Раздел: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задача № 1.
На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем начался эксперимент. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.
Вопросы:
1. Как называется это явления?
2. Какова причина этого явления?
3. Какие условия необходимо соблюдать при выработке условных рефлексов?
4. В каком состоянии должны находиться животные, используемые эксперименте по выработке условных рефлексов?
5. В каких соотношениях должны находится между собой условный и безусловный раздражители?
Ответы:
1. Внешнее торможение
2. Действие тормозящего фактора, возникшего в организме, вероятно, переполнение мочевого пузыря
3. В условиях полной тишины, в отсутствии посторонних раздражителей, условный раздражитель должен предшествовать безусловному, сила безусловного больше, чем условного, интервал между ними не должен быть значительным.
4. Здоровыми, с сохраненными рецепторами для восприятия условного стимула. При использовании пищевом безусловного раздражителя- в состоянии голода.
5. Сила безусловного больше, чем условного, условный должен предшествовать безусловному.
Задача № 3.
Один из способов борьбы с алкоголизмом состоит в выработке условного рвотного рефлекса на алкоголь.
Вопросы:
1. Что необходимо использовать для выработки такого УР в качестве безусловного раздражителя?
2. Что должно являться условным раздражителем?
3. Как долго надо вырабатывать такой УР?
4. В каком состоянии должен находится пациент?
5. Какой препарат пациент должен получать первым?
Ответы:
1. Рвотный препарат
2. Порция алкоголя.
3. До тех пор, пока при виде и запахе алкоголя будет появляться рвотный рефлекс.
4. Он должен иметь большое желание- высокую мотивацию к избавлению от алкоголя, здоров и трезв.
5. Порцию алкоголя.
Задача №4.
Всем известна поговорка : «Пуганая ворона и куста боится».
Вопросы:
1. Какое физиологическое явление лежит в основе подобного поведения?
2. Что такое временная связь?
3. Что лежит в основе замыкания временной связи ?
4. Какие основные стадии выделяют в процессе формирования условного рефлекса?
5. О чем свидетельствует стадия специализации?
Ответы:
1. Генерализация временной связи.
2. Это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей.
3. Процесс доминантного взаимодействия между очагами возбуждения в цнс.
4. стадию генерализации и стадию специализации.
5. О выработке прочной временной связи.
Задача №5.
Из двух испытуемых один ярко выраженный флегматик, другой –сангвиник. У обоих выработаны прочные условные двигательные рефлексы: на зеленый свет нажатие кнопки левой рукой, на красный – правой. При обследовании регистрировали время от включения света до нажатия кнопки. Затем условия опыта изменили: На зеленый свет надо было нажимать кнопку правой рукой, на красный- левой. Время нажатия на кнопку после подачи света изменилось у обоих испытуемых.
Вопросы:
1. Как называется время от подачи света до нажатия кнопки?
2. Как называется одним словом изменение условий опыта?
3. В какой характеристике нервных процессов имеется основное отличие флегматика от сангвиника?
4. Почему и как изменилось время реакции у испытуемых?
5. У кого быстрее произойдет переделка и почему?
Ответы:
1. Латентный период реакции.
2. Переделка.
3. Подвижность нервных процессов.
4. Оно увеличилось у обоих испытуемых, т.к. переделка представляет трудность для нервной системы.
5. Латентный период реакции у сангвиника увеличивается в процессе переделки в меньшей степени, чем у флегматика и быстрее возвращается к исходному уровню, потому что подвижность нервных процессов больше у сангвиника.
Задача № 6.
В известной басне И.А.Крылова есть такие слова: « Вдруг сырный дух лису остановил: лисица видит сыр, лисицу сыр пленил!»
Вопросы:
1. Какое из известных проявлений ВНД описал автор?
2. Назовите основные методологические принципы учения о высшей нервной деятельности.
3. В каком состоянии должно находиться животное при выработке условного рефлекса на пищевое безусловное подкрепление?
4. Назовите общие признаки условных рефлексов.
5. Назовите стадии образования условных рефлексов.
Ответы:
1. Условный рефлекс
2. Вероятностный детерминизм: условно-рефлекторная деятельность инициируется не только внешними условными раздражителями: но и внутренними процессами. Единство анализа и синтеза: в основе условнорефлекторной деятельности лежит анализ раздражителей внешней и внутренней среды с последующим их синтезом в условный рефлекс. Структурный подход – «приуроченность динамики к структуре»: тенденция связать определенные компоненты условного рефлекса с конкретными структурами мозга.
3. В состоянии голода.
4. а.сигнальность – предупреждают о безусловном рефлексе; б. для их реализации обязательно участие корковых и подкорковых отделов головного мозга; в. расширяют диапазон приспособительных реакций; г. имеют индивидуальный характер, не наследуются.
5. А.стадия генерализации: которая по своим проявлениям (электрофизиологическим и поведенческим) совпадает с проявлениями доминанты. Эта стадия обеспечивает ответ без предварительного обучения на все раздражители, похожие на подкрепляемый; Б..стадия специализации. Физиологическое значение ее состоит в обеспечении точного, дифференцированного ответа только на подкрепляемый сигнал.
Задача №7.
А.С.Пушкин в поэме «Полтава» пишет о Петре !: «Глаза его сияют, лик ужасен, движенья быстры, Он прекрасен, он весь как божия гроза».
Вопросы:
1. Какие характеристики могут наиболее точно отразить этот тип ВНД?
2. На чем основана общая для человека и животных классификация типов ВНД по И.П.Павлову?
3. На чем основана частная классификация типов ВНД человека?
4. Как соотносятся между собой классификация темпераментов по Гиппократу и типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову?
5. Прекратить активность такого лидера может действие сверхсильного раздражителя. Как называется этот вид торможения и какие виды внешнего торможения вам известны?
Ответы:
1. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения.
2. на характеристиках силы, уравновешенности и подвижности торможения и возбуждения. Выделяют по силе – сильный и слабый, по уравновешенности – уравновешенный и неуравновешенный, по подвижности – подвижный и инертный.
3. На соотношении первой и второй сигнальных систем. Выделяют художественный тип, мыслительный и средний.
4. Холерик – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый тип.
5. Запредельное торможение, оно имеет охранительное значение. Существуют еще гаснущий тормоз ( возникающий при действии нового раздражителя) и постоянный тормоз ( возникающий на повреждающие воздействия).
Задача № 10.
Житель центрального района большого города привыкает к постоянному городскому шуму за окном и спит в этих условиях спокойно.
Вопросы:
1. В результате какого процесса возникает способность крепко спать при сильном уличном шуме?
2. Когда в эти условия попадает его родственник из сельской местности, он долго не может уснуть. Почему?
3. Какой физиологический процесс лежит в основе привыкания?
4. Какая основная характеристика нервных процессов должна быть выражена у сельского жителя для того, чтобы он быстрее стал засыпать в условиях городского шума.
5. Что является отличительной особенностью ориентировочно-исследовательской реакции или рефлекса «Что такое»?
Ответы:
1. В результате развивающегося процесса привыкания, который лежит в основе одной из форм научения.
2. Наличие ориентировочной реакции или рефлекса «Что такое?» у родственника в незнакомой и шумной обстановке.
3. Развитие условного торможения –гаснущего тормоза. Организм перестает реагировать на незначащие раздражители, особенно при сильной потребности ко сну.
4. Подвижность нервных процессов, которая способствует быстрой смене процессов возбуждения процессом торможения в данном случае.
5. Этот рефлекс быстро угасает при повторных применениях биологически незначимых раздражителей. Причина его возникновения – реакция на «новизну».
Задача № 14.
У собаки выработан пищевой условный рефлекс на световой раздражитель в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась вода, а с другой стороны - пища. В какую сторону (к воде или к пище) и в зависимости от чего побежит собака при включении условного раздражителя?
Вопросы:
1. 1.Как изменится поведение данной экспериментальной собаки при появлении рядом другой собаки?
2. Какая стадия в процессе образования условного рефлекса по своим проявлениям (электрофизиологическим и поведенческим) совпадает с проявлениями доминанты, обеспечивает ответ без предварительного обучения на все раздражители, похожие на подкрепляемый?
3. К какому виду торможения относят запредельное торможение?
4. Физиологическое значение какой стадии в процессе выработки условного рефлекса состоит в обеспечении точного, дифференцированного ответа только на подкрепляемый сигнал?
5. При выработке условного рефлекса какой раздражитель должен быть первым – условный или безусловный?
Ответы:
1. При появлении другой собаки у экспериментального животного возникнет ориентировочно-исследовательская реакция.
2. стадия генерализации
3. Безусловное (внешнее) торможение
4. стадия специализации
5. Условный
Задача № 19.
Человек в результате травмы головы потерял способность адекватно оценивать обстановку. Какая стадия системной архитектоники психической деятельности нарушена и где локализуется мозговой центр оценки ситуации?
Вопросы:
1. 1.На какой основе в ЦНС формируется афферентный синтез?
2. Что является нейрофизиологическим механизмом взаимодействия компонентов афферентного синтеза?
3. Чем завершается стадия афферентного синтеза в ЦНС?
4. Назовите два вида памяти.
5. В каком полушарии располагается центр речи у правшей?
Ответы:
1. На основе памяти, мотивации, пусковой афферентации, обстановочной афферентации.
2. Конвергенция возбуждений на нейронах.
3. Принятием решения.
4. Кратковременная и долговременная.
5. В левом полушарии.
Раздел:ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ (для стоматологического ф-та)
Задача № 1.
В составе слюны и ротовой жидкости вода (99,4%) и сухой остаток (0,6%), представленный органическими и неорганическими веществами, выполняют определенные функции.
Вопросы:
1. В чем заключается основная роль неорганического компонента слюны и ротовой жидкости?
2. При каких условиях в полости рта поддерживается постоянство состава твердых тканей зубов?
3. При каком соотношении ионов кальция и фосфора в условиях оптимальной Ph ротовой жидкости сохраняется устойчивость кристаллов гидрокилапатита?
4. Как влияет величина Ph ротовой жидкости на степень насыщения её ионами кальция и фосфора?
5. При каком значении Ph ротовая жидкость становится ненасыщенной ионами кальция и фосфора, что может привести к деминерализации эмали зубов?
Ответы:
1. Поддержание динамического равновесия между твердыми тканями зуба (эмалью) и слюной.
2. В условиях перенасыщенности слюны ионами кальция и фосфора 2).при оптимальномPh.
3. Са2+: р+= 1,0:1,67.
4. Подщелачивание ротовой жидкости увеличивает перенасыщенность, 2) подкисление её снижает.
5. При Ph = 6,0-6,26.
Задача № 2.
Скорость секреции слюны колеблется от 0,02 до 3,3 мл/мин. Вне приема пищи слюна секретируется со скоростью около 0,2Г мл/мин, а при жевании возрастает до 3,0-3,5 мл/мин.
Вопросы:
1. Какие параметры слюны зависят от скорости её секреции?
2. Как изменится Ph слюны при низкой скорости её секреции?
3. Как изменится Ph слюны при высокой скорости её секреции?
4. Как изменяется концентрация ионов в слюне при повышении скорости её секреции?
5. Сохраняется ли гипотоничность слюны по отношению к плазме крови: 1) в процессе секреторного цикла, 2) при увеличении скорости секреции?
Ответы:
1. 1) Ph, 2) содержание электролитов.
2. Ph слабокислая.
3. Ph слабощелочная.
4. Повышается.
5. 1) да; 2) да.
Задача № 3.
Характер и количество секрета крупных слюнных желез зависит от структуры, типа и особенностей функционирования их концевых отделов ацинусов.
Вопросы:
1. Какой тип ацинусов преобладает в околоушных слюнных железах?
2. К какому типу по характеру секрета относятся околоушные слюнные железы?
3. Какие типы ацинусов характерны для поднижнечелюстных слюнных желез?
4. Какая слюна по составу выделяется поднижнечелюстными слюнными железами?
5. Какие виды ацинусов характерны для подъязычных слюнных желез?
6. Какая по характеру слюна выделяется подъязычными железами?
Ответы:
1. Серозный (белковый).
2. К белковым.
3. Белковые - основные и белково-слизистые (смешанные).
4. Смешанная.
5. Белковые, слизистые, смешанные (белково-слизистые) – основные.
6. Смешанная.
Задача № 4.
В составе слюны кроме пищеварительных ферментов обнаружен ряд веществ, не участвующих в гидролизе пищевых веществ.
Вопросы:
1. Перечислите ферменты слюны, осуществляющие пищеварительную функцию в полости рта.
2. Какие ферменты слюны не являются пищеварительными и выполняют другие неспецифические функции в полости рта?
3. Какие функции в полости рта выполняет слюна?
4. Какие структуры слюнных желез являются морфологической основой их полифункциональности?
5. Каков состав функционального элемента слюнной железы?
Ответы:
1. а-амилаза, а-глюкозидаза, протеиназа, ДНК-аза, липаза, РНК-аза.
2. Лизоцим (мурамидаза), муцин, щелочная и кислая фосфатазы, гиалуронидаза, саливаин, гландулаин, плазмин.
3. Пищеварительную (механическая и химическая обработка пищи, формирование пищевого комка). Не пищеварительную (защитная, коммуникативная, экскреторная, инкреторная, трофическая).
4. Функциональные элементы.
5. 1 - рабочая часть ацинуса 2 - соединительная ткань 3 - микроциркуляция 4 - нервные элементы ацинуса.
Задача № 5.
При стимуляции симпатических волокон, иннервирующих слюнные железы, выделяется малое количество слюны, богатой ферментами.
Вопросы:
1. Симпатические волокна, нервирующие слюнные железы, являются секреторными или трофическими?
2. С каким типом рецепторов связана активация гландулоцитов при стимуляции симпатических нервных волокон?
3. Какой медиатор является посредником передачи возбуждения от постганглионарных симпатических нервных волокон?
4. В каких случаях наблюдается гипосалия (сиалопения)?
5. Какие состояния организма приводят к гиперсаливации?
Ответы:
1. Трофическими.
2. С альфа-адренорецепторами.
3. Норадреналин.
