Тема 7. Основы эристики. Стратегия и тактика спора
Что изучает эристика? Структура предмета эристики. Признаки принципиального спора. Определение спора. Универсальная модель спора. Предмет и тема спора. Спорный вопрос. Разногласие. Осведомление. Аргументация. Интерпретация результата спора.
Участники спора. Стороны спора. Слушатели. Оппоненты. Пропоненты. «Адвокат дьявола» и «адвокат ангела». Качества эриста. Интенции и способности эриста. Природные дарования и способности эриста, вырабатываемые специальными упражнениями.
Квалификация спора. Основания различения споров: качества спорного вопроса (предмет спора); качество разногласия; качество осведомления; качество аргументации; участники спора; стратегия и тактика участников спора; качество интерпретации результатов спора. Простые и сложные споры. Сосредоточенные и бесформенные. Устные и письменные. Научные, житейские, деловые и философские споры. Спор дилетантов и эрудитов. Спор без оппонентов и с оппонентами. Спор без доказательства и с доказательством. Спор из-за истинности тезиса, из-за аргументов, из-за демонстрации. Спор при слушателях и для слушателей.
Понятие о стратегии и тактике эриста. Текст и контекст спора. Стратегические принципы эриста. Типичные цели и мотивы эриста. «Спор ради истины». «Спор ради убеждения». «Спор ради победы». «Спор ради спора».
Тактические приёмы эриста. Общие приёмы. «Не обороняться, а наступать». «Бремя доказывания». «Концентрирование действия». «Опровержение противника его же собственным оружием». «Эффект внезапности». «Слово в конце спора».
Позволительные уловки в споре. «Условное принятие довода противной стороны». «Объявление довода противника произвольным». «Оттягивание возражения». «Предложение доводов в разброс». «Подставление противоречивой мысли». «Использование смущения и горячности противника».
Непозволительные уловки в споре. Механические уловки: «не давать противнику говорить», «довод к городовому». Психические («палочные») доводы: «аргумент к публике», «аргумент к невежеству», «аргумент к человеку», «аргумент к тщеславию», «аргумент к авторитету», «аргумент к здравому смыслу», «аргумент к состраданию», «аргумент к выгоде», «чтение в сердцах», «вывести из равновесия», «отвлечь внимание противника от главной мысли», «наведение на ложный след».
Значение эристики для юридической деятельности.
Тема 8. Основы эвристики. Логические нормы
проблемы, гипотезы и теории
Что изучает эвристика? Структура ее предмета. Логические приемы и методы активизации поиска. Проблема алгоритмизации эвристической деятельности. Обобщенный эвристический алгоритм. Значение эвристики для юридической науки и практики.
Вопрос как логическая форма. Виды вопросов. Простые и сложные вопросы. Проблема и задача. Структура вопроса. Основа и предпосылка вопроса. Условия правильной постановки вопроса. Виды некорректных вопросов.
Ответ. Виды ответы. Логические требования к ответу.
Гипотеза как предположительный ответ на вопрос. Виды гипотез. Общая и частная гипотезы. Синтез гипотезы. Построение гипотезы. Принципы построения гипотезы. Принцип непредвзятости. Принцип полноты. Принцип «множественности гипотез». Способы проверки гипотез. Логические требования, предъявляемые к научной гипотезе.
Теория как достоверный ответ на вопрос. Структура теории. Синтез теории. Функции теории: описание, объяснение и предсказание. Виды теорий. Описательные теории. Аксиоматические теории. Логические требования, предъявляемые к научной теории.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие первое
Основные законы логики
1. Признаки логичного мышления. Виды алогичного мышления.
2. Общая характеристика логического закона.
3. Закон традиционной логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
4. Значение законов логики в правотворческой и судебно-следственной деятельности.
Основные понятия
Логичное. Алогичное. Софизм. Паралогизм. Логический закон. Явное противоречие. Скрытое противоречие. Контактное противоречие. Дистантное противоречие. Текстуальное противоречие. Контекстуальное противоречие. Абсурд. Основание. Необходимое основание. Достаточное основание. Неполнота оснований. Чрезмерное основание. Самоубийственный довод.
Темы докладов и рефератов
1. Как логические законы применяются при квалификации преступлений?
2. Каково значение закона тождества в правовом законодательстве?
3. Каково значение закона непротиворечия для судебно-следственной практики?
4. Как применяется закон исключенного третьего в следственной практике?
5. Каково значение закона достаточного основания для судебно-следственной практики?
6. Ограничено ли действие закона исключенного третьего?
Литература
Белкин Р. С., Винберг А. И. Криминалистика и доказывание. М., 1969.
Ивин А. А. По законам логики. М., 1983.
Колдин В. Я. Идентификация при расследовании преступлений. М., 1978.
Лузгин И. М. Логика следствия. М., 1976.
Наумов А. В., Новиченко А. С. Законы логики при квалификации преступлений. М., 1978.
Орлов Ю. К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2000.
Савицкий В. М. Язык процессуального закона. М., 1987.
Свинцов В. И. Смысловой анализ и обработка текста. М., 1979.
Старченко А. А. Логика в судебном исследовании. М., 1958.
Хаваш Т. И. Так - логично! М., 1983.
Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.
Эйсман А. А. Логика доказывания. М., 1971.
Упражнения
1.Соответствуют ли логическим законам высказывания:
Федор Федорович очень гордился этой операцией. В комнате стояла одна кровать. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу. Утром все получили новые наряды. Магазин оказался пустым.
2.Составьте логичные и алогичные предложения, используя
следующие слова: Аудитория. Дисциплина. Аппарат. Нота. Среда. Спутник. Мина.
3.Найдите тождественные слова для следующих: Пионер. Изваяние. Буря. Коллега. Свобода.
4.Найдите тождественные фразеологизмы для следующих: Нерадивый ученик. Задать жару. Ну и крепко спит. Очень худой.
До мозга костей.
5.Каковы логические ошибки в диалогах:
А) - Какое сегодня число?
n Понедельник.
Б) На уроке литературы ученик затрудняется проанализировать абзац произведения.
Учитель советует:
n Читай между строк!
Ученик:
n Да здесь же ничего не написано!
6.Содержат ли противоречия и какие следующие словосочетания?
Тупое острие. Нечаянная кража. Черная дыра. Маленький микрорайон.
Горные равнины. Неумышленный грабёж. Глупая мудрость. Материальная истина. Сентиментальная барышня бальзаковского возраста.
7.Подберите противоречивые мысли для следующих:
Любопытство. Ураган. Вера. Проказы. Деловой человек.
8.Имеются ли достаточные логические основания для выводов?
Он болен, так как бледен. Он покраснел, значит, виноват. Этот роман
плохой: он мне не понравился. Николаев - несильный шахматист, следовательно, он не знает теории шахматной игры. Этот предмет тонет в воде, значит, он металлический.
9.Найдите достаточные основания для утверждения:
А) Этот человек - курсант. Б) Этот человек - юрист.
В) Это университет. Г) Эта учебная дисциплина интересная.
10.Какие логические законы выражают афоризмы:
Всякая сосна в своем бору шумит. Два медведя в одной берлоге не
живут. Из пушки по воробьям не стреляют. За двумя зайцами погонишься - и одного не поймаешь. Не всякое лыко в строку.
11. Установите логику в следующих мыслительных построениях (учитывая её, назовите неизвестное):
а) 3, 7, 11, 15, Х;
б) 7, 10, 9, 12, 11, Х, У;
в) 16:32, 15:33, 17:31, 14:34, Х:У;
г) 2, 7, 24, 77, Х.
12. Суд разбирал дело Василия, Николая и Петра. Один из них совершил преступление. Во время суда каждый сделал два заявления:
Василий: Я не делал этого. Это сделал Петр.
Николай: Петр не виновен. Это сделал Василий.
Петр: Я не делал этого и Николай не делал этого.
Суд установил, что один из подозреваемых дважды солгал, другой дважды сказал правду, третий - один раз солгал и один раз сказал правду.
Кто совершил преступление?
13. Среди девяти пилюль одна оказалась с дефектом, тяжелее других, а внешне не отличается от других. Какое минимальное число взвешиваний (на аптекарских весах) следует произвести, чтобы её обнаружить?
14. Какая буква пропущена в следующих рядах:
а) В П В С ... П С;
б) О Д Т Ч П ... С;
в) С О Н Д ... Ф М;
г) Т Д О Д ... В С.
15. Задуманное слово состоит из пяти различных букв и имеет общие буквы со следующими словами: со словом «туман» - одну букву, «доска» - две буквы, «замок» - три буквы, «лесок» - четыре буквы. Вычислите это слово!
16. У диверсанта обнаружена шифровка: «Дорогая Ирина, наш альянс мешает иметь творческие взаимоотношения Борису и Бэлле. Любая интрига обернется трагедией, если коротко. Евгений». Расшифруйте!
