Этапы занятия, методы проведения и контроль их усвоения
Практические занятия
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т. Н. Галкина
Медицинская антропология
Методические рекомендации студентам и преподавателям
к практическим занятиям по медицинской антропологии
для специальности «Лечебное дело»
Пенза 2013
УДК 572 (078)
Г …
Рецензент:
Доктор медицинских наук, профессор
профессор кафедры анатомии человека
Саратовского государственного медицинского
университета им. В. И. Разумовского
Л. В. Музурова
Галкина Т.Н.
Г … | Медицинская антропология: методические рекомендации к практическим занятиям по медицинской антропологии / Т. Н. Галкина – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. – 354 с. |
Методические рекомендации к практическим занятиям составлены в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1118 от 08.11.2010.
Рекомендации содержат методическую разработку практических занятий по медицинской антропологии. По каждой теме приводятся актуальность и цели занятия, перечень оснащения, конкретные задачи и этапы занятия, список литературы и контрольные вопросы.
Предназначены для преподавателей и студентов специальности «Лечебное дело» для работы на практических занятиях и внеаудиторной самостоятельной подготовки.
УДК 572 (078)
Одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией медицинского института Пензенского государственного университета.
© Пензенский государственный университет, 2013
№ | Тема занятия |
1. | Антропология: ее история, направления и разделы, задачи, общие понятия, связь с клинической медициной. Основные этапы развития антропологии |
2. | Возрастная периодизация. Анатомо-функциональная характеристика возрастных периодов, регуляция развития и роста. Акселерация, децелерация и ретардация. |
3. | Биологический возраст. Ознакомление с показателями биологического возраста. Скелетный возраст, зубной возраст, выраженность вторичных половых признаков – как показатели биологического возраста. Старение. Долгожительство. |
4. | Традиционные методы антропологии. Описательные методы исследования в антропологии. Антропоскопия лица и тела. Составление словесного портрета. |
5. | Традиционные методы антропологии. Измерительные методы исследования. Антропометрические инструменты. Кефалометрические точки и размеры. Составление кефалометрического профиля. |
6. | Соматометрия. Антропометрические точки на туловище и конечностях. Основные размеры тела: методика определения и оценки. Составление соматометрического профиля. |
7. | Физическое развитие и его показатели. Пропорции и компонентный состав тела. Индексы пропорциональности и площадь поверхности тела. |
8. | Учение о конституциях. Понятие общей и частной конституции. Их связь с психологическими особенностями, психическими и соматическими заболеваниями |
9. | Анатомическая конституция. Варианты конституциональных схем. Значение соматотипирования для биомедицинской антропологии и медицины |
10. | Характеристика групп крови. Их распределение в этно-территориальных группах и значение для антропологических исследований и медицины. |
11. | Кожа. Дерматоглифика. Общие данные о строении кожи. Рельеф цвет и пигментация кожи. Придаточные образования кожи: волосы и ногти. Дерматоглифика: морфология пальцевых узоров. |
12. | Математическая обработка результатов антропологического исследования. |
13. | Современные представления о наследственности и изменчивости. Анатомическая изменчивость. |
14. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость скелета. |
15. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость черепа. |
16. | Краниометрическое исследование. Основные краниометрические точки и размеры. |
17. | Антропологическая одонтология. Закономерности развития и смены зубов. Различие морфологии зубов в различных расовых и этнических группах. |
18. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость пищеварительной системы. |
19. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость дыхательной системы. |
20. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость органов половой, мочевыделительной систем и эндокринных органов. |
21. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость сердечно-сосудистой и лимфатической систем, органов кроветворения и иммуногенеза. |
22. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость центральной и периферической нервной системы. |
23. | Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость органов чувств. |
24. | Тестирование по медицинской антропологии. Самостоятельная работа с препаратами и инструментами. |
25. | Контрольное занятие по медицинской антропологии. |
Занятие 1.
Антропология: её история, направления и разделы, задачи, общие понятия, связь с клинической медициной. Основные этапы развития антропологии
Место проведения занятия:учебные комнаты кафедры анатомии человека.
Продолжительность данного занятия (аудиторная работа): 2 ч;
Продолжительность изучения темы в рамках самостоятельной (внеаудиторной работы): от 2 ч.
Оснащение занятия
1. Схемы и рисунки по теме занятия.
2. Мультимедийный проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций:
ОК-5; ОК-8; ПК-31.
