Практикум для родителей: компенсация физиологической незрелости
Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, А. А. Колтыпин, Р. О. