Уменьшение извилистости
1). если интенсивность на реконструируемой дороге б. соответствовать 1 категории, то ее рекомендуется проектировать и строить как новую, не совмещая с существующей.
2). трассу дорог 2 категории разрешают совмещать с существующими дорогами при отсутствии резких отклонений величин элементов плана и прод. профиля сущ. дороги от требований дороги этой категории. Дороги 3 и 4 категорий совмещают с существующими дорогами без ограничения. При реконструкции не следует оставлять кривые с радиусами менее 800 м., но не менее нормативных для реконструируемой дороги.
Если меняется длина трассы , то для сохранения выхода на существующий пикетаж вводят рубленные пикеты. Если участок трассы стал короче, то рубленный пикет будет короче 100 м., если длиннее, то более 100 м.
Исправление продольного профиля при реконструкции.
1. Проанализировать существующий прод. профиль с т. зр. соответствия радиусов выпуклых и вогнутых вертикальных кривых для реконструируемой А/Д.
2. Рассчитать руководящие отметки для реконструируемой дороги.
а) снегозаносимости. h=hs+Δ+аi0+b/2*iп
если hs>1м, то формула Δh=0,375*hs*B/a’, где В – ширина з. п., м; а/ - расст-е отбрасывания снега с дороги снегоочистителем.(8м)
б) грунтово-геологические условия: hрук=hтр-hугв+b/2*iп
hтр – для наихудшего грунта рабочего слоя (при УГВ (числитель) или длительно стоящих водах)
Если болото или участки с застоем больше 30 сут, то hрук=hтр-hп.в.+b/2*iп
Знаменатель берется, если поверхностные воды стоят менее 30 сут и нет наличия грунтовых вод. При I типе местности (hрук>3м, нет болотистых отложений): hрук д.б. больше или равен толщине д. о., но hрук ≥1м при II дор-климат зоне и hрук>0,8м III дор-климат зоне.
Если в основании насыпи лежат пучинистые грунты.
На пойменных участках hрукmin=НРУВВ+Δmin= НРУВВ+hпод+hнаб волны+0,5.
При соблюдении радиусов выпуклых, вогнутых и максимальном к-те прочности 0,8 (удовлетворительное состояние) и незначительном отклонении hрук по снегозаносимости или грунтово-геологическим условиям 20-30 см, тогда осуществляют поднятие оси реконструируемой дороги на толщину усиления конструкции д. о. Руководящие отметки проанализировать с т. зр. деформаций з. п., д. о., указанных в дефектной ведомости.
Дополнительные мероприятия при рек-и на крутых подъемах и спусках.
На участках обертывающего профиля с необеспеченной видимостью в пересеченной местности выполняется смягчение крутых подъемов и спусков.
Проанализировать к-т аварийности и безопасности.
Короткие участки крутых подъемов (продольные уклоны больше 30-40 ‰), на к-ых возникают заторы движения тяжелых автомобилей и автопоездов рекомендуют реконструировать и вводить на них дополнительную полосу движения на подъем. Для III кат > 30 ‰ участок больше 1 км, >40‰ на участке больше 0,5км.
Если к-т аварийности на этих участках больше предельно допустимого (20-45), к-т безопасности меньше 0,8, то дополнительная полоса на подъем вводится на всех категориях А/Д (bд.п> 3,5м при соответствующем технико-экономическом обосновании)
Необходимо предусматривать устройство тормозных или аварийных съездов для постепенной остановки автомобилей, у которых испорчены тормоза.
Особенности назначения рук. отметки при рек-нии.
а) снегозаносимости. h=hs+Δ+аi0+b/2*iп
если hs>1м, то формула Δh=0,375*hs*B/a’, где В – ширина з. п., м; а/ - расст-е отбрасывания снега с дороги снегоочистителем.(8м)
б) грунтово-геологические условия: hрук=hтр-hугв+b/2*iп
hтр – для наихудшего грунта рабочего слоя (при УГВ (числитель) или длительно стоящих водах)
Если болото или участки с застоем больше 30 сут, то hрук=hтр-hп.в.+b/2*iп
Знаменатель берется, если поверхностные воды стоят менее 30 сут и нет наличия грунтовых вод. При I типе местности (hрук>3м, нет болотистых отложений): hрук д.б. больше или равен толщине д. о., но hрук ≥1м при II дор-климат зоне и hрук>0,8м III дор-климат зоне.
Если в основании насыпи лежат пучинистые грунты.
На пойменных участках hрукmin=НРУВВ+Δmin= НРУВВ+hпод+hнаб волны+0,5.
При соблюдении радиусов выпуклых, вогнутых и максимальном к-те прочности 0,8 (удовлетворительное состояние) и незначительном отклонении hрук по снегозаносимости или грунтово-геологическим условиям 20-30 см, тогда осуществляют поднятие оси реконструируемой дороги на толщину усиления конструкции д. о. Руководящие отметки проанализировать с т. зр. деформаций з. п., д. о., указанных в дефектной ведомости.
1). Если Кпр≤0,4 – разборка старой д. о., материал м. не use или use частично. Если насыпь повышается на толщину больше, чем толщина новой дор. конструкции, то старую конструкцию м. захоронить.
2). Если 0,4<Кпр≤0,6 – производят снятие верхних слоев д. о. и вводят новые слои основания и покрытия. Если насыпь поднимается и покрытие с небольшой сеткой трещин, то ведут перерасборку и снятие слоев покрытия, use его в кач-ве асфальтогранулята или отправляют на АБЗ. Допускается захоронение конструкции.
3). Если 0,6<Кпр≤0,8 – осуществляют снятие верхних слоев покрытия, отправляют их на переработку, утолщают и укрепляют слои основания и вводят новые слои покрытия. При большой высоте насыпи д. о. отправляют на переработку.
4). Если Кпр>0,8, но Кпрсущ ≤Кпртреб – вводят новые слои основания и покрытия с предварительным снятием существующих или осуществляют усиление старой конструкции д. о. с введением слоя усиления. Захоронение не допускается.
5). Кпрсущ >Кпртреб – если конструкция в хорошем состоянии (без ям, трещин), то проводят очистку покрытия от пыли и грязи, проводят ямочный ремонт, выполняют выравнивающий слой hmin =3 см из мелкозернистого а/б или выполняют поверхностную обработку.
Уширение зем. полотна при реконструкции.
1. Двухстороннее уширение насыпи и выемки.
После снятия раст-го слоя выполняется нарезка уступов при существующем откосе 1:1,5, и рыхление при откосе 1/3, ¼. Рекомендуется при переводе дорог V, IV кат. в III и II. Чаще всего устр-ся при высоте насыпи и глубине выемки до 2-3 м.
«+» д.о. остается на прочном основании, годами уплотненном.
«-»: 1. необх-ть снятия раст. слоя с 2-х сторон, удлинение труб, переустр-во всей сист. водоотвода и дренажа, воздушных линий надземных и подземных коммуникаций. При двустороннем уширении ширина уширяемой части м. достигать до 1м, то величину уширения искусственно увеличивают на 1-1,5м для возможного движения б-ра. Устройство дополнительной уширяемой части требует срезки лишнего грунта после отсыпки насыпи. Тщательно уплотнять, засыпаемые водоотводные канавы с к-м уплотнения =1.
2. Одностороннее уширение.
Рекомендуется на участке дороге при изменении величины радиуса закругления в начале и в конце участка закругления, при переводе V в IV, из III во II категории и при высоте насыпи менее 2 м(3м).
«+»: 1. Все работы сосредоточены с одной стороны з. п., что обеспечивает благоприятные усл-я для работы дор. техники. 2. сокращаются объемы работ.
«-»: 1. часть д. о. располагается на вновь отсыпанном грунте, не обеспечена устойчивость и кач-во уплотнения. 2. возникновение прод. трещин по стыку. 3. увел. потребности в ДСМ при устр-ве дополнительного слоя покрытия. При одностороннем уширении насыпи высотой до 2м при уполаживании откоса 1:3 или 1:4 ширина досыпаемой полки или части уширения составляет ≈3м, что обеспечивает работу б-ра на разравнивании и движении катков на уплотнении. Купл.=1.
При высоких насыпях (подходы к мосту) выполняется двухстороннее уширение. Поэтому на дороге устанавливают границы односторонних и двухсторонних уширений по длине трассы, переход оси осуществляется заблаговременно на расстоянии от 50 до 100м.
Возведение земляного полотна при реконструкции.
При реконструкции а/д новое земляное полотно по традиционной технологии устраивается на следующих участках: 1). спрямление трассы; 2). увеличение радиусов в плане; 3). на участках обходов населенных пунктов; 4). на участках обхода оврагов, карстовых воронок и т.д.
Уширение земляного полотна при реконструкции проводится: 1). при стр-ве допол-ных полос пр. части; 2). для устройства переходно-скоростных полос; 3). для площадок стоянок автотранспорта; 4). на участках дороги для доведения ширины земляного полотна до норм категории, к-ая устанавливается для дороги.
Обеспечение равнопрочности всей дор. одежды.
1.Армирование уч-ов дорог, (use геосеток для усиления, если малая толщина усиляемого слоя, выравнивающий слой – 3 см),
2.Предупреждение трещин при уширении, 3. Ямочный ремонт, 4. Усиление сущ. конструкции д.о., 5. Сопряжение д.о. различных типов, 6. Восстановление дорог после ремонта подземных коммуникаций.
Уширенная часть д. соответствовать типу покрытия. категории, д.б. равнопрочной.
Ровик уширения. Устраивается при переводе а/д в более высокую категорию, когда необх-мо уширение д.о.
Особености уширения насыпей на болотах при рек-и.
Рекомендуется раздельное террасирование при прохождении А/Д при реконструкции по болоту, особенно при переводе во 2 категорию. Но в этих случаях д.б. обеспечено плавное сопряжение нового и старого участка.
1).Уширение насыпей высотой до 2м – начинается со снятия раст. слоя очистки и засыпки боковых канав. 2). Оформление акта на скрытые работы после окончания засыпки бок-х канав.
При насыпи до 1м и крутизне косогоров до 1:5 проводятся работы по разрыхлению откоса на существующей насыпи. Глубина рыхления hр=20…25см.
3). На более высоких насыпях, т.е. >2м, и косогорах крутизной 1:3 с помощью б-ра или автогрейдера нарезаются уступы высотой до 50см. 3). Если для уширения используются песчаные грунты, то уклон уступа делают к оси дороги.
На участках с необеспеченным поверхностным стоком (III тип увлажнения) насыпь д.б. отсыпана с к-том фильтрации > 3м/сут, высота капиллярного поднятия 25см.
При уширении з.п. необходимо строго выполнить требования по расположению грунтов в слоях насыпи.
Выбор уплотняющих средств зависит от вида грунта, от ширины уширяемой части, используются обычные средства уплотнения с обязательным осуществлением контроля качества уплотнения.
При полной невозможности увеличения радиуса на увеличенном з. п. рекомендуют:
1). на проезжей части устраивать узкую разделительную полосу. 2). на пр. части устраивать направляющий возвышающий островок, его длина увязывается с протяжением зоны недостаточной видимости. Ширина островка больше на 0,5 м, он окаймлен бордюрным камнем, с обоих концов островка установлены указатели движения.
Обязательна разбивка переходных кривых и виражей при радиусе менее 2000 м. для дорог 3,4,5, категорий и радиуса менее 3000 м.- 2,1 категорий. С т. зр. ландшафтного проектирования при реконструкции дороги необходимо учитывать если:
1). угол поворота меньше 8º, то радиусы вписываются согласно СНиП. Придельная длина прямой в плане на местности принимается в соответствии с рельефом и категорией А/Д.
Уширение выемок при реконструкции
Технология включает: 1. устр-во временного водоотвода, 2.засыпка боковых кюветов, 3.разработка грунта откосов, 4.транспортирование к месту укладки, 5.планировка и укрепление откосов,
6.нарезка боковых кюветов.
При уширении выемок глубиной до 2 метров, работы выполняются б-ром или экскаватором. При разработке выемки с перемещением грунта, работы м. б. выполнены с погрузкой в самосвал, в отвал, в смежную насыпь. Затем выполняются планировочные работы и нарезается боковая канава. В мокрых выемках глубиной до 6 метров, работы по уширению выполняются экскаватором с обратной лопатой или драглайном, к-ый размещается по верхней бровке выемки. В настоящее время рекомендуется вместо боковых канав, при глубине выемки более 1-2 метра устраивать укрепленные лотки треугольного сечения.
Преимущества лотков:
1.увеличивается безопасность движения, 2.меньше размываются откосы, 3.не застаивается поверхностная вода, 4.проще очищать мех. сп-м. При уширении выемок особое внимание уделяется сист. водоотвода.
<0,5hmin (нормируемой), то достаточно предусмотреть устройство поверхностной обработки с проведенным ямочным ремонтом.
4. При проектировании усиления необходимо предусмотреть меры по обеспечению хорошего сцепления нового слоя покрытия со старым изношенным и поврежденным. Очистка от грязи, пыли, рыхление и розлив битума.
5. Для обеспечения устойчивости и надежности при усилении существующей д.о. и для предупреждения образования трещин при уширении дороги рекомендуют вводить геосетки.
6. Если не соблюдаются условия по морозозащитности конструкции д.о. и конструкция находится в хорошем состоянии, то рекомендуют вводить над старым основанием теплоизолирующие слои, расчет производят по МОДН2-2002.
7. При уширении конструкции д.о. уширенный дополнительный дренирующий слой необходимо выполнять ниже существующего на величину 1/3 капиллярного поднятия, минимальной толщины дренирующего слоя. Уширенная часть з. п. профилируется с поперечным уклоном 40 0/00 для лучшего отвода воды.
Расчет дорожной одежды при реконструкции
Наиболее обосновано слои усиления м. б. запроектированы в рез-те испытаний по оценке прочности эксплуатируемой д. о. В процессе таких испытаний д. о. делится на однообразные участки. На каждом участке вычисляют модуль упругости. Исследование проводят с помощью диагностической лаборатории.
Усиление и диагностика состояния покрытия выполняется согласно ОДН 218.1.052-2002 (взамен ВСН 52-89) «Оценка прочности нежестких д. о.»
Есрсущ = Еобщ Етр = ОДН, §4,2 Еобщ / Етр ≥ Кпртреб
1. упругий прогиб - Кпр , 2. изгиб в А/Б слоях, 3. сдвиг в грунте з. п.
Если нет данных о существующих модулях упругости д. о., то допускается проектировать слои усиления на основании материалов изысканий, содержащих рез-ты измерения толщин всех констр-ых слоев д. о. Хар-ки их сост-я и кач-ва, сведения о виде грунта з. п. и его увлажнения, полученный расчет старой конструкции д. о. для новой интенсивности дв-я на срок службы д. о. проводят анализ результатов расчета.
Полученный модуль упругости уменьшают на 15-20 % и находят отношение:
Еобщ / Етр ≥ Кпр
Еобщ определяют лабораторным путем, hi – измеряют. Задача: получить слой усиления.
Еобщ (ум 15-20%) / Етр ≥ Кпртреб для новой реконструированной дороги.
Новая конструкция д. о. зав-т от категории дороги и капитальности покрытия.
1). Если Кпр≤0,4 – разборка старой д. о., материал м. не use или use частично. Если насыпь повышается на толщину больше, чем толщина новой дор. конструкции, то старую конструкцию м. захоронить.
2). Если 0,4<Кпр≤0,6 – производят снятие верхних слоев д. о. и вводят новые слои основания и покрытия. Если насыпь поднимается и покрытие с небольшой сеткой трещин, то ведут перерасборку и снятие слоев покрытия, use его в кач-ве асфальтогранулята или отправляют на АБЗ. Допускается захоронение конструкции.
3). Если 0,6<Кпр≤0,8 – осуществляют снятие верхних слоев покрытия, отправляют их на переработку, утолщают и укрепляют слои основания и вводят новые слои покрытия. При большой высоте насыпи д. о. отправляют на переработку.
4). Если Кпр>0,8, но Кпрсущ ≤Кпртреб – вводят новые слои основания и покрытия с предварительным снятием существующих или осуществляют усиление старой конструкции д. о. с введением слоя усиления. Захоронение не допускается.
5). Кпрсущ >Кпртреб – если конструкция в хорошем состоянии (без ям, трещин), то проводят очистку покрытия от пыли и грязи, проводят ямочный ремонт, выполняют выравнивающий слой hmin =3 см из мелкозернистого а/б или выполняют поверхностную обработку.
Переустройство дор. одежды при реконструкции А/Д.
Сущ-ют следующие сп-бы:
1). Полная разборка существующей дорожной одежды с использованием полученного материала:
А) при строительстве новой дорожной одежды, Б) укрепленинии обочин, В) стр-ве объездных дорог и различных подъездов.
Проводим при Кпр<0,40; на дорожном покрытии имеются дефекты и разрушения и когда необходимо увеличить высоту насыпи или углубить выемку при реконструкции.
1). Разрушение существующей конструкции д. о. её уширение и усиление дорожно-стр-ми материалами Кпр=0,4-0,6
2). Сохранение существующей конструкции д. о. с проведением ямочного ремонта, регенерация а/б покрытия и последующая укладка нового слоя а/б Кпр>=0,8
3). Для переходного типа покрытия: А) проводится рыхление на глубину имеющихся выбоин на покрытии, Б) укладка слоёв усиления в виде усовершенствованного покрытия.
Технология реконструкции дор. одежды.
Полная разборка существующей дорожной одежды: 1). Послойное рыхление слоёв кроме песчаного, 2). Вскрытие основания с помощью авт-ра, 3). Сдвижка ДСМ к обочине с помощью б-ра, 4). Погрузка в автомобили и отвозка на промежуточные склады.
Для снятия верхнего слоя покрытия используют машины для холодного фрезерования, где основным рабочим органом яв-ся фреза снабжённая высокопрочными режущими зубьями.
Рекомендации по д.о.
1.Мин. толщина слоя усиления из материала, содержащего органические вяжущие, нужно назначать с учетом интенсивности воздействия нагрузки.
2. Толщина слоев усиления существующей дорожной одежды д.б. не менее толщин указанных в ОДН2-2002, а при усилении конструкции согласно ОДН2.18.1.052.
3. Если результаты расчета показывают, что толщина усиления