4. 1 - лихорадочное состояние, 2 - стрессовые ситуации, 3 - блокада М-холинорецепторов, 4 -нарушение оттока слюны, 5 -патология железистой ткани.
5. Отравление солями тяжелых металлов, асфиксия, гельминтозы, лекарства (прозерпин, пилокарпин, йод).
Задача№7.
В функциональной системе (ФУС) питания полезный приспособительный результат достигается двумя путями - эндогенным и экзогенным.
Вопросы:
1. Перечислите механизмы саморегуляции эндогенного пути достижения полезного результата в ФУС питания.
2. В чем суть экзогенного механизма достижения полезного результата в ФУС питания?
3. Чем представлены аппараты контроля в ФУС питания?
4. Каково значение обратной афферентации в ФУС питания?
5. Какие отделы ЦНС на уровне среднего мозга формируют состояние голода и насыщения?
Ответы:
1. 1 - перераспределение питательных веществ, 2 - выход веществ из депо 3 - изменение интенсивности метаболизма.
- Формируется пищедобывательное поведение на основе пищевой мотивации, поскольку возникает пищевая потребность.
- Хеморецепторами сосудов и тканей.
- Контроль и оценка достижения полезного результата-константы пищеварительных веществ.
- Латеральные и медиальные ядра гипоталамуса.
Задача № 9.
В процессе механической обработки пищи в полости рта жевательные движения создают повышенное давление на ткани периодонта и уменьшают просвет кровеносных сосудов, расположенных в периодонтальном пространстве.
Вопросы:
1. Как изменяется величина периодонтального пространства при повышении давления на ткани периодонта при жевании?
2. Каким образом изменяется положение зуба в лунке при уменьшении объема крови в сосудах периодонта при жевании?
3. Какую роль играет изменение объема периодонтальной щели в процессе жевания?
4. Какое значение имеет изменение кровеносного русла периодонтального пространства в процессе жевания?
5. Какие рефлексы участвуют в регуляции жевательного давления в процессе механической обработки пищи в полости рта?
Ответы:
1. Уменьшается.
2. Зуб погружается в лунку.
3. Обеспечивает физиологическую подвижность зубов.
4. Создает частичную амортизацию жевательного давления .
5. 1) парадонтомускулярные (периодонтомускулярные и гингивомускулярные), 2) артикуляционно-мускулярные.
Задача№10.
При попадании в полость рта непригодных для пищеварения веществ выделяется «отмывная слюна».
Вопросы:
1. Стимуляция каких нервных волокон симпатических или парасимпатических приводит к выделению « отмывной слюны».
2. Какие нервные волокна, иннервирующие слюнные железы, являются секреторными?
3. Какие нервные волокна, иннервирующие слюнные железы, являются трофическими?
4. Какие влияния преобладают при «пищевой» секреции?
5. С какими рецепторами гландулоцитов взаимодействует ацетилхолин - медиатор постганглионарных парасимпатических волокон?
Ответы:
1. Парасимпатических .
2. Парасимпатические.
3. Симпатические.
4. Парасимпатические.
5. С М-холинорецепторами.
Задача № 17.
У собаки удалили больной зуб. При этом нарушилась целостность зубо-челюстной системы и пищеварительная функция.
Вопросы:
1. Что является функциональным элементом (ФЭ) зубочелюстной системы?
2. Какие компоненты входят в состав «зубного органа» как функционального элемента зубочелюстной системы?
3. Состав и особенности функциональных элементов зуба как органа.
4. Особенности микроциркуляции зуба как органа.
5. Чем обеспечивается противозастойный механизм сосудистой сети пульпы зуба?
Ответы:
1. Функциональным элементом зубочелюстной системы является «зубной орган»
2. Специфическая рабочая часть - зуб. 2. Соединительнотканный компонент (цемент, цемент, десна, альвеолярная кость). 3. Микроциркуляторная система зубного органа. 4. Нервные волокна и чувствительные нервные окончания.
3. Рабочая часть - эмаль. 2 - Соединительнотканный компонент - дентин, цемент, пульпа зуба. 3 - Микроциркулярная часть ФЭ зуба. 4 - Нервные структуры зуба.
4. Обилие капиллярных сосудов (трофическая функция). Наличие «гигантских» капилляров. Большой диаметр венозных сосудов. Наличие сосудистых анастомозов.
5. Разницей суммарного просвета вен коронковой и корневой пульпы и различной линейной скоростью кровотока в этих отделах. Наличием анастомоза между сосудами пульпы, а также пульпа периодонта.
Задача № 18.
На поверхность языка лягушки наносят различные вещества. Под микроскопом наблюдают за изменением состояния кровеносных сосудов.
Вопросы:
1. Что такое гуморальная регуляция сосудистого русла?
2. Что относится к гуморальным факторам?
3. Особенности гуморальной регуляции тонуса сосудов.
4. Как изменится тонус сосудов языка и кровоток под влиянием ацетилхолина.
Ответы:
1. Изменение просвета сосудов под влиянием гуморальных факторов.
2. К гуморальным факторам относятся продукты метаболизма, химические и лекарственные вещества, гормоны и биологически активные вещества, температура крови.
3. Медленный характер воздействия, массовый характер воздействия («все, всем»)
4. Сосуды расширяются, кровоток замедляется.
Задача № 19.
При длительной физической нагрузке уменьшается содержание глюкозы в крови. Если ополоснуть полость рта сладкой водой (раствором сахара), то сразу увеличивается содержание глюкозы в крови.
Вопросы:
1. Какова роль сенсорной системы полости рта в поддержании постоянства глюкозы в крови.
2. Откуда поступает глюкоза в кровь в этой ситуации и каков механизм этого явления?
3. Каков механизм регуляции содержания глюкозы в крови?
4. Какие компоненты внутреннего звена саморегуляции глюкозного гомеостаза вы знаете?
5. Какие компоненты внешнего звена саморегуляции глюкозного гомеостаза вы знаете?
Ответы:
1. Вкусовая сенсорная система выполняет роль пусковой афферентации, которая обеспечивает поступление глюкозы в кровь из физиологических депо.
2. В кровь глюкоза поступает из депо (печень, мышцы) по рефлекторному механизму, который формируется с хеморецепторов полости рта.
3. Механизм саморегуляции лежит в основе функциональной системы поддержания глюкозного гомеостаза.
4. 1 - Оступление веществ из депо. 2 - Изменение интенсивности метаболизма тканей. 3 - Перераспределение питательных веществ в крови.
5. Пищеварительное поведение, прием пищи.
Задача № 20.
С возрастом, в связи с уменьшением тонуса мышц дна полости рта, происходит изменение резонаторного пространства и фонации.
Вопросы:
1. Что такое экспрессивная речь?
2. Что такое импрессивная речь?
3. Что такое дислалия?
4. Какие виды дислалий обусловлены нарушением зубочелюстной системы?
5. Каковы механизмы возрастных дислалий?
Ответы:
1. Деятельность, направленная на понимание речи.
2. Деятельность, направленная на производство речи.
3. Это нарушение речевой деятельности.
4. Дентолалия - отсутствие зубов. Палатолалия - изменение в области неба. Лабиолалия - изменение губ.
5. Изменение двигательной активности языка, тонуса мышц ротового отверстия.
Задача № 21.
У человека произошло нарушение работы жевательных мышц с одной стороны. И хотя процесс жевания сохраняется, но протекает он с некоторыми особенностями.
Вопросы:
1. Как изменяется процесс жевания?
2. Какие фазы жевания меняются?
3. Что происходит в жевательном аппарате?
4. Как изменяется при этом деятельность слюнных желез?
5. Какие афферентные системы более эффективно включаются в регуляцию жевания?
Ответы:
1. Жевание протекает более длительно и включает дополнительные аппараты реакции.
2. Увеличивается фаза ориентировочного и истинного жевания, формирования пищевого комка происходит в нескольких приемов.
3. На противоположной стороне происходит компенсационная гипертрофия жевательных мышц.
4. В связи с увеличением акта жевания наблюдается повышение слюноотделения.
5. Механорецепторы полости рта и проприорецепторы жевательных мышц.
Задача № 22.
После обработки интактного зуба под коронку человек стал болезненно реагировать на ополаскивание полости рта холодной водой. Через некоторое время это состояние проходит.
Вопросы:
1. Каковы причины повышенной чувствительности зуба в этом случае?
2. Что такое гиперестезия и когда она возникает у стоматологических пациентов?
3. Каков механизм компенсаторного процесса в этом случае?
4. Какова реакция пульпы зуба при появлении гиперэстезии?
5. Чем отличается реакция интактных и депульпированных зубов при обработке их под коронку?
Ответы:
1. При такой обработке ткани зуба и канала становятся доступными
для воздействия внешних неблагоприятных факторов, которые вызывают
раздражение нервных окончаний, что и приводит к формированию чувства
боли.
2. Повышенная чувствительность зуба, которая возникает после снятия обильных зубных отложений, при формировании больших кариозных полостей, при обработке зуба под коронку.
3. Гиперестезия исчезает вследствие образования вторичного дентина и последующей реминерализации зубов.
4. В ответ на внешние раздражители пульпа зуба усиленно вырабатывает дентин, который затем, как и дентиниты канальца, подвергается процессу реминерализации. Это защищает рецепторный аппарат пульпы зуба и дает возможность выполнять зубу его функции.
5. Депульпированный зуб не реагирует на холод и гиперэстезии не возникает.
Задача № 24.
При наложении зубного протеза у пациента появляются неприятные ощушения, связанные с наличием инородного тела в полости рта. Постепенно идет привыкание к протезу и неприятные ощущения исчезают.
Вопросы:
1. Какие реакции возникают в первые дни после наложения зубных протезов?
2. С чем связано проявление негативных реакций при зубном протезировании?
3. Как изменяется характер механической нагрузки через протез на образования полости рта при зубном протезировании?
4. Как и почему меняется микроклимат под зубным протезом?
Какие виды чувствительности изменяются при наложении зубного съемного протеза?
Ответы:
1. Повышенная саливация, изменение дикции, слабая жевательная функция.
2. С изменением характера аффективных возбуждений в полости рта.
3. Изменяется качество и количество аффективных потоков. Снижается афферентация от периодонта, увеличивается афферентация от рецепторов слизистой оболочки полости рта.
4. Температура повышается, так как отсутствует теплоотдача, повышается влажность, т.е. создается парниковый эффект.
5. Температурная чувствительность, т.к. под протезом повышается температура и механорецепция слизистой и пародонта.
Задача № 26.
Одной из важнейших характеристик вкусовой чувствительности является абсолютный порог. При исследовании порога вкусовой чувствительности у лиц разного возраста установлено, что для возникновения ощущения одинаковой степени сладости молодым людям требуется в 3 раза более слабая концентрация сахара, чем пожилым людям.
Вопросы:
1. Почему с возрастом уменьшается порог чувствительности на сладкое?
2. Что является порогом вкусовой чувствительности?
3. Как называется метод исследования вкусовой чувствительности по порогу раздражения?
4. С какого возраста человек способен различать вкусовые раздражители?
5. Какие вкусовые раздражители хуже всего воспринимаются у долгожителей?
Ответы:
1. К старости происходит атрофия вкусовых сосочков языка.
2. Порогом вкусовой чувствительности является минимальная концентрация химического вещества, способная вызвать у человека вкусовые ощущения.
3. Метод исследования вкусовой чувствительности по порогу раздражения называется густометрией.
4. Человек способен различать вкусовые раздражители с первых часов жизни.
5. У долгожителей хуже всего воспринимаются соленые и сладкие раздражители.
Задача № 27.
У одного и того же испытуемого зрелого возраста проводили исследование вкусовой чувствительности в состоянии натощак и сразу после приема пищи («пробный» завтрак, состоящий из каллорийной булочки и стакана сладкого чая). Вкусовая чувствительность определялась методом функциональной мобильности. Исследования показали, что активность грибовидных сосочков языка различна в состоянии голода и насыщения.
Вопросы:
1. Что называется функциональной мобильностью?
2. Какие сосочки языка относятся к вкусовым?
3. Какую функцию выполняет каждый из этих рецепторов?
4. В чем проявляется изменение чувствительности вкусовой сенсорной системы после приема пищи?
5. Как называется изменение количества функционирующих грибовидных сосочков языка после приема пищи?
Ответы:
1. Функциональной мобильностью называет свойство сенсорных систем под влиянием импульсации из ЦНС менять число активных (функционирующих) рецепторных единиц: в сторону увеличения - мобилизация, в сторону уменьшения - демобилизация.
2. К вкусовым сосочкам языка относятся грибовидные, листовидные и желобоватые (окруженные валом).
3. Грибовидные сосочки ответственны за ощущения сладкого вкуса, листовидные - кислого и соленого, желобоватые - горького.
4. Изменение чувствительности вкусовой сенсорной системы после приема пищи проявляется в уменьшении количества функционирующих грибовидных сосочков языка - происходит их демобилизация.
5. Изменение количества функционирующих грибовидных сосочков языка после приема пищи называется гастро-лингвальным рефлексом.
Задача № 28.
У испытуемого определяли функциональную мобильность рецепторов языка.
Вопросы:
1. При каких условиях это происходило?
2. Зависят ли результаты данного исследования от возраста испытуемых?
3. Какие результаты данного исследования будут получены у лиц старческого возраста?
4. Где локализованы вкусовые рецепторы?
5. Как называется метод исследования вкусовой чувствительности?
Ответы:
1. Подробно рассказывается об условиях эксперимента:
2. С возрастом показатели функциональной мобильности грибовидных сосочков языка меняются.
3. У лиц старческого возраста наблюдается «извращение» гастро-лингвального рефлекса: увеличение уровня мобилизации грибовидных сосочков языка после приема пищи.
4. Различная локализация - к сладкому - кончик, к горькому - корень, к кислому и соленому - боковые поверхности.
5. Густометрия.
Задача № 30.
Новорожденный в отличие от взрослого не может жевать
Вопросы:
1. С чем это связано?
2. Как в период смены молочных зубов изменяется эффективность жевания и время формирования пищевого комка?
3. На какие вкусовые вещества лучше всего формируется рефлекс акта еды у новорожденного?
4. В каком периоде развития организма формируется акт питания новорожденных?
5. В каком периоде развития организма проявляется акт питания новорожденных?
Ответы:
1. Это связано с началом прорезывания молочных зубов и окончанием прорезывания коренных (в 6-8 месяцев начинают прорезываться первые зубы, в 2,5-3 года заканчивается прорезывание коренных зубов).
2. В период смены молочных зубов эффективность жевания снижается, время формирования пищевого комка удлиняется.
3. У новорожденного лучше всего формируется акт еды на сладкие вещества.
4. Акт питания новорожденных формируется еще в пренатальном периоде жизни.
5. Акт питания новорожденных проявляется в постнатальном периоде жизни.
Задача № 31.
Исследование вкусовых ощущений проводилось у студентов во время занятий и в период экзаменационной деятельности. Известно, что ситуация экзаменов вызывает стрессовое состояние у студентов.
Вопросы:
1. Как меняются во время экзаменов вкусовые ощущения?
2. Чем можно объяснить эти изменения?
3. Что является раздражителем для вкусовых сосочков языка?
4. Что является порогом раздражения вкусовых сосочков языка?
5. Какое влияние на возбудимость рецепторов слуховой и зрительной сенсорных систем, участвующих в экзаменационной деятельности студента, оказывает симпатическая нервная система?
Ответы:
1. Вкусовые ощущения во время экзаменов ослаблены.
2. Ослабление вкусовых ощущений во время экзамена можно объяснить тем, что вкусовая сенсорная система не участвует в экзаменационной деятельности.
3. Для вкусовых сосочков языка раздражителем являются вкусовые растворы, в т.ч. твердые вкусовые вещества, растворенные в слюне.
4. Порогом раздражения вкусовых сосочков языка является наименьшая концентрация раствора-раздражителя, вызывающая вкусовое ощущение.
5. Симпатическая нервная система повышает возбудимость рецепторов слуховой и зрительной сенсорных систем, участвующих в экзаменационной деятельности студента.
Задача № 32.
Какой физиологический смысл заключен в народной пословице «Голод - лучший повар»?
Эталон ответа: мотивация голода отражается на состоянии вкусовых сосочках языка увеличением их активности.
Вопросы:
1. Как курение влияет на вкусовую чувствительность?
2. Может ли раздражение рецепторов полости рта оказывать влияние на просвет сосудов конечностей? Если да - то как?
3. Почему меняется вкусовая чувствительность у лиц разного возраста?
4. Что такое функциональная мобильность вкусовых рецепторов?
Ответы:
1. Курение угнетает вкусовую чувствительность: пороги вкусовой чувствительности у курящих ниже, чем у некурящих.
2. При ополаскивании полости рта растворами сладких веществ сосуды конечностей рефлекторно расширяются, а кислых и горьких - суживаются.
3. Изменения связаны с морфофизиологическим изменением состояния рецепторного и секреторного аппаратов полости рта в разные периоды жизни.
4. Изменение количества активно функционирующих вкусовых рецепторов при различных физиологических состояниях, например, при голоде и насыщении.
Задача № 33.
Жевание лука при закрытом носе вызывает ощущение сладкого вкуса, при открытом - вкус лука становится едким и горьким.
Вопросы:
1. Чем это можно объяснить?
2. Какие рецепторы участвуют в формировании чувства вкуса при жевании пищи?
3. Какие рецепторы первыми дают информацию о пище при ее жевании?
4. Какие рецепторы вторыми дают информацию о пище при её жевании, и какие третьими?
5. Чем обусловлена последовательность поступления информации в центральную нервную систему о свойствах пищи, попадающей в полость рта?
Ответы:
1. Это объясняется тем, что обонятельные рецепторы участвуют в формировании чувства вкуса.
2. В формировании чувства вкуса при жевании пищи участвуют вкусовые сосочки, а также тактильные, температурные, обонятельные рецепторы и проприорецепторы языка, жевательных мышц и височно-нижнечелюстного сустава.
3. При жевании пищи тактильные рецепторы первыми посылают нервные разряды в центральную нервную систему.
4. При жевании пищи температурные рецепторы вторыми посылают нервные разряды в центральную нервную систему, а хеморецепторы - третьими.
5. Последовательность поступления информации о свойствах пищи обусловлена различием по времени возникновения и по скорости распространения возбуждений
Задача № 34.
По выражению лица можно определить психо-эмоциональное состояние человека, его настроение.
Вопросы:
1. Что такое мимика?
2. Могут ли мышцы, участвующие в формировании пищевого комка участвовать в мимической деятельности?
3. Перечислить особенности строения и иннервации жевательных (мимических) мышц?
4. Каковы структурные предпосылки мимической мускулатуры в бесчисленном воспроизводстве экспрессии?
