Суждение и вопрос. Пресуппозиции вопроса и условия его логической корректности.
Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности. Ложное суждение – суждение в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности связано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности.
Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката.
Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S».
Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р». Субъект и предикат называются терминами суждения. В этом состоит одна из логических функций понятий.
Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого. Однако роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Отношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством логической связки и в языке выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является»), «представляет собой» («не представляет собой») и др. Иногда связка отсутствует, а логическое соотношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством грамматического согласования слов: «Конституция принята».
Материальной формой суждения, ее носителем является предложение. Повествовательные предложения выражают суждение. В вопросительных предложениях суждения содержатся неявно. Побудительные предложения, подобно вопросительным, также основаны на каких-либо суждениях. В полном смысле суждения выражают только повествовательные предложения.
Обладая определенной структурой, суждения различаются прежде всего по степени сложности. В зависимости от этого суждения делятся на две большие группы – простые и сложные.
Простые суждения – это суждения, в которых нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением. Например: «Я – человек» или «Ничто человеческое мне не чуждо».
Сложные суждения состоят из двух или более простых суждений, они выражаются при помощи сложных предложений или предложений с однородными членами. Например: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».
Простые:
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается для всей группы предметов в раздельном смысле: «Все S есть Р» («Ни одно S не есть Р»).
Частные суждения – это суждения, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов:
«Некоторые S есть (не есть) Р».
Единичные суждения – это такие суждения, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли: «Это S есть (не есть) Р».
В логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Выделяют четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные.
Общеутвердительнымиявляются суждения, которые по количеству общие, а по качеству – утвердительные. Например: «Все адвокаты – юристы».
Частноутвердительные суждения – частные по количеству, утвердительные по качеству. Например: «Некоторые свидетели дают достоверные показания».
Общеотрицательные – общие по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Ни один обвиняемый не оправдан».
Частноотрицательные – частные по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Некоторые свидетели не дают верных показаний».
Предикат суждения, будучи носителем новизны, может иметь различный характер. С этой точки зрения выделяют: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные.
Атрибутивные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств или признаков: «СНГ непрочен».
Реляционные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету: «СНГ не равно СССР».
Экзистенциальные суждения – раскрывают наличие или отсутствие предмета мысли: «СНГ существует».
Отношения между простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным содержанием, а с другой – логической формой. По содержанию простые суждения бывают сравнимые и несравнимые.
У несравнимых суждений предметные области совершенно не совпадают.
Сравнимые суждения имеют одинаковые термины, но могут различаться по количеству и качеству.
Сложные:
Сложные суждения образуются из простых путем их соединения. Сложные суждения могут быть истинными или ложными, истинность или ложность которых зависит прежде всего от истинности или ложности составляющих его простых и иных суждений.
В сложных суждениях, в отличие от простых, одновременно раскрывается не одна, а несколько связей между предметами мысли. Основными структурообразующими элементами выступают самостоятельные суждения.
Не всякое сложное суждение выражается сложным предложением, но всякое сложное предложение выражает сложное суждение.
Выделяют следующие виды сложных суждений:
1)соединительные (конъюнкция);
2) разделительные (дизъюнкция);
3) условные (импликация);
4) эквивалентные.
Конъюнкция – образуется из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, «Никто не забыт и ничто не забыто» – А В. (Где А – Никто не забыт; В – ничто не забыто. А и В – члены конъюнкции).
Для конъюнкции свойственна взаимозаменяемость положения членов конъюнкции: А В, или В А.
Дизъюнкция состоит из нескольких простых, связанных логической связкой «или»: А V В.
Выделяют две разновидности разделительного суждения:
1) нестрогую (слабую) дизъюнкцию;
2) строгую (сильную) дизъюнкцию.
Слабая дизъюнкция – объединяемые ею суждения не исключают друг друга, т. е. вместо «или» можно поставить «и» (символ V). Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно одно из суждений (или оба), и ложна, когда оба суждения ложны.
Сильная дизъюнкция – образуется логической связкой «либо», и ее составляющие исключают друг друга. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда одно из суждений истинно, а другое – ложно.
Импликация – суждения объединяются на основе логической связки «если... то», например: «Если будет хорошая погода, то соревнования состоятся».
Эквивалентные суждения – это суждения с взаимной условной зависимостью, выражаемые логической связкой «если и только если..., то...». Например, если и только если человек достиг пенсионного возраста, то он имеет право на получение пенсии по возрасту.
Между сложными суждениями существуют определенные отношения, они могут быть совместимыми и несовместимыми.
Совместимые суждения – это суждения, которые могут быть одновременно истинными.
Выделяют три вида совместимости сложных суждений:
1) эквивалентность;
2) частичная совместимость;
3) подчинение.
Эквивалентнымиявляются суждения, являющиеся истинными или ложными одновременно.
Частично совместимымиявляются суждения, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
К подчиненнымотносятся такие суждения, в которых при истинности подчиняющего подчиненное всегда истинно.
Суждения, которые одновременно не могут быть истинными, являются несовместимыми.
Выделяют два вида несовместимости:1) противоположность; 2) противоречие.
Противоположность – отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.
Противоречащимиявляются суждения, которые не могут быть одновременно истинными и ложными.
Термин «пресуппозиция» обозначает предпосылку, предположение, преддопущение высказывания, то есть то, что неявным образом скрыто в высказывании. Каждое высказывание имеет свои пресуппозиции. Делая утверждение о том или ином предмете (явлении), осознанно или неосознанно, говорящий демонстрирует какое–то уже существующее знание об этом предмете (явлении). Каждое высказывание допускает, предполагает некое суждение. Например, в высказывании «Вальтер Скотт является автором "Веверлея"» такой предпосылкой служит суждение «Существует автор "Веверлея"». Эта же пресуппозиция присутствует в вопросе «Кто является автором "Веверлея"?», и в модальном высказывании «Возможно, что Вальтер Скотт является автором "Веверлея"», и в отрицательном высказывании «Вальтер Скотт не является автором "Веверлея"».
П. Стросон определяет пресуппозицию следующим образом: предложение P предполагает предложение S (то есть предложение S является пресуппозицией предложения P), если истинность S является необходимым условием для того, чтобы P имело истинностное значение [6].
Заметим, что истинность пресуппозиции является необходимым, но не достаточным условием наличия у предложения истинностного значения. Например, для того, чтобы предложение
«Нынешний король Франции лыс» (1)
имело истинностное значение, то есть было бы истинным или ложным, необходимо, чтобы предложение
«Существует нынешний король Франции», (2)
являющееся пресуппозицией предложения (1), было истинным. То есть из предложения (1) следует предложение (2), но не наоборот. Это, очевидно, связано со степенью информативности высказывания и его пресуппозиции. Высказывание (1) содержит больше информации, чем его пресуппозиция (2).
12.Традиционная силлогистика: язык, способ анализа и условия истинности простых категорических суждений. Перевод простых категорических суждений на язык логики предикатов первого порядка. «Индийский силлогизм».
Силлогистика - учение о силлогистическом умозаключении (силлогизме), исторически первая, сформулированная Аристотелем логическая система дедукции. Пример силлогизма: «Если всякий металл электропроводен» и некоторые жидкости - металлы, то некоторые жидкости электропроводны». Силлогизм состоит двух посылок и заключения. Суждения в силлогизме различаются по качеству - утвердительные или отрицательные и по количеству- общие или частные. Суждения, содержащие термин, не входящий в заключение (наз. средним термином), составляют посылки силлогизма. Заключение же силлогизма состоит из терминов, называемых крайними. По положению среднего термина в посылках (является ли он субъектом или предикатом) определяется фигура силлогизма, а в зависимости от качества и количества составляющих силлогизм суждений каждая из четырех фигур силлогизма подразделяется на различные модусы силлогизма. Осн. задача С. - выяснить, когда из посылок о необходимостью следует определенное заключение, а когда не следует.
Категорический силлогизм – это умозаключение, в котором из двух простых (категорических) суждений (они называются посылками), связанных общим понятием (его обозначают через М и называют средним термином) выводится третье суждение, называемое выводом; при этом средний термин в заключение не входит.
Существуют три правила, с помощью которых легко установить истинность или ложность силлогизма той или иной фигурой.
В каждом истинном модусе число отрицательных посылок равно числу отрицательных следствий.
В каждом истинном модусе термин, распределенный в следствии, распределен и в одной из посылок.
В каждом истинном модусе средний термин распределен в одной из посылок.
С IV в. до н.э. известен пятичленный индийский силлогизм. Например:
1) на холме есть огонь (тезис);
2) ибо на холме есть дым (основание);
3) где дым, там есть огонь, как, например, на кухне,
но в пруду, например, нет огня (пример);
4) на этом холме есть дым (применение);
5) следовательно, на этом холме есть огонь (заключение).
В индийском силлогизме третий член (пример) соответствует большей посылке аристотелевского силлогизма, второй член (основание) и четвертый (применение) соответствуют меньшей посылке аристотелевского силлогизма, а первый член (тезис) и пятый (заключение) соответствуют заключению аристотелевского силлогизма. Но основных терминов в индийском силлогизме, как и в аристотелевском, три: 1) субъект (и данном случае — холм), который содержится в тезисе и в заключении; 2) причинный признак (присутствие дыма) и 3) доказываемое свойство (наличие огня). Правда, третий член (пример) индийского силлогизма полностью не адекватен большему термину аристотелевского силлогизма. Дело в том, что Аристотель не употреблял единичные термины в силлогизме, и в большей посылке он обычно ставил общее суждение, а индийские логики не включали в силлогизм общие суждения, поэтому третий член их силлогизма — единичное суждение. Поскольку основание в индийском силлогизме доказывает то, что должно быть доказано, посредством указания на сходство с примером или на отличие от него, постольку многие исследователи индийской логики отождествляют индийский силлогизм с умозаключением по аналогии. Пятичленный силлогизм введен в индийскую логику буддийским логиком Гаутамой. Оригинальность учения индийских логиков о пятичленном силлогизме состоит в требовании подкреплять общее положение понятными конкретными примерами. В этой теории заключается верная мысль о том, что всякое общее положение основывается на отдельных фактах, которые мы наблюдаем. Это диалектическое положение о единстве дедукции и индукции выражено в индийской логике в наивной форме.
13) Непосредственные силлогистические умозаключения: выводы по логическому квадрату, обращение.
Непосредственные умозаключения
Правила дедуктивного(от общего к частному) вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми(категорическими) или сложными суждениями. В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из категорических суждений делятся на непосредственные,в которых заключение выводится из одной посылки, и опосредствованные, в которых заключение выводится из двух посылок. Непосредственные умозаключения делятся на следующие типы: превращение, обращение, противопоставление предикату и умозаключение по логическому квадрату.
Операций всего 4. Отрицание, превращение, обращение, противопоставление.
I. Отрицание это тупо замена связки суждения ( есть\не есть и тд.) на зеркальную. Положительную на отрицательную и наоборот. все геймеры есть маньяки" выглядит так "все геймеры не есть маньяки" и наоборот.
II. Логическое превращение - грубо говоря двойное или квадроотрицание. Заменяется связка на противную + заменяется предикат исходного суждения на противоречащее понятие. Качество суждения также изменяется, но истинность или ложность остаются прежними в отличие от просто отрицания.
1. Общеутвердительное суждение (А) превращается в общеотрицательное (Е)- "все S есть P" становится "S НЕ есть НЕ P". Например: "все отравляющие газы есть чудовищное оружие" меняется на "все отравляющие газы НЕ есть НЕ чудовищное оружие"
2. Общеотрицательное суждение (Е) становится общеутвердительным (А) - "все S не есть P" превращается в "S есть НЕ P". Например: "все террористы не есть госслужащие" в "все террористы есть НЕ госслужащие".
3. Частноутвердительное (I) превращается в частноотрицательное (О) - некоторые "S есть P"становится "некоторые S НЕ есть НЕ P". Пример "некоторые люди есть поганцы" трансформ в "некоторые люди НЕ есть НЕ поганцы".
4. А частноотрицательное суждение (Е) превращается в столь же частное утверждение (I) - "некоторые S не есть P" становится "некоторые S есть не P".Например: некоторые предметы из секс-шопа не есть приличны" становится "некоторые предметы из секс-шопа есть НЕ приличны"
III. Логическое обращение - перестановка местами (обращение) субъекта и предиката исходного суждения, сохраняя качество суждения. Если количественная характеристика суждения сохраняется ( общесть или частность), то обращение называется прямым. А если не сохраняется то "обращением с ограничением".