Процессы адаптации и компенсации

Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления.

Приспособительные реакции: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перест­ройка тканей, метаплазия и дисплазия. Морфологическая характеристика, значение.

Регенерация

Сущность и биологическое значение. Механизмы регуляции. Клеточная и внутриклеточная формы регене­рации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности. Виды регенерации и их морфологическая характеристика. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран, их виды.

Онкопатология.

Определение и сущность опухолевого процесса. Общее учение об опухолях. Современные теории канцерогенеза. Теории опухолево­го роста. Морфогенез и гистогенез опухолей. Предопухолевые (предра­ковые) состояния и изменения. Дисп­лазия и рак. Понятие опухолевой прогрессии. Иммунный ответ организма на опухоль. Строение опухоли. Свойства опухолевой клетки. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей. Значение биопсии в онкологии.

Органонеспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные: папиллома, аденома. Злокачественные: рак (карцинома). Их морфологическая характеристика.

Органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли экзо- и эндокринных желез.

Опухоли меланинобразующей ткани. Доброкачественные и зло­качественные. Невус, меланома. Морфологическая характеристика.

Мезенхимальные опухоли. Доброкачествен­ные и злокачественные виды. Саркомы. Морфологическая характеристика.

Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Нейроэктодер­мальные и менингососудистые опухоли. Опухоли вегетативной и периферической нервной системы. Доброкачественные и злокачественные формы. Морфологическая характеристика.

Опухоли детского возраста.

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
1. Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Патологоанатомическая служба, её роль и место в системе здравоохранения. тематическая 1 час
2. Повреждение (альтерация). Дистрофия. Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины раз­вития дистрофий. Морфогенетические механизмы. Классификация. Возрастные особенности. тематическая 1 час
3. Паренхиматозные дистрофии: диспротеинозы, липидозы, гликогенозы. тематическая 1 час
4. Стромально-сосудистые дистрофии (диспротеинозы). Морфология прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани. Амилоидоз. тематическая 1 час
5. Смешанные дистрофии. Общие закономерности развития. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика эндогенных пигментаций. тематическая 1 час
6. Некроз. Апоптоз. Сущность понятий. Морфогенез. Классификация. тематическая 1 час
7. Нарушения кровообращения. Понятие об общих и местных расстройствах кровообращения, их взаимосвязь, классификация. Морфология острой и хронической недостаточности. тематическая 1 час
8. Тромбоэмболический синдром. Шок. Синдром диссеминиро­ванного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром). Причины, виды, морфологическая характе­ристика, исходы и значение. тематическая 1 час
9. Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления. Приспособительные реакции. Клинико-морфологическая характеристика, значение. тематическая 1 час
10. Регенерация. Сущность и биологическое значение. Клеточная и внутриклеточная формы регене­рации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности. тематическая 1 час
11. Воспаление. Определение. Сущность и биологическое значение воспале­ния, закономерности развития. Морфология кинетики воспалительной реакции. Воспаление и иммунитет. Возрастные особенности. тематическая 1 час
12. Пролиферативное (продуктивное) воспаление. Определение. Виды пролиферативного воспаления. Клинико-морфологическая характеристика. тематическая 1 час
13. Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Иммунодефицитные синдромы первичные и вторичные. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция. Морфологическая характеристика. тематическая 1 час
14. Общая морфология инфекционного процесса. Биологические и социальные факторы в развитии инфекцион­ных болезней. Принципы классификации инфекционных заболе­ваний. Патоморфоз инфекционных заболеваний. Чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва. Обзорная лекция 1 час
15. Сепсис как особая форма инфекции. Классификация сепсиса. Пупочный сепсис. Проблемная лекция 1 час
16. Общее учение об опухолях. Морфогенез и гистогенез опухолей. Свойства опухолевой клетки. тематическая 1 час
17. Опухоли. Определение и сущность опухолевого процесса. Современные теории канцерогенеза. Современные теории опухолево­го роста. Понятие опухолевой прогрессии. Предопухолевые (предра­ковые) состояния и изменения. Дисп­лазия и рак. тематическая 1 час
18. Строение опухоли. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей. тематическая 1 час
  Всего   18 часов

