Тема: Синхронический и диахронический подходы в анализе слова по составу
Продолжительность 2 часа
План практического занятия
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Какие основные процессы изменения состава слова вы знаете?
2. Назовите причины процесса переразложения.
3. Почему происходит процесс усложнения? В чем особенности корня, появившегося в процессе усложнения?
4. Какое значение для речевой деятельности и языка имеет явление ложной этимологии? (см.: Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967, с. 102-107, 116-117 сделать конспект).
5. Какое значение имеет членение слова для речевой практики?
Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме
Практические задания
1. Установите по толковому словарю русского языка разницу в значении слов. Чем вызвана эта разница? В словах, для которых в современном русском языке нельзя найти производящее, проанализируйте морфемный состав в историческом плане, обратившись к этимологическому словарю. кольцо – перстень, перчатка – рукавица, вторник – пятница, услуга – одолженье, раздать – разделить, безделье – праздность, постель – логово.
2. В следующих словах произошел процесс усложнения основы. В чем он заключается? Каково морфемное членение этих слов? агитация, адаптация, апробация, гравюра, делегация, конфронтация.
3. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Выявите особенности корня. В схеме морфемного состава ослабление свойств корня обозначайте пунктиром. прибавить, сознание, творчество, забава, забавляться, переводить, дело, одежда, одеть, действие, отойти, развить, бездельник, лентяй.
4. Проанализируйте факты детской речи. Какие явления представлены в примерах? (Белка) – нельзя ругаться. Надо говорить: «Бела». У нас сегодня бескультура была. Мы бегали, толкались, бескультурными становились. (ср.: физкультура). Хочу тоже босоноги, как у тебя. (ср.: босоножки). Дыракан побежал в дырку (ср.: таракан). Смотри, я уже сам дверь заключаю (ср.: «закрываю на ключ»).
Задания для самостоятельной работы
Произведите морфемное членение слов с точки зрения синхронии и диахронии: варежка, воочию, государство, дар, закадычный, запас, застенчивый, звук, зеница, кокошник, колесо, колея, кошелка, лоток, лудильщик, мир, наволочка, нельзя, неуклюжий, облачение, обзор, объегорить, пешком, пир, подол, подоплека, пожар, позор, польза, потолок, прикорнуть, природа, сдоба, суть, успех.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Основа слова. Типы основ по структуре. Мотивационные отношения между основами. Производная и производящая основы.
Продолжительность 4 часа
План практического занятия
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие основы как части словоформы без флексии и формообразующего суффикса. Основы прерывистые и непрерывистые. Классификация основ по функциональной нагрузке сочетающегося с основой аффикса: основа словоизменения, основа формообразования, основа словообразования.
2. Понятие членимости и производности основы. Разработка членимости основ в работах М.В. Панова и Н.А.Янко-Триницкой. Степени членимости основы: полная свободная, полная связанная, достаточная, недостаточная.
3. Понятие производных и производящих основ.
4. Мотивационные отношения, их разновидности: прямая, переносная и периферийная, метафорическая мотивированность.
Литература
Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме
Образец выполнения задания 1: земля – х (нечленимая, непроизводная), дрожь – дрожать (нечленимая, производная), улица – х (членимая, непроизводная), отпутывать – отпутать (членимая, производная)
Практические задания
1. Выделить основы следующих слов, определить их характер по членимости и производности: багажник, упрекать, берег, заступник, бой, птица, излечение, корм, рубить, сборка, твердый, удобный, блеск, бумага, принять, художник, шум, сучок, корнеплод, гриб, надеть, играть, обычный, синь, раскладывать, обезоружить.
2. Определить, какой из трех основных степеней членимости обладают основы следующих слов: пекарь, голосистый, жених, малина, вылет, словарь, пастух, аптека, торгаш, принести, чувство.
3. Опираясь на работу И.С. Улуханова, дать характеристику степеням членимости: вредить-вредительство, чистый-очистить, чистить-очистить, здоровый-оздоровить, ловкость-неловкость, неловкий-неловкость, религия-религиозность, стекло-стеклярус, дуга-радуга
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Охарактеризуйте морфонологические явления в словах: супружеский, дружеский, пальтишко, регбист, лягушиный, рижский, утенок, зелень.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6