17. Два брата Федор и Константин торговали медом. В шестилитровом бочонке у них осталось четыре литра меда, а семилитровом - шесть литров меда. Братьям надо разделить мед поровну. Как они справятся с задачей, если имеется в запасе пустой трёхлитровый бочонок?
18. Инспектор Лосев, опрашивая свидетелей преступления, выяснил, что преступники скрылись на поджидавшем их автомобиле. Трое свидетелей смогли даже назвать марку и цвет этой машины. Первый из них утверждал, что автомобиль был синего цвета, а также, что это были «Жигули». Второй утверждал, что это была «Волга» черного цвета. Третий сказал, что преступники умчались на «Мерседесе» и что он был никак не синим. Позднее стало известно, что каждый свидетель правильно назвал либо цвет, либо марку автомобиля.
Какого цвета и какой марки был автомобиль, на котором скрылись преступники?
19. Известно, что курсант Иванов уехал в один из трёх городов - в Одессу, в Петербург или в Вологду. В какой город уехал курсант Иванов, если из двух сообщений: «Курсант Иванов в Петербурге» и «Курсант Иванов не в Вологде» только одно является истинным?
20. Слушатель Петров прибыл на зачёт по логике. Он знает, что в одном из трех оставшихся на профессорском столе билетов находится вопрос о категорическом силлогизме, единственный вопрос, ответ на который Петров знает. Петров пытается выведать у товарищей, в каком билете содержится необходимый ему вопрос. Первый из опрошенных сказал: «Тебе не нужен первый билет. Тебе не нужен и второй». Другой сказал: «Тебе нужен третий. Нет, тебе нужен первый». Последний ответил: «Тебе не нужен третий. Тебе нужен первый».
Какой билет надо взять Петрову, если известно, что один из его товарищей дважды ошибся, другой дважды сказал правду, а третий раз ошибся и раз сказал правду?
Тест по теме
«Логические законы»
1. Какой логический закон выражает требование точности мышления?
А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.
В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.
2. Какое важнейшее требование логичного мышления выражает закон достаточного основания?
А) Непротиворечивость. Б) Обоснованность.
В) Определенность. Г) Последовательность.
3. Исключите лишнее слово:
А) Неполнота оснований. Б) Лишний довод. В) Противоречивый довод.
Г) Самоубийственный довод.
4. Нарушены ли требования логических законов в тексте «С места происшествия изъято два трупа. Других вещественных доказательств не обнаружено»?
А) Это логичный текст. Б) Нет, нарушено требование закона тождества.
В) Нарушено требование закона непротиворечия. Г) Нарушено требование закона достаточного основания.
5. Формулировку какого логического закона выражает утверждение «Если высказывание истинно, то оно истинно»?
А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.
В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.
6. Формулировку какого логического закона выражает утверждение «Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными»?
А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.
В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.
7. В каком из утверждений сформулирован закон исключенного третьего?
А) Всякое истинное высказывание имеет достаточное обоснование другими истинными высказываниями.
Б) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, а другое необходимо ложно, третье исключено.
В) Два противоположных высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении.
Г) Всякая мысль должна быть тождественна самой себе.
8. Какой логический закон нарушает сотрудник милиции называя гражданина бандитом, объясняя это тем, что «лицо у него такое»?
А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.
В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.
9. Как называется неумышленное неправильное мышление?
А) Казусом. Б) Парадоксом. В) Паралогизмом. Г) Софизмом.
10. Требование какого закона логики нарушаются в следующем рассуждении «Этот вор - профессор своего дела, а все профессора преподают в вузах. Следовательно, это вор - преподает в вузе»?
А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.
В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.
Занятие второе
Виды понятий и действия с ними
1. Сущность понятия, его логическая структура ивиды.
2. Виды отношений между понятиями и изображение их с помощью кругов Эйлера.
3. Обобщение и ограничение понятий. Категории науки.
4. Определение и деление понятий. Виды определений и делений. Правила и ошибки в определениях и делениях.
5. Значение логической теории понятия для юридической науки и практики.
Основные понятия
Предмет мысли. Класс предметов. Признак класса. Понятие. Содержание понятия. Объём понятия. Общее понятие. Единичное понятие. Нулевое понятие. Конкретное понятие. Абстрактное понятие. Эмпирическое понятие. Теоретическое понятие. Положительное понятие. Отрицательное понятие. Сравнимые понятия. Совместимые понятия. Несовместимые понятия. Тождественные понятия. Подчиненные понятия. Родовые понятия. Видовые понятия. Пересекающиеся понятия. Соподчиненные понятия. Противоречивые понятия. Противоположные понятия. Обобщение. Ограничение. Категория. Определение. Номи-нальное определение. Реальное определение. Явное определение. Неявное определение. Актуальное определение. Генетическое определение. Контекстуальное определение. Остенсивное определение. Сравнение. Описание. Характеристика. Деление. Основание деления. Дихотомия. Классификация.
