П р а в и л а д е л е н и я

Требования, предъявляемые в теории логики к осуществлению операции деления, в практике мышления формулируются как правила деления. Основными из этих правил являются следующие:

1. Деление должно производиться по одному основанию. Этим правилом обеспечивается его определенность. Так, неправильно делить романы на любовные, детективные и скучные, т.к. первые два члена деления выделены по основанию жанра (фабулы), а третий член деления – по занимательности.

2. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что объединение объемов членов деления должно совпадать с объемом делимого понятия, т.е. задача состоит в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия по данному основанию. Так, если среди книг выделяют художественные и научные, то это будет неполное деление, т.к. пропущен еще один вид книг – учебные. Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если среди членов деления будет понятие, не являющееся видом делимого понятия по данному основанию. Например: «Предложения бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные и незаконченные».

3. Члены деления должны исключать друг друга. Это означает, что члены деления могут быть лишь несовместимыми понятиями. Так ошибочно деление людей на тех, кто ходит в театр и тех, кто ходит в кино, т.к. есть люди, которые ходят в театр и в кино. Неверно, также деление животных на диких, домашних и сельскохозяйственных, т.к. два последних члена деления совместимы.

4. Деление должно быть непрерывным. Это правило требует не делать скачков в делении, переходит от исходного понятия к ближайшим видам, но не к подвидам некоторых из таких видов. Так, если в праве выделяют виды – трудовое, уголовное и гражданское – то это правильное деление. Но если после трудового и уголовного, называют наследственное право (входящее в гражданское, как его вид), то это будет означать логическую ошибку, называемую «скачок в делении».

По характеру признака, положенного в основание деления, различают дихотомическое[4] деление и деление по видоизменению признака. Дихотомическое деление осуществляется тем простым способом, что указывают какую-либо часть объема, а все остальное относят в объем противоречащего понятия. Например: природа делится на живую и неживую; животные бывают позвоночные и непозвоночные; отношения между людьми в гражданском законодательстве делятся на имущественные и неимущественные и т.п. При этом виде деления объем родового понятия исчерпывается полностью, но область вида, выраженная противоречащим понятием, довольно неопределенна.

Деление, при котором области членов деления определены, относят к делению по видоизменению признака. Оно также часто используется в науке и на практике. Например, внешний мир делится на природу и общество, а общество на типы – первобытное, рабовладельческое, феодальное и т.д. В юридической практике – это очень распространенный вид деления. Так, в зависимости от того, участвует ли в правовом процессе отдельный человек или организация, различают физических и юридических лиц; трудовые споры делятся на коллективные и индивидуальные.

В живой практике мышления операции определения и деления понятий тесно связаны, что обусловлено единством содержания и объема понятий, которые раскрываются этими операциями.

Из множества других логических операций с содержанием и объемом понятий, рассматриваемых в логике, весьма распространенными и важными в практике мышления являются обобщение и ограничение понятий. В них непосредственно проявляется действие закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

В процессе мышления нередко возникает необходимость перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом – от вида к роду. Такая логическая операция называется обобщением понятия. Например: «Конституция России – Конституция». Обобщение может быть правильным и неправильным. Если мысль движется от видового понятия к родовому, то обобщение правильное. В русском языке оно осуществляется путем отнятия прилагательного, дополнения и т.д. Например: «правовая инспекция труда» – «правовая инспекция» – «инспекция». Если же создается лишь видимость перехода от вида к роду, а на самом деле возможен другой род, то обобщение неправильное. Например: «применение дисциплинарного взыскания» – «дисциплинарное взыскание». На самом деле родом здесь будет – «применение взыскания», а «дисциплинарное взыскание» – это родовое понятие по отношению к его конкретным видам.

Логическая операция, противоположная обобщению, называется ограничением понятия. Здесь мысль движется от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Ограничение также может быть правильным и неправильным. Ограничение правильное, если осуществляется переход от родового понятия к видовому. В русском языке это часто проявляется добавлением прилагательного. Например: «законодательство» - «действующее законодательство»; «преступление» – «насильственное преступление». Если же полученное в результате операции понятие не является видом данного рода, то ограничение неправильное. Например: «социальное страхование» – «Министерство социального страхования» (Министерство социального страхования есть вид министерства, а не социального страхования).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое понятие? Как оно выражается в мыслительном процессе? 2. Охарактеризуйте логическую структуру понятия 3. Каковы основные виды признаков, образующих содержание понятий? 4. По каким основаниям выделяются в логике виды понятий? Охарактеризуйте их. 5. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержанию и объему? 6. Какие логические операции, уточняющие содержание и объем понятия, исследуются в логике? 7. Основные функции определения и его структура. 8. В чем особенность родовидовых определений? 9. Назовите правила определения и ошибки определения понятий. 10. Какова структура деления понятий? 11. Назовите правила деления понятий. 12. Какие ошибки в операции деления понятий наиболее часто встречаются? 13. В чем суть логических операций обобщения и ограничения? 14. Какой логический закон лежит в основе операций обобщения и ограничения?
 