Мотивация
Представление об источниках и этапах развития антропологии в России и в мире, целях и задачах, стоящих перед наукой на современном этапе дают основу дальнейшего понимания особенностей антропологического подхода в медицинских исследованиях. Знания о структуре науки, в частности о медицинской антропологии и таких ее разделах как биомедицинская и клиническая антропология, необходимы для последующего освоения методики антропологического обследования и формирования интереса к дальнейшему изучению человека с точки зрения антропологии, анатомии и физиологии, понимания роли антропологического подхода в клинической практике в целом.
Цели занятия:
Учебная: участие в реализации ПК-31 в части способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования: изучить основные научные термины в пределах темы занятия; этапы развития антропологии в России и в мире, цели и задачи, структуру антропологической науки; роль антропологического подхода в клинической практике;
Развивающая: участие в реализации ОК-5 в части способности и готовности редактирования текстов профессионального содержания, формирование основ понятийного аппарата в профессиональной сфере;
Воспитательная: реализация ОК-8 в части способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики: формирование интереса к профессиональной лексике, формирование профессионального самоуважения.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Исходным предметом для изучения темы является русский язык в объеме средней школы.
Последующие дисциплины: анатомия человека, внутренние болезни.
Конкретные задачи занятия:
ЗНАТЬ основные научные термины в пределах темы занятия; этапы развития антропологии в России и в мире, цели и задачи, структуру антропологической науки; роль антропологического подхода в клинической практике (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
УМЕТЬ работать в группе, давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию, работать с основной и дополнительной литературой по теме занятия, самостоятельно находить в библиотеке и других источниках (в том числе сети Интернет) необходимую литературу по теме исследования (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
ВЛАДЕТЬ навыком устной речи (согласование слов в предложении); навыком работы с научной литературой (ОК-5; ОК-8; ПК-31).
Этапы занятия, методы проведения и контроль их усвоения
1. Вводный этап – 10 мин.
A. Организационные вопросы (проверка присутствующих студентов) – 3-5 мин.
B. Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей. Постановка цели практического занятия (кейс-метод, дискуссия, совместное целеполагание) – 5 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний – 10 мин (проверка конспектов по теме; опрос с отметкой по теме предыдущего занятия, материалу последней лекции и вопросам из учебника и тестов) – от порогового до среднего уровня.
3. Основной этап – 50 мин.
Антропология как наука, определение, история термина. Истоки развития антропологических знаний. Основные этапы развития антропологии. Этапы становления антропологии в России. Роль К.М.Бэра, А.П.Богданова, Д.Н.Анучина, В.В.Бунака, Б.А.Никитюка и др. в развитии системного подхода к антропологическим исследованиям в России. Основные задачи антропологической науки. Современная антропология: два направления – гуманитарное и естественнонаучное; разделы в пределах каждого направления. Философская антропология. Культурная антропология. Психологическая антропология. Социальная антропология. Историческая антропология. Этническая антропология. Прикладная, эргономическая антропология. Биологическая антропология. Основные разделы физической антропологии (расоведение, или этническая антропология, антропогенез и морфология). Основные принципы морфологии человека: многоуровневый подход, функциональность и историчность. Понятие об интегративной антропологии. Медицинская антропология и ее разделы: биомедицинская и клиническая. Общее понятие о здоровье и болезни, о норме и патологии, о вариациях ианомалиях. Клиническое значение антропологических данных.
A.Микролекция с презентацией (участие в реализации ПК-5, ПК-31, ОК-5) - контроль в виде выборочного устно-практического опроса на следующем занятии (от порогового до среднего уровня) – 30 мин.
B.Самостоятельная работа студентов малыми группами при активной консультации преподавателя – 20 мин.
4. Заключительный этап – 10 мин
A. Контроль конечного уровня знаний по теме занятия: выходной тестовый контроль, опрос студентов по теме текущего занятия (пороговый уровень) – 5 мин.
B. Подведение итогов занятия, задание студентам на дом материала для повторения и самостоятельной подготовки, ответы на вопросы, возникшие при изучении темы – 5 мин.
Методические указания к самостоятельной работе студента(участие в реализации ОК-5; ОК-8; ПК-31).
Самостоятельная работа студента при изучении данной темы складывается из трех этапов: 1. Самостоятельная подготовка к занятию; она включает задания А), Б), В). 2. Самостоятельная работа на занятии после обсуждения темы с преподавателем; рекомендуются задания Д) и Ж) в устной форме. 3. Самостоятельная работа по пройденной теме в рамках подготовки к опросу по контрольным практическим и теоретическим и вопросам включает в себя задания от А) и далее.