Краткие методические указания к решению задачи 4

Графики Лоренца получили широкое распространение при изучении степени неравномерности распределения (неравномерности концентрации) различных суммарных показателей в группах единиц наблюдения, образованных в зависимости от численных значений этих же показателей или других, тесно взаимосвязанных с ними показателей. Например, распределение совокупного денежного дохода по группам населения в зависимости от размеров получаемых денежных доходов, или распределение продовольственных фондов по группам населения в зависимости от размеров получаемых денежных фондов и т.д.

Применение графиков Лоренца во времени или по разным объектам позволяет рассматривать их как многоплановый и эффективный инструмент статистического анализа, взаимосвязанный с традиционными методами статистики и расширяющий сферы их применения.

Если обозначить согласно общепринятой символики в статистике частотное распределение единиц наблюдения по признаку Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru через « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru », а распределение совокупного признака Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru по этим же группам через « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru », совокупного признака Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru через « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и т. д., то, согласно условию задачи, следует последовательно сопоставить следующие пары частотных распределений: 1) « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »; 2) « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »; 3) « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »; Построить соответствующие графики.

Важно подчеркнуть, что в целях упрощения расчетов и повышения аналитичности данных, единицы наблюдения, как правило, распределяются на равные группы: 10 групп и 10% единиц наблюдения в каждой группе, 5 групп по 20% единиц наблюдения и т. д. Это учтено при определении числа групп в табл. 12 задачи 2.

Последовательность решения задачи следующая:

Во-первых, для каждой пары сопоставляемых распределений рассчитывают кумулятивные (накопленные) частоты.

Во-вторых, на осях ординат строится квадрат 100х100, который делится пополам диагональной прямой линией – линией равномерного распределения. На ось абсцисс наносят кумулятивные итоги «Cum p», а на ось ординат – кумулятивные итоги «Cum g». По значениям каждой пары кумулятивных итогов строится кривая Лоренца.

В-третьих, рассчитывается коэффициент Джини:

Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru

где Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru число групп.

Чем ближе коэффициент Джини к единице, тем больше степень концентрации или степень неравномерности распределения. Если в расчетах используются проценты, то результат вычисления коэффициента Джини следует разделить на 10000 (100 Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru 100).

Ниже для иллюстрации в табл. 17 представлены результаты решения задачи с равномерными интервалами распределения 10% единиц наблюдения по 10 группам, полученные по данным базового варианта.

Таблица 17

Сопоставление распределения « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru », %

Номер группы « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »
5,29 5,29
6,72 12,01
7,88 19,89
9,04 28,93
9,47 38,40
10,71 49,11
11,47 60,58
11,78 72,37
12,58 84,99
15,05 100,00
Итого - -

По данным табл.17 строится кривая Лоренца:

Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru

Рис.1 Кривая Лоренца

Рассчитаем коэффициент Джини:

Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru

Аналогичная процедура повторяется для распределения « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »; и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »;

Ниже для иллюстрации в табл. 18 представлены результаты решения задачи с равномерными интервалами распределения 20% единиц наблюдения по 5 группам, полученные по данным базового варианта. Для ее заполнения используются данные табл. 2 задачи 2.

Таблица 18

Сопоставление распределения « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru », %

Номер группы « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »
12,78 12,78
16,77 29,55
20,00 49,55
23,06 72,61
27,38
Итого - -

По данным табл.18 строится кривая Лоренца и коэффициент Джини:

Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru

Аналогичная процедура повторяется для распределения « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »; и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru » и « Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru »;

Задача 5

По исходным данным провести вторичную группировку по признаку Краткие методические указания к решению задачи 4 - student2.ru денежным доходам семьи за месяц, образовав группы с равными интервалами: 3000-4500; 4500-6000; 6000-7500; 7500-9000; 9000-10500; 10500-12000.

Наши рекомендации