Примерные задания для подготовки к зачету и экзамену
По теме I «Понятие»
1. Определите вид отношения между понятиями и выразите его графически в виде круговых схем:
а) Мужество, храбрость. Село, населенный пункт. Наука, правоведение. Стоматолог, врач. Самолет, вертолет. Год, век.
б) Лес, степь. Дом, сумасшедший дом. Кастрюля, посуда. Прокурор, юрист. Грабеж, кража. Экономика, политика.
2. Найти понятия, противоречащие и противоположные по отношению к следующим:
а) Ребенок, белый, невежество, любовь, веселый, грешный.
б) Умный, тонкий, неуклюжий, горячий, рыжий, верный.
3. Укажите родовые понятия двух различных порядков по отношению к следующим понятиям:
а) Самолет, дом, зима, доцент, ковер, сосна, крокодил, разбой.
б) Банда, олово, фирма, офицер, газета, телефон, арбитраж.
4. Назовите видовые понятия двух различных порядков по отношению к следующим понятиям:
а) Учащийся, закон, прибор, криминальный элемент, транспорт, звук, погода.
б) Снег, преступник, телефон, металл, изображение, слесарь, комедия.
5. По приведенным ниже членам деления определите делимое понятие:
а)
1) Рабочий, колхозник, служащий.
2) Из рабочих, из крестьян, из мещан, из дворян, из купцов.
3) Квартира, дача, машина.
4) Водка, вино, настойка, наливка, самогон, одеколон, жидкость для обезжиривания поверхностей.
5) Валюта, золото, нефть, рубли, купоны.
б)
1) Господин, гражданин, товарищ.
2) Твердое тело, жидкость, газ.
3) Зима, осень, весна, лето.
4) Умысел, неосторожность.
5) Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
6. Определите, в каких из приведенных ниже примеров имеет место деление объема понятия, а в каких — членение целого на части:
а)
1) Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные.
2) Университет делится на факультеты.
3) Имена делятся на мужские и женские.
4) Углы делятся на острые, тупые и прямые.
5) Города делятся на районы.
6) Люди по темпераменту делятся на меланхоликов, холериков, флегматиков, сангвиников.
7) Предсказания делятся на сбывшиеся и несбывшиеся.
б)
1) Начальники делятся на хороших и плохих.
2) Сантиметр делится на миллиметры.
3) Работа делится на высокооплачиваемую и низкооплачиваемую.
4) Учебник логики делится на главы.
5) Науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.
6) Земной шар делится на полушария.
7) Множества делятся на конечные и бесконечные.
7. Определите, соблюдены ли правила деления понятия, а если нет, то какие ошибки допущены в следующих примерах:
а)
1) Диеты бывают низкокалорийные, разгрузочные и молочные.
2) “Желания бывают естественные и необходимые, естественные, но не необходимые, неестественные и не необходимые, но происходящие от пустых мнений”. (Эпикур)
3) Писатели делятся на великих, выдающихся, известных и малоизвестных.
4) Телевизоры бывают черно-белого изображения, цветные и неработающие.
5) Учебные заведения бывают частные, государственные и иные.
6) Леса делятся на хвойные и лиственные.
б)
1) Cпортсмены делятся на любителей и профессионалов.
2) Журналисты делятся на демократических, реакционных, способных и высокооплачиваемых.
3) Растения бывают культурные и некультурные.
4) Магазины делятся на промтоварные и продовольственные.
5) Электроприборы делятся на измеряющие силу тока, измеряющие напряжение, измеряющие сопротивление и измеряющие давление.
6) Преступления бывают умышленные, неосторожные, хозяйственные и воинские.
8. В следующих определениях выделите определяемое понятие, ближайший род и видовое отличие:
а)
1) Л. Н. Толстой — русский писатель, написавший роман “Война и мир”.
2) Кража — тайное похищение государственного или общественного имущества.
3) Апогей — самая отдаленная точка орбиты движущегося вокруг Земли тела.
