Процессы адаптации и компенсации
Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления.
Приспособительные реакции: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перестройка тканей, метаплазия и дисплазия. Морфологическая характеристика, значение.
Регенерация
Сущность и биологическое значение. Механизмы регуляции. Клеточная и внутриклеточная формы регенерации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности. Виды регенерации и их морфологическая характеристика. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран, их виды.
Онкопатология.
Определение и сущность опухолевого процесса. Общее учение об опухолях. Современные теории канцерогенеза. Теории опухолевого роста. Морфогенез и гистогенез опухолей. Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения. Дисплазия и рак. Понятие опухолевой прогрессии. Иммунный ответ организма на опухоль. Строение опухоли. Свойства опухолевой клетки. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей. Значение биопсии в онкологии.
Органонеспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные: папиллома, аденома. Злокачественные: рак (карцинома). Их морфологическая характеристика.
Органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли экзо- и эндокринных желез.
Опухоли меланинобразующей ткани. Доброкачественные и злокачественные. Невус, меланома. Морфологическая характеристика.
Мезенхимальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные виды. Саркомы. Морфологическая характеристика.
Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Нейроэктодермальные и менингососудистые опухоли. Опухоли вегетативной и периферической нервной системы. Доброкачественные и злокачественные формы. Морфологическая характеристика.
Опухоли детского возраста.
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | Форма проведения | продолжительность |
1. | Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Патологоанатомическая служба, её роль и место в системе здравоохранения. | тематическая | 1 час |
2. | Повреждение (альтерация). Дистрофия. Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины развития дистрофий. Морфогенетические механизмы. Классификация. Возрастные особенности. | тематическая | 1 час |
3. | Паренхиматозные дистрофии: диспротеинозы, липидозы, гликогенозы. | тематическая | 1 час |
4. | Стромально-сосудистые дистрофии (диспротеинозы). Морфология прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани. Амилоидоз. | тематическая | 1 час |
5. | Смешанные дистрофии. Общие закономерности развития. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика эндогенных пигментаций. | тематическая | 1 час |
6. | Некроз. Апоптоз. Сущность понятий. Морфогенез. Классификация. | тематическая | 1 час |
7. | Нарушения кровообращения. Понятие об общих и местных расстройствах кровообращения, их взаимосвязь, классификация. Морфология острой и хронической недостаточности. | тематическая | 1 час |
8. | Тромбоэмболический синдром. Шок. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром). Причины, виды, морфологическая характеристика, исходы и значение. | тематическая | 1 час |
9. | Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления. Приспособительные реакции. Клинико-морфологическая характеристика, значение. | тематическая | 1 час |
10. | Регенерация. Сущность и биологическое значение. Клеточная и внутриклеточная формы регенерации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности. | тематическая | 1 час |
11. | Воспаление. Определение. Сущность и биологическое значение воспаления, закономерности развития. Морфология кинетики воспалительной реакции. Воспаление и иммунитет. Возрастные особенности. | тематическая | 1 час |
12. | Пролиферативное (продуктивное) воспаление. Определение. Виды пролиферативного воспаления. Клинико-морфологическая характеристика. | тематическая | 1 час |
13. | Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Иммунодефицитные синдромы первичные и вторичные. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция. Морфологическая характеристика. | тематическая | 1 час |
14. | Общая морфология инфекционного процесса. Биологические и социальные факторы в развитии инфекционных болезней. Принципы классификации инфекционных заболеваний. Патоморфоз инфекционных заболеваний. Чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва. | Обзорная лекция | 1 час |
15. | Сепсис как особая форма инфекции. Классификация сепсиса. Пупочный сепсис. | Проблемная лекция | 1 час |
16. | Общее учение об опухолях. Морфогенез и гистогенез опухолей. Свойства опухолевой клетки. | тематическая | 1 час |
17. | Опухоли. Определение и сущность опухолевого процесса. Современные теории канцерогенеза. Современные теории опухолевого роста. Понятие опухолевой прогрессии. Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения. Дисплазия и рак. | тематическая | 1 час |
18. | Строение опухоли. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей. | тематическая | 1 час |
Всего | 18 часов |
Тематический план практических занятий:
№ | Наименование темы | Форма проведения | продолжительность |
1. | Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
2. | Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистрофия миокарда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы). | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
3. | Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилоидоз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
4. | Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов. Нарушения обмена протеиногенных пигментов. Нарушение обмена липидогенных пигментов. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
5. | Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования. Некроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
6. | Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
7. | Тромбоз. Эмболия. Инфаркт. | TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения). | 3 часа |
8. | Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перестройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
9. | Рубежный контроль. | Заключительное занятие по разделу | 3 часа |