Темы докладов и рефератов
1. Могут ли существовать понятия без слов?
2. Как происходит становление понятийной формы мышления?
3. В чем особенность правовых понятий?
4. Каково место обобщения в правовом познании?
5. Какие определения используются в законотворчестве?
6. Какова роль классификации в квалификации преступления?
Литература
Арсеньев А. С. Анализ развивающегося понятия. М., 1967.
Войшвилло Е. К. Понятие. Логико-гносеологический анализ. М., 1989.
Готт В. С., Землянский Ф. Н. Диалектика развития понятийной формы
мышления. М., 1981.
Горский Д. П. Определение. М., 1974.
Горский Д. П. Обобщение и познание. М., 1985.
Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. Киев, 1976.
Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. М., 1987.
Корнел Попа. Теория определения. М., 1976.
Попов Н. П. Определение понятий. Л., 1964.
Пузиков П. Д. Понятия и их определения. Минск, 1971.
Чупахин И. Я. Методологические проблемы теории понятия. М., 1973.
Упражнения
1. Определите объём и содержание понятий о квадрате, острове, четном числе, краже, материи, Байкале, учебнике, аспиранте, милиционере, гармонии, деструктивном поведении.
2. Какие из следующих понятий являются общими, единичными, нулевыми?
Преступное деяние. Тюменская область. Национальная организация. Организация Объединенных Наций. Правовая норма. Декабрист.
3. Определите виды понятий о созвездии, космонавте, вечном двигателе, Аристотеле, конституции, героизме, музее, Тюмени, курсанте, преступлении, мужестве, причине, нечетном числе, грабеже.
4. Правильно ли дана логическая характеристика следующим понятиям:
а) стол - общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное;
б) слава Пушкина - единичное, нерегистрирующее, положительное, абстрактное;
в) кремль - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;
г) Отечественная война 1812 года - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;
д) неопределённость - общее, регистрирующее, отрицательное, абстрактное.
5. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями о писателе и ученом; о художественной литературе, искусстве, архитектуре; о Луне, искусственном спутнике, спутнике, спутнике Земли; о хищении, краже, преступлении; о противоправном и аморальном; о втором и другом; о последнем и заключительном; об обмане, надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве, хитрости, мистификации.
6. Проверьте, правильно ли установлены в следующих примерах отношения между понятиями, изобразите эти отношения круговыми схемами:
а) безусловный рефлекс и рефлекс - соподчинение;
б) футболист, баскетболист и волейболист - пересечение;
в) щедрый и скупой - противоречие;
г) изобретатель и солдат - несовместимость;
д) умный и делающий ошибки - противоположность
7. Подберите понятия, отношения между которыми соответствовали бы схеме:
а) А С б)
В А С
В
В
в) А г) А
В С
Д С
8 Подберите понятия, тождественные данным:
Квадрат. Конституция. Изваяние. Рука. Окружность. Полдень. Адвокат. Озеро. Завод. Комедия. Рекордсмен. Апелляция. Первопроходец.
9. К данным понятиям подберите подчиненные и соподчиненные понятия: Повесть. Форма правления. Улика. Награда. Писатель. Биржа. Менеджер. Реклама. Политический режим. Игра. Сделка. Хищение. Смычковый инструмент. Афиша.
10. Укажите понятия, противоположные и противоречивые данным:
Страдание. Парадоксальность. Блаженство. Честность. Святость.
Благодушие. Гедонизм. Поддержка. Братство. Прихоть. Каприз. Упрямство. Серьезность. Единственное. Изящество. Мажорный. Абстрактный. Пигмей.
11. Обобщите следующие понятия:
Студент. Сержант милиции. Нож. Автомобиль. Устав. Мировоззрение. Материя. Русалка. Культура. Музыка. Правонарушение. Школа. Дружба. Конституция. Явление. Хищение. Цивилизация.
12. Правильно ли произведено обобщение понятий?
А) Учебник логики - учебник - книга.
Б) Кодекс - уголовный кодекс - уголовный кодекс РФ.
В) Одиночный выстрел - залп.
Г) Парламентская республика - республика - форма государственного
правления.
Д) Запрет - наказание.
