П р а в и л а д е л е н и я
Требования, предъявляемые в теории логики к осуществлению операции деления, в практике мышления формулируются как правила деления. Основными из этих правил являются следующие:
1. Деление должно производиться по одному основанию. Этим правилом обеспечивается его определенность. Так, неправильно делить романы на любовные, детективные и скучные, т.к. первые два члена деления выделены по основанию жанра (фабулы), а третий член деления – по занимательности.
2. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что объединение объемов членов деления должно совпадать с объемом делимого понятия, т.е. задача состоит в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия по данному основанию. Так, если среди книг выделяют художественные и научные, то это будет неполное деление, т.к. пропущен еще один вид книг – учебные. Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если среди членов деления будет понятие, не являющееся видом делимого понятия по данному основанию. Например: «Предложения бывают повествовательные, вопросительные, восклицательные и незаконченные».
3. Члены деления должны исключать друг друга. Это означает, что члены деления могут быть лишь несовместимыми понятиями. Так ошибочно деление людей на тех, кто ходит в театр и тех, кто ходит в кино, т.к. есть люди, которые ходят в театр и в кино. Неверно, также деление животных на диких, домашних и сельскохозяйственных, т.к. два последних члена деления совместимы.
4. Деление должно быть непрерывным. Это правило требует не делать скачков в делении, переходит от исходного понятия к ближайшим видам, но не к подвидам некоторых из таких видов. Так, если в праве выделяют виды – трудовое, уголовное и гражданское – то это правильное деление. Но если после трудового и уголовного, называют наследственное право (входящее в гражданское, как его вид), то это будет означать логическую ошибку, называемую «скачок в делении».
По характеру признака, положенного в основание деления, различают дихотомическое[4] деление и деление по видоизменению признака. Дихотомическое деление осуществляется тем простым способом, что указывают какую-либо часть объема, а все остальное относят в объем противоречащего понятия. Например: природа делится на живую и неживую; животные бывают позвоночные и непозвоночные; отношения между людьми в гражданском законодательстве делятся на имущественные и неимущественные и т.п. При этом виде деления объем родового понятия исчерпывается полностью, но область вида, выраженная противоречащим понятием, довольно неопределенна.
Деление, при котором области членов деления определены, относят к делению по видоизменению признака. Оно также часто используется в науке и на практике. Например, внешний мир делится на природу и общество, а общество на типы – первобытное, рабовладельческое, феодальное и т.д. В юридической практике – это очень распространенный вид деления. Так, в зависимости от того, участвует ли в правовом процессе отдельный человек или организация, различают физических и юридических лиц; трудовые споры делятся на коллективные и индивидуальные.
В живой практике мышления операции определения и деления понятий тесно связаны, что обусловлено единством содержания и объема понятий, которые раскрываются этими операциями.
Из множества других логических операций с содержанием и объемом понятий, рассматриваемых в логике, весьма распространенными и важными в практике мышления являются обобщение и ограничение понятий. В них непосредственно проявляется действие закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
В процессе мышления нередко возникает необходимость перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом – от вида к роду. Такая логическая операция называется обобщением понятия. Например: «Конституция России – Конституция». Обобщение может быть правильным и неправильным. Если мысль движется от видового понятия к родовому, то обобщение правильное. В русском языке оно осуществляется путем отнятия прилагательного, дополнения и т.д. Например: «правовая инспекция труда» – «правовая инспекция» – «инспекция». Если же создается лишь видимость перехода от вида к роду, а на самом деле возможен другой род, то обобщение неправильное. Например: «применение дисциплинарного взыскания» – «дисциплинарное взыскание». На самом деле родом здесь будет – «применение взыскания», а «дисциплинарное взыскание» – это родовое понятие по отношению к его конкретным видам.
Логическая операция, противоположная обобщению, называется ограничением понятия. Здесь мысль движется от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Ограничение также может быть правильным и неправильным. Ограничение правильное, если осуществляется переход от родового понятия к видовому. В русском языке это часто проявляется добавлением прилагательного. Например: «законодательство» - «действующее законодательство»; «преступление» – «насильственное преступление». Если же полученное в результате операции понятие не является видом данного рода, то ограничение неправильное. Например: «социальное страхование» – «Министерство социального страхования» (Министерство социального страхования есть вид министерства, а не социального страхования).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |
1. Что такое понятие? Как оно выражается в мыслительном процессе? 2. Охарактеризуйте логическую структуру понятия 3. Каковы основные виды признаков, образующих содержание понятий? 4. По каким основаниям выделяются в логике виды понятий? Охарактеризуйте их. 5. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержанию и объему? 6. Какие логические операции, уточняющие содержание и объем понятия, исследуются в логике? 7. Основные функции определения и его структура. 8. В чем особенность родовидовых определений? 9. Назовите правила определения и ошибки определения понятий. 10. Какова структура деления понятий? 11. Назовите правила деления понятий. 12. Какие ошибки в операции деления понятий наиболее часто встречаются? 13. В чем суть логических операций обобщения и ограничения? 14. Какой логический закон лежит в основе операций обобщения и ограничения? |
Тесты |
I. Логические характеристики, выражающие структуру понятия – это: 1. содержание, слово, имя 2. содержание и объем 3. смысл и значение 4. свойства и отношения |
II. Содержание понятия – это: 1. множество объектов, мыслимых в понятии 2. множество отличительных признаков 3. совокупность общих и существенных признаков 4. то, что мыслится в понятии |
III. Положительные и отрицательные понятия выделяются по: 1. типу элементов объема 2. характеру признаков 3. количественной характеристике объема |
IV. Абстрактные понятия – это понятия: 1. об отношениях и свойствах 2. о реально несуществующих объектах 3. об идеальных объектах 4. математические |
V. Совместимые понятия – это понятия: 1. содержания которых сходны 2. объемы которых частично или полностью совпадают 3. имеющие общие признаки 4. имеющие одинаковое значение |
VI. Отношение соподчинения есть отношение между понятиями: 1. совместимыми 2. несовместимыми 3. сравнимыми 4. несравнимыми |
VII. Логическая операция определения раскрывает: 1. содержание понятия 2. объем понятия 3. связь с другими понятиями 4. функции понятия |
VIII. Разновидности родовидовых определений зависят от: 1. родового признака 2. видового признака 3. выполняемых функций 4. объектов определения |
IX. Явные определения отличаются от неявных: 1. структурой 2. выполняемыми функциями 3. языковой формой 4. предметом определения |
X. В основе каких логических операций лежит закон обратного отношения между содержанием и формой: 1. деления 2. определения 3. обобщения 4. ограничения |
упражнения |
I. Охарактеризуйте каждое из следующих понятий, перечислив их видовые логические характеристики: 1. Инвестор 2. Присяжный заседатель 3. Неосторожность 4. Отдаленное место 5. Стихотворение И.Бунина 6. Естественный спутник земли 7. Нежность 8. Преступление 9. Моя третья первая любовь |
II. Определите вид отношений по объему приведенных ниже понятий. Изобразите их с помощью кругов Эйлера: 1. Студент, спортсмен, рабочий. 2. Преступление, экономическое преступление, взятка, грабеж 3. Друг, товарищ, недруг, враг 4. Собственность, акционерная собственность, частная собственность 5. Ценные бумаги облигация, акция 6. Орудие преступления, пистолет, огнестрельное орудие |
III. Выполнены ли правила логического «деления понятий» в следующих примерах, если нет, то какие правила нарушены: 1. Люди бывают добрые, недобрые и злые 2. Градусная сеть земли состоит из параллелей и меридианов 3. Формы общественного сознания – это политика, право, философия 4. Преступления бывают умышленные, по неосторожности, должностные 5. Обед состоял из трех блюд 6. «Читающих было два рода: старожилы из местной интеллигенции – их было большинство – и люди их простого народа» (Б.Пастернак) 7. Производительные силы включают предмет и орудия труда 8. «Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приватдоцентов, химиков и других жрецов науки, к которым вы себя причислите» (А.Чехов. Письмо к ученому соседу) 9. Час делится на минуты, а минуты на секунды. 10. Некто разделил людей на основании того, что можно и чего нельзя: одним можно все, даже то, что нельзя; другим можно все, кроме того, что нельзя; третьим нельзя ничего, кроме того, что можно; четвертым нельзя ничего, даже того, что можно. Какие ошибки он допустил? |
IV. Установите правильность следующих определений понятий. Если допущена ошибка, то укажите ее вид: 1. Произвол – это отсутствие свободы 2. Кража – это хищение какой-либо чужой собственности 3. Прибыль есть характеристика результатов экономической деятельности, выражающая ее прибыльность 4. Брокер – посредник в продвижении товаров от производителя к потребителю 5. Мужество – это отсутствие страха 6. Экзистенциализм – это не материализм 7. Философия – это мировоззрение 8. Безбилетным считается пассажир, который не имеет никаких проездных документов, а также тот, который не прокомпостировал проездной талон до следующей после входа в транспорт остановки (из объявления в трамвае) 9. За какие ошибки в определениях критикует К.Маркс экономиста Сэя в следующем отрывке: «Удобнее, конечно, не подразумевать под термином «стоимость» совершенно ничего определенного. Тогда можно без стеснения подводить под эту категорию все, что угодно. Так поступает, например, Ж.Б.Сэй. Что такое «стоимость»? Ответ: «То, что стоит вещь». А что такое «цена»? Ответ: «Стоимость вещи, выраженная в деньгах». А почему имеет «стоимость … труд земли»? «Потому что за него дают известную цену. Итак, стоимость есть то, что стоит вещь, а земля имеет «стоимость», потому что стоимость ее «выражают в деньгах». Это, во всяком случае, очень простой метод разрешать вопросы о причине и происхождении вещей» (К.Маркс. Капитал) |
V. Правильно ли осуществлена операция обобщения в следующих примерах: 1. Учебная группа – институт 2. Учебник психологии – учебник – книга 3. Клевета – ложь – искажение истины 4. Совет трудового коллектива – трудовой коллектив |
VI. Правильно ли осуществлена операция ограничения в следующих примерах: 1. Юрист – следователь – следователь по особо важным делам 2. Правонарушения – экономическое правонарушение – взятка 3. Институт – администрация института 4. Собственник – частник |
Г л а в а III. Суждение