхоэнцефалоскопия (Эхо-ЭС), спинномозговая пункция, электроэнцефалография (ЭЭГ), реоэнцефалография (РЭГ)
· клиническое значение основных инструментальных методов исследования костной системы: УЗИ суставов, рентгенологическое исследование костей и суставов, денситометрия
· клиническое значение основных инструментальных методов исследования дыхательной системы: плевральная пункция, спирография, пневмотахометрия, пикфлоуметрия, рентгенография легких, бронхография, бронхоскопия
· клиническое значение основных инструментальных методов исследования сердечно-сосудистой системы: эхокардиоскопия, ЭКГ, суточное мониторирование ЭКГ и АД, рентгенография сердца
· клиническое значение функциональных проб сердечно-сосудистой системы (пробы Шалкова, Штанге, клиноортостатическая проба (КОП), велоэргометрия
· клиническое значение основных инструментальных методов исследования пищеварительной системы: УЗИ, эндоскопические методы, рентгенологическое исследование органов пищеварения
· клиническое значение основных инструментальных методов исследования органов кроветворения: пункция костного мозга, биопсия лимфатических узлов
· клиническое значение основных инструментальных методов исследования органов мочевой системы: УЗИ почек и мочевого пузыря, цистоскопия, цистометрия, урофлоуметрия, внутривенная экскреторная урография, цистография
Студент должен уметь:
· оценить результаты основных лабораторных исследований (клинический и биохимический анализы крови детей разного возраста, анализ спинномозговой жидкости, анализ плевральной жидкости, мокроты, общий анализ мочи, количественные и функциональные почечные пробы, бактериологическое исследование мочи, копрограмма, бактериологические исследования кала)
- интерпретировать результаты ряда инструментальных методов исследования
3.Вопросы для самоподготовки:
1. Лабораторные и инструментальные методы исследования нервной и костно-мышечной
системы у детей разного возраста.
2. Лабораторные и инструментальные методы исследования дыхательной и сердечно-
сосудистой систем.
3. Лабораторные и инструментальные методы исследования органов кроветворения и
пищеварения.
4. Лабораторные и инструментальные методы исследования органов мочевой системы.
4. Основные понятия темы: дети, методы исследования органов и систем.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Учебные пособия для студентов педиатрического факультета по нервно-психическому развитию детей, по методике исследования и семиотике поражений костно-мышечной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кроветворения, органов мочевыделительной системы (см. занятия № 3 – 15).
Дополнительная:
1.Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.