13. Ограничьте следующие понятия:
Юрист. Эксперимент. Теория. Преступление. Грабеж. Филолог.
Общественно-экономическая формация. Слесарь. Сказки Пушкина. Баба Яга. Режиссер. Роман. Вуз. Учреждение. Философское направление. Форма государственного правления. Россия. Нравственность. Рабочий класс. Планета. Причина. Прекрасное.
14. Правильно ли произведено ограничение понятий?
А) Республика - область - район.
Б) Город - город России - Тюмень.
В) Сутки - день - утро.
Г) Офицер - майор - сержант.
Д) ТюмГУ - кафедра логики ТюмГУ.
15. Содержание какого понятия богаче в следующих парах?
А) Управление. Менеджмент. Б) Юрист. Прокурор.
В) Студент. Учащийся. Г) Форма. Содержание.
Д) Улица. Переулок.
16. Какое из понятий в следующих парах имеет больший объём?
А) Пролетарий. Рабочий.
Б) Общественная организация. Профсоюзная организация.
В) Юрист. Милиционер.
Г) Конституция. Уголовный кодекс.
Д) Культура. Духовная культура.
17. Проверьте правильность следующих определений:
А) Либерал - это человек либеральных убеждений.
Б) Верблюд - это корабль пустыни.
В) Кража - тайное хищение личного имущества граждан.
Г) Раб - человек, не имеющий свободы.
Д) Кулак - крестьянин, обладающий большим участком земли.
18. Постройте явные и неявные определения следующих понятий:
Библиотека. Композитор. Реформа. Держава. Интеллигенция. Деловой человек. Поступок. Курсант. Студент.
19. Проверьте правильность следующих делений:
А) Государства бывают федеративными, конфедеративными и
унитарными.
Б) Транспорт бывает воздушный, сухопутный, морской, речной, подземный, железнодорожный и гужевой.
В) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.
Г) Часы делятся на ручные, карманные, настольные, солнечные и электронные.
Д) «Среди желаний одни естественны и необходимы, другие естественны, но не необходимы, третьи неестественны и не необходимы» (Эпикур).
20. Произведите логическое деление каждого из следующих понятий: Лес. Геометрическая фигура. Хлеб. Государство. Общество Культура. Доход. Понятие. Республика. Театр. Суд. Экзамен. Личность. Преступление. Теория. Эксперимент. Биржа. Стоимость. Животное. Логика.
Тест по теме
«Основы теории понятия»
1. В каком отношении находятся содержание и объем понятия?
А) Взаимно исключают друг друга. Б) Взаимосвязаны прямо пропорционально. В) Не зависят друг от друга. Г) Взаимосвязаны обратно пропорционально.
2. Какие понятия называют общими?
А) Это понятия, объемы которых не включают ни одного предмета. Б) Это понятия, в объемах которых число мыслимых предметов поддается реальному учету. В) Это понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов. Г) Это понятия, объемы которых представлены одним предметом.
3. Как называются понятия, в которых отражаются присущие предмету признаки?
А) Абстрактными. Б) Конкретными. В) Отрицательными. Г) Положительными.
4. В каком отношении находятся понятия «кит» и «рыба»?
А) В пересечении. Б) В совпадении. В) В подчинении. Г) В соподчинении.
5. Какое из следующих понятий является пустым?
А) Президент США. Б) Президент Франции. В) Президент России.
Г) Президент Великобритании.
6. Что такое тавтология в определении?
А) Это определение неизвестного через неизвестное.
Б) Это разновидность круга в определении.
В) Это отрицательное определение.
Г) Это когда объем определяемого понятия совпадает с объемом
определяющего понятия.
7. Как называется переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом?
А) Делением. Б) Обобщением. В) Ограничением. Г) Определением.
8. В каком случае правильно дана оценка определению «Индивидуальное средство защиты - это газовые баллончики»?
А) Это соразмерное определение.
Б) Слишком широкое.
В) Слишком узкое.
Г) С одной стороны, слишком широкое, а с другой, - слишком узкое.
9. В каком случае правильно дана оценка делению «Университеты бывают государственными, частными или международными»?
А) Это соразмерное деление.
Б) Неполное деление.
В) Деление с лишними членами.
Г) Скачок в делении.
10. В каком случае неправильно обобщено понятие?
А) Семейное право - гражданское право - юриспруденция.
Б) Москвич - житель столицы - горожанин.
В) Мухомор - ядовитый гриб - живое вещество.
Г) Шариковая ручка - пишущий инструмент - орудие труда.
Занятие третье