Исправьте предложения. Объясните причины допущенных ошибок.

Задания для олимпиады по русскому языку

Класс

Задание 1

В приведенном отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните значение выделенного слова, подберите синонимы.

(В) течени… всего прохладного ветре…ого утра н… раз тишину наруша…т только сырое квохтанье дроздов на к…ра…овых рябинах в чащ… сада. В пор…девш…м от (не)проше…ого ветра саду (по) прежнему далеко видно (не)езже…ая дорога к пр…огромному шалашу усыпа…ая соломой и сам шалаш из скоше…ой ещё (в) начале лета травы. Всюду пахн…т яблоками тут особе…о. В шалаше устрое…ы травя…ые постели стоит одноствольное руж…ё слегка позеленевший самовар в углу жестя…ая и стекля…ая посуда. Около шалаша валя…тся броше…ая соломе…ая ц…новка ок…нтова…ые ящики а так(же) всякие потрепа…ые пож…тки; вырыта небольшая, но удобная земляная печь. В два часа пополудни на ней варит(…)ся в…ликолепный обед а вечером гре…т(…)ся лату…ый самовар (в)следствии… чего по саду между деревьями ра…ст…лается дли…ой полосой (серебристо) голубоватый дым.

К ноч… (по)немногу становит(…)ся очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржа…ым ар…матом соломы и м…кины бодро идёш… мимо садовой ал…е… и хочеш… во что (бы) то (н…) стало (во)время добрат…ся домой к ужину. Голоса на деревн… или скрип брус…атых ворот раздают(…)ся изредк… на студё…ой з…ре (не)обыкнове…о я…стве…о. И…подволь темнее…т. И вот слышит(…)ся ещё зап…х в саду костёр и крепко тян…т душистым дымом (по)видимому от вишневых суч…ев. В темноте в глубине сада сказочная к…ртина как (будто) пыла…т около шалаша б…гровое пламя окружё…ое мраком и чьи(то) тёмные точно точё…ые из ч…рного дерева силу…ты двигают(…)ся вокруг костра меж тем как г…гантские тени от них ход…т по яблоням.

(По И.Бунину)

Всего 25 баллов (20 + 5)

Задание 2

Заполните вторую часть таблицы, поместив напротив каждого лингвиста написанный им труд.

«Русская орфоэпия и ее задачи», «Русский синтаксис в научном освещении», «Словарь русского языка», «Российская грамматика»

М.В.Ломоносов  
Д.Н.Ушаков  
А.М.Пешковский  
С.И.Ожегов  

Всего 4 балла

Задание 3

Сгруппируйте слова в зависимости от того, какой звук произносится на месте выделенной буквы.

Окно, пеликан, сапоги, щенок, водяной, пятачок, желток, жалеть, мясной, жара.

Образец:

[ʌ] [ъ] [ь] э] э]
коса колосок ветерок десна шелка
         

Всего 5 баллов (0,5 за каждый верный ответ)

Задание 4

Запишите слова, в составе которых сохранились корни следующих устаревших слов (в скобках даны их значения).

Усние (кожа), тук (жир), мемория (память), скора (шкура), пита(пища), худог (искусный).

Всего 6 баллов

Задание 5

Объясните значение фразеологических единиц. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы.

С глазу на глаз. Попасть в просак. Приказал долго жить. Засучив рукава.

Всего 4 балла (1 б. за каждое выражение)

Задание 6

Составьте словообразовательное гнездо, начиная с непроизводного слова

гримаса

Всего до 5 баллов(1балл за каждое слово)

Задание 7

Поставьте каждое существительное в форму родительного падежа множественного числа

Копьё – вишня –

остриё – гостья –

верховье – ружье –

Всего 6 баллов

Задание 8

Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением производных и непроизводных предлогов.

1) По окончанию вуза мы пойдем работать.

2) Вопреки сводки погоды и предсказаний местных знатоков, погода установилась теплая.

3) По приезду в Тобольск я посетил музей под открытым небом.

4) Учащийся хорошо оперировал с этими данными.

5) Мы писали сочинение по теме «Пейзаж в произведениях писателей 20 века».

Всего 5 баллов

Задание 9

Исправьте предложения. Объясните причины допущенных ошибок.

1). Хорошо прислушиваться в отдаленный рокочущий шум.

2). В аналогичное положение попал и не вполне справился учащийся пятой группы

3). Помощь дивизии пришла вовремя.

4). Ученица Сергеева сыграла полонез.

5). В связи с вопросом необходимости повышения уровня культуры речи служащих аппарата государственных учреждений, правительство приняло специальный указ.

Всего 10 баллов (5+5)

Задание 10

Прочитайте заимствованные слова, запишите в два столбика:

А) слова, в которых отсутствует смягчение согласных перед е.

Б) слова, в которых смягчаются согласные перед е.

Интервью, интерпретация, демагог, стресс, кредо, бенефис, претендент, антенна, тембр, ремарка, термин.

Укажите лексическое значение выделенных слов.

11 баллов (10 + 1+ 1)

Задание 11

Переведите предложение с древнерусского языка.

Исправьте предложения. Объясните причины допущенных ошибок. - student2.ru

Всего 17 баллов

Наши рекомендации