б)
1) Нормативный акт — это правовой акт, в котором содержится предписание, регулирующее общественные отношения определенного вида.
2) Этика — философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания.
3) Метафора есть слово, употребленное в переносном значении.
9. Определите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, то поясните какие ошибки допущены:
а)
1) Сутки — это отрезок времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси.
2) Медицина — это наука изучающая человеческие болезни.
3) Фотон — это элементарная частица, не обладающая массой покоя.
4) Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла.
5) Географ — человек, изучающий географию.
6) Олигоцен — третья эпоха палеогена.
7) Революции — это локомотивы истории.
8) Метла — летательный аппарат, на котором некоторые женщины способны преодолевать значительные расстояния.
б)
1) Барометр — это метеорологический измерительный прибор.
2) Шар — это геометрическое тело, образуемое вращением окружности вокруг одного из своих диаметров.
3) Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.
4) Рак — небольшая красная рыбка, которая ходит задом наперед.
5) Лев — царь зверей.
6) Наказание — мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.
7) Курица — это самка самца курицы.
8) Дактиль — это трехсложная стопа с ударением на первом слоге.
10. Укажите характер указанных ниже определений (реальные, номинальные) либо использованных приемов, сходных с определением:
а)
1) “Ирреальный” означает не существующий в действительности.
2) Червяк — продолговатое, мягкотелое, бескостное существо.
3) Цилиндр — геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из своих сторон.
4) Банда — есть преступное объединение двух и более лиц, при наличии оружия хотя бы у одного члена объединения и фактора групповой сплоченности.
5) Жители — это мужчины, женщины, старики, дети.
6) Акцепт — согласие принять предложение контрагента о заключении договора.
б)
1) Проступок — противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.
2) Финт — это обманное движение.
3) Грабеж — открытое похищение государственного или общественного имущества.
4) Квадрига — двухколесная колесница, запряженная четырьмя лошадьми.
5) Кафе — место, где отпускают кофе, чай, прохладительные напитки и т.д.
6) Ступор — состояние резкой угнетенности, выражающееся в полной неподвижности и молчаливости.
По теме II «Суждение»
1. Укажите, к какому виду (А, Е, I, О) относится каждое из данных суждений:
а)
1) Некоторые деревья живут очень долго.
2) Некоторые загадки природы никогда не будут разгаданы.
3) В любой библиотеке есть книги, которые не пользуются популярностью.
4) Все адвокаты — юристы.
б)
1) Всякий студент сдает экзамены.
2) Некоторые врачи не невропатологи.
3) Ни одна корова не летает.
4) Некоторые тигры не живут в Африке.
2. Составьте суждения из следующих пар понятий:
а)
1) Крестьянское восстание (субъект распределен), восстание заканчивается победой (предикат распределен).
2) Русский феодал (субъект нераспределен), сторонник преобразований Петра I (предикат распределен).
3) Звезда (субъект распределен), мощный источник радиоизлучения (предикат нераспределен).
4) Комета (субъект распределен), тело Солнечной системы (предикат нераспределен).
б)
1) Времена (субъект распределен), безопасны для жизни (предикат распределен).
2) Животные (субъект нераспределен), участвовать в предвыборной борьбе (предикат распределен).
3) Пресмыкающиеся (субъект нераспределен), часто появляться на экранах телевизоров (предикат нераспределен).
4) Женщины (субъект распределен), коварны (предикат нераспределен).
3. Приведите суждения, находящиеся в отношении противоречия и, соответственно, противоположности к следующим:
а)
1) Любые жизненные обстоятельства не оправдывают преступника.
2) Есть события, которые всегда неожиданны.
3) Ни один ученый не мыслит формулами.
4) Все люди смертны.
б)
1) Существует самая высокая гора.
2) Некоторые студенты опаздывают на лекции.
3) Некоторые правители не оправдали надежд своих народов.
4) Ни одна попытка отыскать снежного человека не увенчалась успехом.
