Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС. 1. Расставьте ударения в словах

ВАРИАНТ № 52

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

Маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, исчерпать, некролог.

2. Вместо точек ставьте нужную букву, Ё или Е.

Аф…ра, ман…вры, ос…длый, бл…клый, оп…ка, ист…кший.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

1. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекает внимание от главного. 2. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 3. Выступающий оперирует положительными примерами.

2. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений Куприна. 3. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы Чехова.

3. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. На поляне мы увидели высокий (земельный, земляной) холм. 2. Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент, абонемент). 3. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. 4. Студент быстро (усвоил, освоил) материал. 5. Молодой рабочий (усвоил, освоил) профессию токаря.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. Ворона в птичьих перьях. 2. А судьями кто? 3. Буря в чашке воды.

Объясните смысл образных выражений.

Платоническая любовь. 2. Загадочный, как Сфинкс. 3. Рог изобилия.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Черный) гантель, (мой) кредо, (мясной) филе, (золотой) пенсне, (норковый) манто.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа и расставьте ударения.

Грош, гуляш, жезл, нефтепровод, серьга.

3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.

1) от 857, 2) к 2431, 3) до 263, 4) об 11.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.

Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.

Терять почву (ноги), выглядела (утомленная), сообщать (трагедия), привлечь (искренностью), подневольность (положение).

2. Преобразуйте данные простые предложения с осложненной структурой указанным в скобках способом. Вставьте буквы, расставьте знаки препинания.

1. Кривой п…схальный кулич… был п…хож… на старый мух…мор (причастный борот). 2. Гостья с инт…ресом разгляд…вала покрытую вяза(н, нн)ой с…лфеткой эт…жерку (деепричастный оборот). 3. Хозяйка важно вышаг…вала вокруг стола (приложение).

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

С каждым годом Ахматова ст…новилась величестве(н, нн)ее. Она (не, ни)сколько (не, ни)старалась об этом это выходило у нее само собой. За все (пол)века что мы были зн…комы я (не)помню у нее на лице (не, ни)одной просительной мелкой или жалкой улыбки. Но д…ржалась она (со)всеми очень просто и друж…любно на р…вной ноге. З…м…чательна была в ее х…рактере и другая ч..рта. Она была соверше(н, нн)о л…шена чу…ства со…ственности. Не любила и не хр…нила вещей ра…тавалась с ними удивительно легко. Такой (же) значительной ч…ртой ее личности была ее огромная начита(н, нн)ость. Она была одни из самых образова(н, нн)ых поэтов эпохи.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС

ВАРИАНТ № 53

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Расставьте ударения в словах. Разделите слова на 3 группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге и с ударением на третьем слоге.

Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, перекупщик, страховщик, кислица, танцовщица, часовщик, баловница.

2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?

Бесконечный, будничный, кирпичный, копеечный, троечница, сердечный, скучно, яичница

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

Иммиграция, конгломерат, лайнер, малахит, прострация.

2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Мать устроила праздничный ужин – неожиданный приятный сюрприз. 2. Молодежь всегда была на самом переднем фронте борьбы. 3. Совместное сотрудничество принесло неожиданный результат.

2. Составьте с данными паронимами словосочетания (или предложения).

Обидный – обидчивый, крестный – крёстный, масленичный – масличный, косный – костный, дружеский – дружественный.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. «Ты у меня будешь кататься как кот в масле», – сказал он невесте. 2. Соловья песнями не кормят. 3. Он всегда играл первую дудку.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Рог изобилия. 2. Со щитом или на щите. 3. Сизифов труд.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый)какао – теплое какао.

(Новый) шампунь, (богатый) рантье, (солнечный) Капри, (вкусный) сациви, (крошечный) колибри.

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Ботинок, георгин, рельс, мочало, щупальце.

3. Просклоняйте числительное: 1274.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Благодаря (проведенное преобразование) предприятие перестало быть убыточным. 2. Вопреки (постановление) перфект административного округа не получил необходимых полномочий. 3. Появляется возможность ориентации модели (рыночная экономика). 4. Еще раз повторяю (своя просьба).

2. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Улица, которая вела в город, была свободна. 2. За столом рылся в книгах счетовод, который недавно приехал из станицы. 3. Ржавая осока, которая была все еще зеленой и сочной, склонялась к земле.

Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.

Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

(С)начала физкультурники стояли (на)вытяжку перед своим руководителем потом пошли (в) ногу (в) след за ним. Мне (не) (с) руки было охватить ствол но все (таки) я п…пыталась (з, с)делать это надеясь так сползти (в) низ где ожидало меня что(то) неизвес…ное. Здесь должна быть брусника и ее во (что) (бы) (то) (ни) стало нужно р…зыскать. (По)моему надо и…ти дальше (в) глубь леса но мои подружки (в)рас…ыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в к…рзинки кр…ваво-красные ягоды.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Наши рекомендации