Современные представления о наследственности и изменчивости. Анатомическая изменчивость
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
1. Таблицы и схемы по теме занятия.
2. Мультимедийный проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-31.
Мотивация
Общее понятие о наследственности, знакомство с истоками и перспективами антропогенетики, методами антропогенетических исследований и основами расообразования, а также изучение особенностей и принципов анатомической изменчивости дают основу для дальнейшего изучения частной и медицинской антропологии.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; роль антропологического подхода в клинической практике.
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере.
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.
Последующие дисциплины: анатомия человека, гистология, патологическая анатомия, хирургические болезни, внутренние болезни, детские болезни.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ определение, цели и задачи, значение для медицины теории наследственности и антропогенетики; методы антропогенетических исследований; генетические различия между группами современных людей и основы расообразования; основы популяционной генетики и теории эволюции; особенности и принципы анатомической изменчивости (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
УМЕТЬ пользоваться генеалогическим методом для прогнозирования заболеваемости у потомков пробанда; работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
Этапы занятия, методы проведения и контроль их усвоения
1. Вводный этап – 5 мин.
A. Организационные вопросы (проверка присутствующих студентов) – 2 мин.
B. Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей. Постановка цели практического занятия (совместное целеполагание) – 3 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний – 15 мин (ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31) (проверка конспектов по теме и антропологических бланков; опрос с отметкой по материалу последней лекции и вопросам из учебника и тестов, заслушивание докладов-сообщений) – от порогового до повышенного уровня.
3. Основной этап – 55 мин.
Содержание занятия
Общее понятие о наследственности; истоки и перспективы антропогенетики. Понятие о "евгенике". Методы антропогенетических исследований: генеалогический метод, близнецовый метод и др.. Генетические различия между группами современных людей и основы расообразования; популяционная генетика и теория эволюции. Особенности анатомической изменчивости. Принципы анатомической изменчивости: 1. детерминированность влиянием наследственности и среды; 2. связь с особенностями и условиями онтогенеза; 3. задействованность плеяды признаков; 4. наследственная зависимость адаптивной изменчивости; 5. диалектическое единство структурной и функциональной изменчивости; 6. неоднозначность результатов изменчивости для биологии вида и отдельного индивида; 7. анатомическая изменчивость включает разные уровни организации живой материи: от организменного до субклеточного.
A.Микролекция (участие в реализации ПК-5, ПК-31, ОК-5) - контроль в виде выборочного устно-практического опроса на следующем занятии (от порогового до среднего уровня) – 15 мин.
B.Самостоятельная работа студентов малыми группами при активной консультации преподавателя (задания Д) и Ж) для самоподготовки либо другие, предлагаемые преподавателем) – 40 мин.
4. Заключительный этап – 10 мин
A.Контроль конечного уровня знаний по теме занятия: выходной тестовый контроль, опрос студентов по теме текущего занятия (пороговый уровень) – 5 мин.
B.Подведение итогов занятия, задание студентам на дом материала для повторения и самостоятельной подготовки, ответы на вопросы, возникшие при изучении темы – 5 мин.
Методические указания к самостоятельной работе студента(участие в реализации ОК-5; ОК-8; ПК-16; ПК-31).
При освоении данной темы необходимо усвоить определение наследственности и изменчивости. Разобрать истоки и перспективы антропогенетики. Понятие о "евгенике". Подробно разобрать методы антропогенетических исследований: генеалогический метод, близнецовый метод и др. На одном из примеров совместно с преподавателем наглядно представить написание графического изображения родословной с легендой к нему. Рассчитать возможный риск для возможного потомства по хроническим заболеваниям.
Необходимо познакомиться с генетическими различиями между группами современных людей и основами теории расообразования, понятием о популяционной генетике и эволюционной теорией происхождения человека. Разобрать особенности и принципы анатомической изменчивости.
Самостоятельная работа студента при изучении данной темы складывается из трех этапов:
1. Самостоятельная подготовка к занятиюдома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа); она включает задания А), Б), В).
2. Самостоятельная работа на занятии после обсуждения темы с преподавателем (аудиторная работа); рекомендуются задания Д) и Ж) в устной форме либо другие, предлагаемые преподавателем.
3. Самостоятельная работа по пройденной теме в рамках подготовки к опросу по контрольным практическим и теоретическим и вопросам включает в себя задания от А) и далее; осуществляется дома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа).