Особенности образования форм некоторых глаголов

Лицо и число колыхать махать полоскать мучить
Ед. число
1-е л. колышу (разг. колыхаю) машу (прост. махаю) полощу (прост. полоскаю) мучу (разг. мучаю)
2-е л. колышешь машешь полощешь мучишь
3-е л. колышет машет полощет мучит
Мн.ч.
1-е л. колышем машем полощем мучим
2-е л. колышете машете полощете мучите
3-е л. колышут машут полощут мучат
Прич. колышущий машущий полощущий мучащий
Дееприч. колыша маша полоща муча
Лицо и число сыпать трепать щипать дремать
Ед. число
1-е л. сыплю треплю щиплю дремлю
2-е л. сыплешь треплешь щиплешь дремлешь
3-е л. сыплет треплет щиплет дремлет
Мн.ч.
1-е л. сыплем треплем щиплем дремлем
2-е л. сыплете треплете щиплете дремлете
3-е л. сыплют треплют щиплют дремлют
Прич. сыплющий треплющий щиплющий дремлющий
Дееприч. сыпля трепля щипля дремля
Лицо и число выздороветь опостылеть опротиветь
Ед. число
1-е л. выздоровею (разг. выздоровлю) опостылею (прост. опостылю) опротивею (прост. опротивлю)
2-е л. выздоровеешь опостылеешь опротивеешь
3-е л. выздоровеет опостылеет опротивеет
Мн.ч.
1-е л. выздоровеем опостылеем опротивеем
2-е л. выздоровеете опостылеете опротивеете
3-е л. выздоровеют опостылеют опротивеют

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

НЕКОТОРЫХ ГЛАГОЛОВ

ехать поезжай (-те) (разг. езжай) не * ехай, едь(-те)
тронуть тронь (-те) не *не трожь(-те)
лежать ляг(-те) не*ляжь(-те)
бежать беги(-те) не*бежи(-те)
выйти выйди(-те) не *выдь(-те)
выложить выложи(-те) не*выложь(-те)

Основные понятия темы

Морфология– 1) систематизированная сово­купность форм слов (парадигм склонения, спряжения); 2) раздел грамматики, кото­рый изучает и описывает формы слов, а также правила их употребления.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Раскройте содержание понятия «морфологические нормы литературного языка». Перечислите нарушения морфологических норм. Приведите примеры.

2. Назовите склоняемые имена существительные, определение рода которых вызывает затруднения у носителей литературного языка.

3. Как определить род несклоняемых имён существительных?

4. Как определить род аббревиатур?

5. Как определить род названий средств массовой информации?

6. Расскажите о существительных общего рода.

7. К какому роду относятся имена, обозначающие профессии женщин: адвокат, инженер, финансист?

8. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (бухгалтер, шофёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

9. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а множественного числа служат для различия слов по значению.

10. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

11. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, гектаров / грамм, гектар? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?

12. Как образуют родительный падеж множественного числа существительные, называющие национальности?

13. Как склоняются сложные слова?

14. Расскажите о трудностях склонения имён и фамилий.

15. Назовите особенности образования краткой и полной форм имён прилагательных.

16. Какие возможны ошибки при образовании степеней сравнения имён прилагательных?

17. Расскажите о склонении количественных имён числительных.

18. Чем числительные 40, 90, 100 отличаются от других количественных числительных?

19. О чём следует помнить, употребляя в речи составные количественные числительные?

20. Как изменяются по падежам порядковые числительные?

21. Какова особенность употребления дробных числительных?

22. Как употребить правильно собирательные числительные двое, трое?

23. В чём особенность употребления слов оба, обе?

24. У каких глаголов нет форм 1-го лица?

25. Назовите глаголы, вариантные формы которых стилистически противопоставлены.

26. О чём необходимо помнить, употребляя в речи глаголы на -еть (выздороветь, опостылеть и т.п.)?

27. Образуйте повелительное наклонение от глаголов ехать, лежать, тронуть.

ТЕМА № 6: Синтаксические НОРМЫ. Основные нормы согласования И управления. Сложности употребления обособленных конструкций

Содержание занятия:

1. Нарушения синтаксических норм.

2. Согласования сказуемого с подлежащим.

3. Употребление деепричастного оборота

4. Употребление причастного оборота. Ошибки в употреблении причастного оборота.

5. Нормы управления. Выбор нужного падежа и предлога.

НАРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ  
неверное построение словосочетаний: намёк о коррупции (правильно: намёк на коррупцию)  
нарушение структуры простых, осложненных и сложных предложений: Вратарь ударил мяч кулаком, который сразу оказался в сетке ворот. ворот.  

Наши рекомендации