Особенности образования форм некоторых глаголов
Лицо и число | колыхать | махать | полоскать | мучить |
Ед. число | ||||
1-е л. | колышу (разг. колыхаю) | машу (прост. махаю) | полощу (прост. полоскаю) | мучу (разг. мучаю) |
2-е л. | колышешь | машешь | полощешь | мучишь |
3-е л. | колышет | машет | полощет | мучит |
Мн.ч. | ||||
1-е л. | колышем | машем | полощем | мучим |
2-е л. | колышете | машете | полощете | мучите |
3-е л. | колышут | машут | полощут | мучат |
Прич. | колышущий | машущий | полощущий | мучащий |
Дееприч. | колыша | маша | полоща | муча |
Лицо и число | сыпать | трепать | щипать | дремать |
Ед. число | ||||
1-е л. | сыплю | треплю | щиплю | дремлю |
2-е л. | сыплешь | треплешь | щиплешь | дремлешь |
3-е л. | сыплет | треплет | щиплет | дремлет |
Мн.ч. | ||||
1-е л. | сыплем | треплем | щиплем | дремлем |
2-е л. | сыплете | треплете | щиплете | дремлете |
3-е л. | сыплют | треплют | щиплют | дремлют |
Прич. | сыплющий | треплющий | щиплющий | дремлющий |
Дееприч. | сыпля | трепля | щипля | дремля |
Лицо и число | выздороветь | опостылеть | опротиветь |
Ед. число | |||
1-е л. | выздоровею (разг. выздоровлю) | опостылею (прост. опостылю) | опротивею (прост. опротивлю) |
2-е л. | выздоровеешь | опостылеешь | опротивеешь |
3-е л. | выздоровеет | опостылеет | опротивеет |
Мн.ч. | |||
1-е л. | выздоровеем | опостылеем | опротивеем |
2-е л. | выздоровеете | опостылеете | опротивеете |
3-е л. | выздоровеют | опостылеют | опротивеют |
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
НЕКОТОРЫХ ГЛАГОЛОВ
ехать | поезжай (-те) (разг. езжай) не * ехай, едь(-те) |
тронуть | тронь (-те) не *не трожь(-те) |
лежать | ляг(-те) не*ляжь(-те) |
бежать | беги(-те) не*бежи(-те) |
выйти | выйди(-те) не *выдь(-те) |
выложить | выложи(-те) не*выложь(-те) |
Основные понятия темы
Морфология– 1) систематизированная совокупность форм слов (парадигм склонения, спряжения); 2) раздел грамматики, который изучает и описывает формы слов, а также правила их употребления.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
1. Раскройте содержание понятия «морфологические нормы литературного языка». Перечислите нарушения морфологических норм. Приведите примеры.
2. Назовите склоняемые имена существительные, определение рода которых вызывает затруднения у носителей литературного языка.
3. Как определить род несклоняемых имён существительных?
4. Как определить род аббревиатур?
5. Как определить род названий средств массовой информации?
6. Расскажите о существительных общего рода.
7. К какому роду относятся имена, обозначающие профессии женщин: адвокат, инженер, финансист?
8. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (бухгалтер, шофёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?
9. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а множественного числа служат для различия слов по значению.
10. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?
11. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, гектаров / грамм, гектар? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?
12. Как образуют родительный падеж множественного числа существительные, называющие национальности?
13. Как склоняются сложные слова?
14. Расскажите о трудностях склонения имён и фамилий.
15. Назовите особенности образования краткой и полной форм имён прилагательных.
16. Какие возможны ошибки при образовании степеней сравнения имён прилагательных?
17. Расскажите о склонении количественных имён числительных.
18. Чем числительные 40, 90, 100 отличаются от других количественных числительных?
19. О чём следует помнить, употребляя в речи составные количественные числительные?
20. Как изменяются по падежам порядковые числительные?
21. Какова особенность употребления дробных числительных?
22. Как употребить правильно собирательные числительные двое, трое?
23. В чём особенность употребления слов оба, обе?
24. У каких глаголов нет форм 1-го лица?
25. Назовите глаголы, вариантные формы которых стилистически противопоставлены.
26. О чём необходимо помнить, употребляя в речи глаголы на -еть (выздороветь, опостылеть и т.п.)?
27. Образуйте повелительное наклонение от глаголов ехать, лежать, тронуть.
ТЕМА № 6: Синтаксические НОРМЫ. Основные нормы согласования И управления. Сложности употребления обособленных конструкций
Содержание занятия:
1. Нарушения синтаксических норм.
2. Согласования сказуемого с подлежащим.
3. Употребление деепричастного оборота
4. Употребление причастного оборота. Ошибки в употреблении причастного оборота.
5. Нормы управления. Выбор нужного падежа и предлога.
НАРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ |
неверное построение словосочетаний: намёк о коррупции (правильно: намёк на коррупцию) |
нарушение структуры простых, осложненных и сложных предложений: Вратарь ударил мяч кулаком, который сразу оказался в сетке ворот. ворот. |