10. | Экссудативное воспаление. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
11. | Пролиферативное воспаление: межуточное (интерстициальное), воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом. Пролиферативное гранулематозное воспаление. Кинетика гранулемы. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
12. | Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный третичный периоды. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
13. | Сепсис как особая форма инфекции. Клинико-анатомические формы сепсиса: септицемия, септикопиемия, септический (бактериальный) эндокардит, хрониосепсис | TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения). | 3 часа |
14. | Гистогенетическая классификация опухолей. Органонеспецифические и органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. | TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения). | 3 часа |
15. | Мезенхимальные опухоли. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
16. | Опухоли детского возраста. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
17. | Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли меланинобразующей ткани. | Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов | 3 часа |
16. | Рубежный контроль. | Заключительное занятие по разделу | 3 часа |
Всего | 54 часа |
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно, по субботам, с 9.00 до 13.00
Время рубежного контроля*:
Рубежный контроль №1
специальность | Курс/поток/группа | дисциплина | Неделя/дата | время |
Общая медицина | 2 курс, 1-2 поток | Патологическая анатомия 1 | 14.10.2013 - 19.10.2013 | 17.00 |
Рубежный контроль №2
специальность | Курс/поток/группа | дисциплина | Неделя/дата | время |
Общая медицина | 2 курс, 1-2 поток | Патологическая анатомия 1 | 02.12.2013-08.12.2013 | 17.00 |
*Примечание: время и дата рубежного контроля могут изменяться
Время итогового контроля: в соответствии с графиком УМЦ и отела регистрации
· Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРС:
№ | Наименование темы | Форма выполнения | продолжительность |
1. | История развития предмета патологической анатомии. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 2 часа |
2. | Смерть, признаки смерти. Танатогенез. Посмертные изменения. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 2 часа |
3. | Наследственные и приобретенные липидозы. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
4. | Наследственные и приобретенные гликогенозы. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
5. | Нарушения обмена нуклеопротеидов: подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт. Нарушения обмена фосфора: рахит, нефрогенная остеопатия, реальный нанизм, гипервитаминоз Д. Нарушения обмена меди: Гепатоцеребральная дистрофия (болезнь Вильсона-Коновалова). | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
6. | Нарушения лимфообращения: недостаточность лимфообразования, лимфедема, лимфостаз, лимфоррея. Нарушение содержания тканевой жидкости: отек, водянка полостей, отек у плода и новорожденного, эксикоз. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 2 часа |
7. | Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуноге-неза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Тимомегалия как выражение врожденного иммунного дефицита. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа. Реакции трансплантационного иммунитета. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 2 часа |
8. | Сифилис. Врожденный сифилис (ранний, поздний). | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
9. | Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
10. | Доброкачественные и злокачественные опухоли органов дыхания. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
11. | Доброкачественные и злокачественные опухоли органов пищеварения. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
12. | Доброкачественные и злокачественные опухоли эндокринной системы. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
13. | Доброкачественные и злокачественные опухоли мочеполовой системы. | Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. | 3 часа |
· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
·
Неделя | ||||||||||||||||||
№ темы по СРС |
· Литература
основная
1. А. И. Струков, В. В. Серов Патологическая анатомия : учебник для студ. мед. вузов / А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд., стер. - М.: Литтерра, 2010. - 848 с: ил.
дополнительная
- Шевченко Н.И., Муканова Ж.И. Патологическая анатомия: Учеб. пос.для медвузов - М. : Владос, 2005. - 285 с. - (Конспекты лекций для медицинских вузов). - 18ВЫ 5305001439 : 895т. р.
- Кук Р.А. Цветной атлас патологической анатомии: пер. с англ. / Р. А. Кук, Б. Стеварт. - М.: Логосфера, 2005. - 282 с: ил.
- Повзун С.А. Повзун С.А. Патологическая анатомия в вопросах и ответах : Учеб. пос. для студентов мед. вузов / Повзун, С.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 176 с
- Тусупбекова М.М. Основы гистологической техники и методы гистологического исследования аутопсийного, операционно-биопсийного и экспериментального материала. Методические рекомендации.- Караганда .-2005.-45с.
- Тусупбекова М.М. Принципы составления клинического и патологоанатомического диагнозов согласно требованиям МКБ 10-пересмотра. Логика и структура диагноза.: Учебно-метод. пособие/ - Караганда, 2005. - 50 с.
- Тусупбекова М.М. Проведение клинико-патологоанатомических конференций и работа комиссии по изучению летальных исходов: Метод.рекомендации/ Тусупбекова, М.М. - Караганда : КГМА, 2007. - 46 с.
- Тусупбекова М.М. Тусупбекова М. М. Руководство по клинической патоморфологии: Учебно-метод. пособие/ Тусупбекова М.М. - Караганда, 2009. - 198 с.
· Методы обучения и преподавания:
Лекции: тематические
Практические занятия: Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов, TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения).
Самостоятельная работа студентов: Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой.
· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС)
Шкала оценок
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | % содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.