4. Постройте модальный шестиугольник:
а) Где суждение А — “Мой сосед по даче — хороший человек”; если это суждение истинно, то какие суждения на шестиугольнике будут ложными?
б) Где суждение “невозможно А” — “невозможно заочнику посещать все учебные занятия”; если это суждение истинно, то какие еще суждения на шестиугольнике будут истинны?
5. Запишите данные суждения с помощью символов:
а)
1) Амнистия может быть общей или частичной.
2) Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
3) Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам.
4) Преступление есть противоправное общественное деяние.
б)
1) Оскорбление может быть нанесено или случайно, или намеренно.
2) Горя бояться — счастья не видать.
3) Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
4) Если отсутствует состав преступления, то уголовное дело не может быть возбуждено.
6. Запишите в символической форме следующие сложные суждения:
а)
1) “Если кто-либо из товарищей опаздывал на молебен или доходили слухи об очередной проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил “как бы чего не вышло”” (А. П. Чехов)
2) “Почтенный старец этот постоянно был сердит или выпимши, или выпимши и сердит одновременно”. (А. И. Герцен)
б)
1) “Он молчит, а Варенька поет ему “Виют витры” или глядит на него задумчиво своими голубыми глазами, или вдруг зальется “ха-ха-ха”” (А. П. Чехов)
2) “Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид”. (А. С. Пушкин)
7. Какие нарушения логических знаков имеют место в данных отрывках:
а)
1) Три игры — три победы с общим счетом 4:2, таков итог выступления нашей футбольной команды на выезде.
2) Преступник был четвертован на три неровные половины.
3) Это условное суждение, потому что оно не является разделительным.
4) “Прошу развести меня с Ивановым Иваном Петровичем без моего присутствия в суде, но я согласия на развод не даю...”
б)
1) Мед не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали. От этого, как и от добавления воды и сахара, он теряет свои лечебные свойства. Между тем иногда такой мед поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчелам.
2) Эта рукопись написана на бумаге в X веке в Европе.
3) Данному студенту следует поставить зачет, так как у него взят билет на поезд.
4) Учитель — ученику: “Надеюсь, я не увижу, как вы списываете”.
Ученик: “Я тоже на это надеюсь”.
8. Построив соответствующую таблицу истинности, решите задачу (из книги: Петер Р. Игра с бесконечностью):
а) В деле об убийстве имеются двое подозреваемых — Петр и Павел. Допросили четырех свидетелей.
Показания первого: “Петр не виноват”.
Показания второго: “Павел не виноват”.
Показания третьего: “Я не знаю, что из первых двух свидетелей хотя бы один говорит правду”.
Показания четвертого: “Третий свидетель лжет”.
Если четвертый свидетель прав, кто совершил преступление?
б) Та же ситуация и то же задание, что в первом варианте (а), но показания третьего свидетеля: “Я знаю, что из первых двух свидетелей либо один, либо другой говорит правду”.
9. Какого рода модальность (алетическая, деонтическая, эпистемическая) употребляется в данных ситуациях:
а)
1) Зима, по-видимому, будет холоднее, чем в прошлом году.
2) При перепечатывании ссылка на данное издание обязательна.
3) Законы логики объективны и выполняются с необходимостью в любом контексте.
б)
1) Всякое случайное событие не необходимо.
2) В соответствии с прогнозом погоды сегодня возможен снегопад.
3) Правила приличия не допускают вашего появления в обществе в таком виде.
10. Постройте таблицу истинности для данных сложных суждений:
а)
1) ((АÚB) & A) > B
2) ((A>B) & (B>C)) > (A>C)
б)
1) ((A>B) & B) > A
2) ((A>B) & (A > C)) > ((A> (BÚC))
по теме III «Умозаключение»
1. Произведите превращение следующих суждений:
а)
1) Все люди смертны.
2) Некоторые имена собственные не склоняются.
3) Всякое преступление должно быть раскрыто.
б)
1) Все книги написаны людьми.
2) Всякие предрассудки не присущи разумным людям.
