Нагрузки и воздействия ветра на морские нефтегазопромысловые гидротехнические сооружения.
Ветровые нагрузки, действующие на морские нефтегазопромысловые гидротехнические сооружения, зависят от скорости ветра, площади парусности и аэродинамических параметров сооружения и его отдельных элементов. Следовательно, при оценке ветровой нагрузки изначально необходимо достоверно определить скорость ветра в районе строительства и эксплуатации сооружения. Скорость ветра является случайной величиной и порождается барическими процессами. В районе эксплуатации МНГС она может быть установлена анализом ежесуточных метеорологических сводок. Вследствие пульсации скорости ветра в период измерений приходится усреднять скорость ветра за некоторый конечный интервал. На суше построены карты, по которым определяют значения скорости ветра для определения ветровой нагрузки. Эти карты построены на основе многолетних метеорологических наблюдений. Однако сложнее обстоит дело с акваториями мирового океана. В этом случае до строительства МНГС проводятся метеорологические наблюдения за скоростью ветра, на основе которых определяются расчетные параметры ветра. Для МНГС, разрушение которых связано с особо большим материальным ущербом и человеческими жертвами, рекомендуется принимать максимальную скорость ветра повторяемостью один раз в 100 лет. Эта скорость определяется на основании статистических расчетов по полученным данным метеорологических наблюдений. Однако есть определенная вероятность превышения этого значения в течение какого-либо периода эксплуатации МНГС. При отсутствии информации по скорости ветра над водой определенной акватории допускается принимать ее на 10 % больше той, которая наблюдалась на ближайшей наземной станции. Определяемое значение скорости, как правило, относится к высоте 10 м над поверхностью земли или воды на данной акватории. Для определения скорости ветра, в том числе и на других высотах, имеется зависимость, справедливая в диапазоне высот до 180 м.
β (8.1)
где vtz— скорость ветра, осредненная в интервале времени tна высоте z',
-скорость ветра, осредненная в интервале 1 ч на высоте 10 м над уровнем моря;
Нагрузки ивоздействия на морские нефтегазопромысловые гидротехнические сооружения
а — коэффициент порывистости;
β — высотный фактор;
Значения коэффициента порывистости и высотного фактора в зависимости от времени осреднения приведены в табл. 8.1.
Таблица 8.1 Значения коэффициента а, фактора β
Коэффициент пор | Интервал осреднения | |||||
1ч | 10 мин | 1 мин | 15с | 5с | Зс | |
а | 1,000 | 1,060 | 1,180 | 1,260 | 1,310 | 1,330 |
β | 0,150 | 0,130 | 0,113 | 0,106 | 0,102 | 0,100 |
При расчете сооружений необходимо также учитывать пульсации скорости ветра. Они называются порывами, поэтому при расчете ветровой нагрузки приводятся значения скорости ветра в порывах с определенным периодом осреднения. Чем меньше период осреднения, тем выше скорость ветра в порыве.
Реакция сооружений на порывы ветра различна и зависит главным образом от жесткости сооружения и его элементов. Так, плавающие объекты реагируют уже на порывы ветра длительностью около 1 с. МНГС, как правило, реагируют на порывы ветра с интервалами осреднения от 5 до 15 с.
Для построения ветрового профиля при различных интервалах осреднения можно воспользоваться данными табл. 8.2.
Таблица 8.2 Данные для построения ветрового профиля при разных интервалах осреднения
Высота над уровнем моря, м | Интервал осреднения | ||||||
1ч | 10 мин | 1 мин | 15 с | 5с | Зс | ||
1,00 | 1,06 | 1,18 | 1,26 | 1,31 | 1,33 | ||
1,10 | 1,16 | 1,28 | 1,36 | 1,41 | 1,43 | ||
1,18 | 1,22 | 1,34 | 1,42 | 1,47 | 1,48 | ||
1,23 | 1,27 | 1,38 | 1,46 | 1,51 | 1,53 | ||
1,27 | 1,31 | 1,42 | 1,49 | 1,54 | 1,56 | ||
1,31 | 1,34 | 1,44 | 1,52 | 1,57 | 1,59 | ||
1,37 | 1,39 | 1,49 | 1,57 | 1,62 | 1,64 | ||
1,41 | 1,43 | 1,53 | 1,61 | 1,66 | 1,67 | ||
1,45 | 1,46 | 1,56 | 1,64 | 1,69 | 1,71 | ||
1,48 | 1,49 | 1,59 | 1,67 | 1,71 | 1,73 | ||
Нагрузка от воздействия ветра
Ветровая нагрузка, действующая на надводную часть конструкции МНГС, складывается из ветровых нагрузок, приходящихся на отдельные его части.
Ветровая нагрузка на сооружение в общем случае определяется как сумма средней и пульсационной составляющих. Пульсационная составляющая, в свою очередь, разделяется на квазистатическую и резонансную.
Значение средней составляющей ветрового давления w(z) на высоте zнад поверхностью моря следует определять по формуле
w(z) = w0cxk(z), (8.3)
где w0, Па - расчетное значение ветрового давления на высоте 10 м над поверхностью воды;
w0 = 0,61v02; (8.4)
v0 — скорость ветра на уровне 10 м над поверхностью воды, соответствующая 10 мин интервалу осреднения и превышаемая в среднем раз в 100 лет (если техническими условиями не регламентированы другие периоды повторяемости скоростей ветра); значение v0 допускается устанавливать на основе данных метеостанций, а также если зона освоения шельфа попадает в один из ветровых районов (по карте 3 приложения 5 к СНиП 2.01.07-85*), то расчетное давление w0 допускается устанавливать путем экстраполяции соответствующих значений в область периода повторяемости скоростей ветра один раз в 100 лет;
сх — аэродинамический коэффициент, определяемый в соответствии с указаниями СНиП 2.01.07-85 или по данным аэродинамических испытаний;
k(z) — коэффициент, учитывающий изменение ветрового давления по высоте, принимаемый по табл. 3
Таблица 8.3 Значение коэффициента k(z)
Высота над уровнем спокойного моря, z, м | до 10 | |||||
K(z) | 1,00 | 1,15 | 1,25 | 1,30 | 1,40 | 1,50 |
Учет формы обтекаемого ветром объекта (надводной части опорного блока или объекта верхнего строения палубы) МНГС осуществляется назначением соответствующего аэродинамического коэффициента сх. Этот коэффициент определяется по рекомендациям соответствующего нормативного документа (СНИП 2.01.07-85*) или результатам аэродинамических испытаний.
Нагрузки и воздействия на морские нефтегазопромысловые гидротехнические сооружения
Имеющийся опыт назначения аэродинамического коэффициента схсогласно [109] позволяет рекомендовать следующие их значения для различных форм и конструктивных особенностей объекта. Так, для наиболее распространенных сплошных конструкций значения аэродинамического коэффициента приведены в табл. 8.4. Кроме этого, например, для буровой вышки решетчатой конструкции из труб сх = 1,6—1,8, ферменной конструкции опорного блока сх= 1,3.
Таблица 8.4 Значение аэродинамического коэффициента
В случае отсутствия значения аэродинамического коэффициента для определенной конструкции его получают при проведении специальных аэродинамических испытаний путем «продувки» модели конструкции в аэродинамической трубе или испытания конструкции в натурных условиях. Последний метод достаточно дорогой, редко применяется в инженерной практике и может быть эффективен только для очень ответственных сооружений.
Чтобы определить ветровую силу W(z) на объект от средней составляющей ветрового давления w(z), необходимо просуммировать ветровое давление по площади парусности объекта s(z), т.е.
W{z) = w(z) *s(z). (8.5)
Под площадью парусности s(z) понимается проекция всех поверхностей объекта на вертикальную плоскость. Если объект состоит из отдельных частей, между которыми имеется свободное пространство, то общая площадь парусности определяется как сумма отдельных площадей при условии, что отдельные объекты имеют одинаковые значения аэродинамических коэффициентов. Если каждая отдельная часть объекта имеет различные аэродинамические коэффициенты, то общее силовое воздействие ветра на объект в целом должно определятся как сумма силовых воздействий ветра на отдельные части объекта.
Точка приложения ветровой силы находится в центре тяжести эпюры средней составляющей ветрового давления w(z).
При оценочных расчетах конструкций МНГС допускается расчет нагрузки от ветра ограничить определением силы W(z) на объект от средней составляющей ветрового давления w(z).
Снеговая нагрузка.
Снеговая нагрузка в основном зависит от высоты снегового покрова в данной местности, акватории и конфигурации кровли, верхней части оборудования ВСП. Высоту снегового покрова определяют на основе метеорологических исследований для данного района акватории. В случае отсутствия таких исследований на начальных стадиях проектирования допускается значение высоты снегового покрова принимать на основе метеорологических исследований, проведенных на суше, по которым выполнено районирование территории Российской Федерации. На основе этих исследований вся территория РФ разбита на шесть районов, для которых определен вес снегового покровар0на 1 м2 горизонтальной поверхности земли (табл.8.5).
Таблица 8.5 Вес снегового покрова р0на 1 м2 горизонтальной поверхности земли
Климатический район РФ | Вес снегового покрова, Н/м2 | Районы и акватории, на которые можно распространить районирование |
I | Черное, Азовское и Каспийское моря | |
III | Арктический шельф | |
IV | Магаданский шельф | |
V | Сахалинский шельф |
Тогда нормативная снеговая нагрузка для определенного района или акватории определится из выражения
рн=р0с, (8.6)
где с - коэффициент перехода от веса снегового покрова на горизонтальную поверхность земли (акватории) к нормативной нагрузке на покрытие с учетом его неравномерности распределения в зависимости от рельефа кровли.
Значения коэффициентов с в зависимости от очертания покрытия определяют по рекомендациям нормативного документа, например, согласно которому на рис. 1 приведены наиболее часто встречаемые формы кровель и рекомендуемые для них значения коэффициента с.
Нагрузки и воздействия на морские нефтегазопромысловые гидротехнические сооружения |
Рис. 1. Схемы снеговой нагрузки
Для односкатных и двускатных профилей кровли, приведенных на рис.1, значения коэффициента принимаются по двум вариантам:
- для варианта 1 при угле наклона а < 25°, равном 1,0, а при угле а > 60° с = 0, в промежутке значений угла а значения коэффициента с принимается по интерполяции;
- при двускатном профиле кровли в диапазоне значений 20° < а < 30° значения коэффициента с принимают по варианту 2.
Рисунок 1 Схема МЛСП «Приразломная»:
общая высота | 141 м | |||||||
высота кессона | 24,3 м | |||||||
кессон в нижней части | 126 x 126 м | |||||||
кессон в верхней части | 102 x 102 м | |||||||
Высота буровой вышки | 35 м | |||||||
Ширина буровой вышки | 10 м | |||||||
Высота факельной вышки | 50 м | |||||||
Ширина факельной вышки | 10 м | |||||||
Жилой модуль д/ш/в | 30/15/15 м | |||||||
ν 1ч,10 | 1,5м/с | |||||||
k(z) | 20м | |||||||
сх | 1,6 | |||||||
s(z) | 7050м | |||||||
ν 1ч,10 м/с | k(z) м | сх | s(z) м | |||||
1,5 | 1,6 | |||||||
1,6 | 2,6 | |||||||
1,7 | 3,6 | |||||||
1,8 | 4,6 | |||||||
1,9 | 5,6 | |||||||
6,6 | ||||||||
2,1 | 7,6 | |||||||
2,2 | 8,6 | |||||||
2,3 | 9,6 | |||||||
2,4 | 10,6 | |||||||
2,5 | 11,6 | |||||||
2,6 | 12,6 | |||||||
2,7 | 13,6 | |||||||
2,8 | 14,6 | |||||||
2,9 | 15,6 | |||||||
16,6 | ||||||||
3,1 | 17,6 | |||||||
3,2 | 18,6 | |||||||
3,3 | 19,6 | |||||||
3,4 | 20,6 | |||||||
3,5 | 21,6 | |||||||
3,6 | 22,6 | |||||||
3,7 | 23,6 | |||||||
3,8 | 24,6 | |||||||
3,9 | 25,6 | |||||||
26,6 | ||||||||
4,1 | 27,6 | |||||||
4,2 | 28,6 | |||||||
4,3 | 29,6 | |||||||
4,4 | 30,6 | |||||||
Решение
=м/с
w0 = 0,61v02Па
w(z) = w0cxk(z)= Па
W{z) = w(z) *s(z)= атм