Тесты
I. Логические характеристики, выражающие структуру понятия – это: 1. содержание, слово, имя 2. содержание и объем 3. смысл и значение 4. свойства и отношения
II. Содержание понятия – это: 1. множество объектов, мыслимых в понятии 2. множество отличительных признаков 3. совокупность общих и существенных признаков 4. то, что мыслится в понятии
III. Положительные и отрицательные понятия выделяются по: 1. типу элементов объема 2. характеру признаков 3. количественной характеристике объема
IV. Абстрактные понятия – это понятия: 1. об отношениях и свойствах 2. о реально несуществующих объектах 3. об идеальных объектах 4. математические
V. Совместимые понятия – это понятия: 1. содержания которых сходны 2. объемы которых частично или полностью совпадают 3. имеющие общие признаки 4. имеющие одинаковое значение
VI. Отношение соподчинения есть отношение между понятиями: 1. совместимыми 2. несовместимыми 3. сравнимыми 4. несравнимыми
VII. Логическая операция определения раскрывает: 1. содержание понятия 2. объем понятия 3. связь с другими понятиями 4. функции понятия
VIII. Разновидности родовидовых определений зависят от: 1. родового признака 2. видового признака 3. выполняемых функций 4. объектов определения
IX. Явные определения отличаются от неявных: 1. структурой 2. выполняемыми функциями 3. языковой формой 4. предметом определения
X. В основе каких логических операций лежит закон обратного отношения между содержанием и формой: 1. деления 2. определения 3. обобщения 4. ограничения
 
упражнения
I. Охарактеризуйте каждое из следующих понятий, перечислив их видовые логические характеристики: 1. Инвестор 2. Присяжный заседатель 3. Неосторожность 4. Отдаленное место 5. Стихотворение И.Бунина 6. Естественный спутник земли 7. Нежность 8. Преступление 9. Моя третья первая любовь
II. Определите вид отношений по объему приведенных ниже понятий. Изобразите их с помощью кругов Эйлера: 1. Студент, спортсмен, рабочий. 2. Преступление, экономическое преступление, взятка, грабеж 3. Друг, товарищ, недруг, враг 4. Собственность, акционерная собственность, частная собственность 5. Ценные бумаги облигация, акция 6. Орудие преступления, пистолет, огнестрельное орудие
III. Выполнены ли правила логического «деления понятий» в следующих примерах, если нет, то какие правила нарушены: 1. Люди бывают добрые, недобрые и злые 2. Градусная сеть земли состоит из параллелей и меридианов 3. Формы общественного сознания – это политика, право, философия 4. Преступления бывают умышленные, по неосторожности, должностные 5. Обед состоял из трех блюд 6. «Читающих было два рода: старожилы из местной интеллигенции – их было большинство – и люди их простого народа» (Б.Пастернак) 7. Производительные силы включают предмет и орудия труда 8. «Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приватдоцентов, химиков и других жрецов науки, к которым вы себя причислите» (А.Чехов. Письмо к ученому соседу) 9. Час делится на минуты, а минуты на секунды. 10. Некто разделил людей на основании того, что можно и чего нельзя: одним можно все, даже то, что нельзя; другим можно все, кроме того, что нельзя; третьим нельзя ничего, кроме того, что можно; четвертым нельзя ничего, даже того, что можно. Какие ошибки он допустил?
IV. Установите правильность следующих определений понятий. Если допущена ошибка, то укажите ее вид: 1. Произвол – это отсутствие свободы 2. Кража – это хищение какой-либо чужой собственности 3. Прибыль есть характеристика результатов экономической деятельности, выражающая ее прибыльность 4. Брокер – посредник в продвижении товаров от производителя к потребителю 5. Мужество – это отсутствие страха 6. Экзистенциализм – это не материализм 7. Философия – это мировоззрение 8. Безбилетным считается пассажир, который не имеет никаких проездных документов, а также тот, который не прокомпостировал проездной талон до следующей после входа в транспорт остановки (из объявления в трамвае) 9. За какие ошибки в определениях критикует К.Маркс экономиста Сэя в следующем отрывке: «Удобнее, конечно, не подразумевать под термином «стоимость» совершенно ничего определенного. Тогда можно без стеснения подводить под эту категорию все, что угодно. Так поступает, например, Ж.Б.Сэй. Что такое «стоимость»? Ответ: «То, что стоит вещь». А что такое «цена»? Ответ: «Стоимость вещи, выраженная в деньгах». А почему имеет «стоимость … труд земли»? «Потому что за него дают известную цену. Итак, стоимость есть то, что стоит вещь, а земля имеет «стоимость», потому что стоимость ее «выражают в деньгах». Это, во всяком случае, очень простой метод разрешать вопросы о причине и происхождении вещей» (К.Маркс. Капитал)
V. Правильно ли осуществлена операция обобщения в следующих примерах: 1. Учебная группа – институт 2. Учебник психологии – учебник – книга 3. Клевета – ложь – искажение истины 4. Совет трудового коллектива – трудовой коллектив
VI. Правильно ли осуществлена операция ограничения в следующих примерах: 1. Юрист – следователь – следователь по особо важным делам 2. Правонарушения – экономическое правонарушение – взятка 3. Институт – администрация института 4. Собственник – частник

Г л а в а III. Суждение

Наши рекомендации