5. Участвуют ли в произведении экспрессии лица зубы и губы?
Ответы:
1. Мимика - способность человека выражать чувства, мысли, психоэмоциональное состояние деятельностью мышц лица.
2. Могут (открывание рта при удивлении, высовывание языка, игра желваками жевательных мышц).
3. Отсутствие фасциального покрытия, особенности прикрепления (один конец к коже или слизистой, другой к кости). Богатая иннервация (в моторной мимической единице количество мимических волокон меньше, чем в скелетной).
4. 1) отсутствие фасциального покрытия, 2) обильная иннервация ветвями лицевого нерва, 3) разнонаправленность расположения на лице мимической мускулатуры, Г) возможность сдвига мягких тканей лица, образование складок кожи, изменение формы естественных отверстий - орбит, носа, рта.
5. Да. Состояние зубов, их цвет, рисунок и выраженность губ.
Задача № 41.
Пытаясь разгрызть зубами твердый орех, человек ощутил сильную боль.
Вопросы:
1. Активация какой сенсорной системы вызвало ощущение боли?
2. Что такое боль по номенклатуре ВОЗ?
3. Какое определение боли дал академик П.К. Анохин?
4. С раздражением рецепторов каких структур связано возникновение боли в приводимом примере?
5. О чем сигнализирует возникшее ощущение боли?
Ответы:
1. Болевой сенсорной системы
2. Это неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение, связанное с угрожающим или происшедшим повреждением тканей или описываемое в терминах такого повреждения.
3. Боль - это своеобразное психологическое состояние человека, определяющиеся совокупностью процессов в ЦНС, вызванных к жизни каким - либо сверхсильным или разрушительным раздражителем.
4. Механорецепторов периодонта.
5. О достижении допустимых границ физиологической функции
Задача № 42.
Пытаясь разгрызть зубами твердый орех, человек ощутил сильную боль.
Вопросы:
1. К какому виду боли относится возникшее ощущение: физическому или психогенному?
2. Какой тип ощущения характерен для данной ситуации: эпикритический или протопатический?
3. Чем характеризуется эпикритический тип ощущения боли?
4. Чем характеризуется протопатический тип ощущения боли?
5. Какие категории включают в понятие физической боли?
Ответы:
1. К физическому.
2. Эпикритический.
3. Острая, быстро возникающая, хорошо локализованная боль.
4. Разлитая, медленно развивающаяся, плохо локализованная, тягостная, тупая боль.
5. Острая боль, обусловленная внешними или внутренними процессами; хроническая боль, связанная с процессами, затрагивающимипериферическую или центральную нервную систему.
Задача № 43.
Человек часто не может точно определить локализацию источника боли в структурах полости рта.
Вопросы:
1. Возбуждение каких рецепторов является источником боли?
2. Какие типы ноцицепторов вы знаете?
3. Каковы механизмы активации ноцицепторов?
4. К каким структурам ствола мозга проецируются первичные афферентные волокна от ноцицепторов структур полости рта?
5. По каким путям передается ноцицептивная информация в высшие структуры мозга?
Ответы:
1. Специфические ноцицепторы и рецепторы иных модальностей при сверхсильном раздражении.
2. Механоноцицепторы, термоноцицепторы, хемоноцицепторы, полимодальные ноцицепторы.
3. Механоноцицепторы - деформация мембраны рецепторов;хемоноцицепторы - действие алгогенов;термоноцицепторы - не известно.
4. К каудальному и интерполярному отделам сятн, к ядрам РФ своей и частично контралатеральной стороны.
5. Вентральный центральный и дорсальный тригеминоталамические тракты, тригемино- ретикуло-таламический тракт.
Задача № 44.
При возникновении боли в челюстно-лицевой области у человека изменяется поведение и настроение.
Вопросы:
1. Какие компоненты реакции организма на боль вам известны?
2. К каким областям коры и промежуточного мозга поступает информация о повреждении в челюстно-лицевой области?
3. Какова роль корковых областей в формировании реакции на боль?
4. Какова роль гипоталамических структур в формировании реакции на боль?
5. Каковы характерные черты дентальной боли?
Ответы:
1. Перцептуальный, рефлекторный двигательный, болевая активация коры, мотивационный, эмоциональный, активация памяти (мнемический).
2. В сенсорные зоны I и II, орбито - фронтальную область и к структурам гипоталамуса.
3. Сенсорная область I: определение локализации и интенсивности боли, организация двигательных защитных реакций; сенсорная область II: формирование собственно ощущения боли, регуляция антиноцицепции; орбито-фронтальная область: формирование сложных эмоционально-аффективных проявлений боли, психических её переживаний.
4. Организация вегетативных реакций, мотивационного и эмоционального компонентов болевой реакции.
5. Склонность к иррадиации, формирование проекционных и отраженных болей.