3) Некоторые мужчины не любят женщин.
2. Произведите обращение следующих суждений:
а)
1) Всякая корова не есть лошадь.
2) Некоторые поэты талантливы.
3) Все подстрекатели — соучастники преступления.
б)
1) Все военнослужащие умеют обращаться с оружием.
2) Все кошки ночью серы.
3) Некоторые алкоголики спят где попало.
3. Произведите противопоставление предикату следующих суждений:
а)
1) Все лягушки квакают.
2) Некоторые люди не имеют работы.
3) Всякий умный человек не верит прессе.
4) Некоторые правонарушители не преступники.
б)
1) Все рыбы дышат жабрами.
2) Ни один скряга не щедр.
3) Некоторые студенты не изучают логику.
4) Всякая измена есть предательство.
4. Проверьте правильность данных умозаключений; если они неверны, то поясните, какая логическая ошибка допущена:
а)
1) Один из героев Гоголя обнаружил, что все православные, коих он встречал, едят галушки. Отсюда он делает вывод, что все православные едят галушки, а кто их не ест, тот не православный.
2) Некоторые коммерсанты живут в гостиницах. Некоторые грузины живут в гостиницах. Следовательно, некоторые коммерсанты — грузины.
3) Все грибы размножаются спорами. Сидоров не гриб. Следовательно, Сидоров не размножается спорами.
4) Человек способен преодолевать трудности. Иванов — человек. Следовательно, Иванов способен преодолевать трудности.
б)
1) Все планеты обращаются вокруг Солнца. Земля тоже обращается вокруг Солнца. Следовательно Земля — планета.
2) Некоторые преступники не умеют плавать. Значит некоторые грабители не умеют плавать, так как все грабители — преступники.
3) Человек изобрел колесо, а Петров — человек. Следовательно, он изобрел колесо.
4) Нормы права подлежат исполнению. Нормы морали не есть нормы права. Следовательно, нормы морали не подлежат исполнению.
5. Используя условно-категорический силлогизм, сделайте вывод, если он следует из посылок. Если не следует вывода, то объясните почему.
а)
1) Если к соседу придут гости, то он спустится в погреб и принесет оттуда баранью ногу; сосед спустился в погреб и несет оттуда баранью ногу.
2) Если погодные условия не улучшатся, то полеты отменят; полеты отменили.
б)
1) Если в комнате появился черт зеленого цвета, то водка не заводского разлива; водка заводского разлива.
2) Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом; иск предъявлен дееспособным лицом.
6. Сделайте вывод, если он следует из посылок категорического силлогизма, если он не следует, то объясните почему (примеры Л. Кэррола):
а)
1) Все разумные люди ходят на ногах; все неразумные люди ходят на руках.
2) Некоторые устрицы молчаливы; молчаливые существа не очень-то забавны.
3) Ни один император не дантист; всех дантистов боятся дети.
4) Ни один вор не честен; некоторых нечестных людей удается уличить.
б)
1) Все секретари заняты полезным делом; некоторые птицы — секретари.
2) Ни один банкрот не богат; некоторые купцы не банкроты.
3) Ни один старый скряга не весел; некоторые старые скряги тощи.
4) Всякому доводилось видеть свинью; никто не приходил в восторг от свиньи.
7. Считая предлагаемое рассуждение энтимемой, восстановите в ней пропущенную посылку:
а)
1) “Услышав, что даже издержки по купчей он принимает на себя, Плюшкин решил, что гость должен быть совершенно глуп и только прикидывается, что служил по статской, а верно, был в офицерах” (Н. В. Гоголь)
2) Данное решение суда не является оправдательным, так как оно требует увольнения от должности.
б)
1) Получение взятки — посягательство на нормальную работу госаппарата, так как получение взятки — должностное преступление.
2) Муж говорит жене: “Ты идиотка”.
“Да, — соглашается жена и добавляет: — А вот если бы я вышла замуж за генерала, я была бы генеральшей”.