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
1. Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
2. Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистрофия мио­карда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы). Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
3. Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилои­доз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
4. Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов. Нарушения обмена проте­иногенных пигментов. На­рушение обмена липидогенных пигментов. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
5. Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования. Некроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
6. Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
7. Тромбоз. Эмболия. Инфаркт. TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения). 3 часа
8. Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перест­ройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
9. Рубежный контроль. Заключительное занятие по разделу 3 часа
10. Экссудативное воспаление. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
11. Пролиферативное воспаление: межуточное (ин­терстициальное), воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом. Пролиферативное гранулематозное воспаление. Кинетика гранулемы. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
12. Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный тре­тичный периоды. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
13. Сепсис как особая форма инфекции. Клинико-анатомические формы сепсиса: септицемия, септикопиемия, септический (бакте­риальный) эндокардит, хрониосепсис TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения). 3 часа
14. Гистогенетическая классификация опухолей. Органонеспецифические и органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения). 3 часа
15. Мезенхимальные опухоли. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
16. Опухоли детского возраста. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
17. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли меланинобразующей ткани. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов 3 часа
16. Рубежный контроль. Заключительное занятие по разделу 3 часа
  Всего   54 часа

Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно, по субботам, с 9.00 до 13.00

Время рубежного контроля*:

Рубежный контроль №1

специальность Курс/поток/группа дисциплина Неделя/дата время
Общая медицина 2 курс, 1-2 поток Патологическая анатомия 1 14.10.2013 - 19.10.2013 17.00

Рубежный контроль №2

специальность Курс/поток/группа дисциплина Неделя/дата время
Общая медицина 2 курс, 1-2 поток Патологическая анатомия 1 02.12.2013-08.12.2013 17.00

*Примечание: время и дата рубежного контроля могут изменяться

Время итогового контроля: в соответствии с графиком УМЦ и отела регистрации

· Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма выполнения продолжительность
1. История развития предмета патологической анатомии. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 2 часа
2. Смерть, признаки смерти. Танатогенез. Посмертные изменения. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 2 часа
3. Наследственные и приобретенные липидозы. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
4. Наследственные и приобретенные гликогенозы. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
5. Нарушения обмена нуклеопротеидов: подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт. Нарушения обмена фосфора: рахит, нефрогенная остеопатия, реальный нанизм, гипервитаминоз Д. Нарушения обмена меди: Гепатоцеребральная дистрофия (бо­лезнь Вильсона-Коновалова). Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
6. Нарушения лимфообращения: недостаточность лимфообразования, лимфедема, лимфостаз, лимфоррея. Нарушение содержания тканевой жидкости: отек, водянка полостей, отек у плода и новорожденного, эксикоз. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 2 часа
7. Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуноге-неза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Тимомегалия как выражение врожденного иммунного дефицита. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа. Реакции трансплантационного иммунитета. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 2 часа
8. Сифилис. Врожденный сифилис (ранний, поздний). Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
9. Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
10. Доброкачественные и злокачественные опухоли органов дыхания. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
11. Доброкачественные и злокачественные опухоли органов пищеварения. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
12. Доброкачественные и злокачественные опухоли эндокринной системы. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа
13. Доброкачественные и злокачественные опухоли мочеполовой системы. Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой. 3 часа

· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

·

Неделя
№ темы по СРС          

· Литература

основная

1. А. И. Струков, В. В. Серов Патологическая анатомия : учебник для студ. мед. вузов / А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд., стер. - М.: Литтерра, 2010. - 848 с: ил.

дополнительная

  1. Шевченко Н.И., Муканова Ж.И. Патологическая анатомия: Учеб. пос.для медвузов - М. : Владос, 2005. - 285 с. - (Конспекты лекций для медицинских вузов). - 18ВЫ 5305001439 : 895т. р.
  2. Кук Р.А. Цветной атлас патологической анатомии: пер. с англ. / Р. А. Кук, Б. Стеварт. - М.: Логосфера, 2005. - 282 с: ил.
  3. Повзун С.А. Повзун С.А. Патологическая анатомия в вопросах и ответах : Учеб. пос. для студентов мед. вузов / Повзун, С.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 176 с
  4. Тусупбекова М.М. Основы гистологической техники и методы гистологического исследования аутопсийного, операционно-биопсийного и экспериментального материала. Методические рекомендации.- Караганда .-2005.-45с.
  5. Тусупбекова М.М. Принципы составления клинического и патологоанатомического диагнозов согласно требованиям МКБ 10-пересмотра. Логика и структура диагноза.: Учебно-метод. пособие/ - Караганда, 2005. - 50 с.
  6. Тусупбекова М.М. Проведение клинико-патологоанатомических конференций и работа комиссии по изучению летальных исходов: Метод.рекомендации/ Тусупбекова, М.М. - Караганда : КГМА, 2007. - 46 с.
  7. Тусупбекова М.М. Тусупбекова М. М. Руководство по клинической патоморфологии: Учебно-метод. пособие/ Тусупбекова М.М. - Караганда, 2009. - 198 с.

· Методы обучения и преподавания:

Лекции: тематические

Практические занятия: Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, описание макропрепаратов, TBL (TEAM – BASED LEARNING) (командный метод обучения).

Самостоятельная работа студентов: Работа с электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, самостоятельная работа с литературой.

· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС)

Шкала оценок

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент % содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

Наши рекомендации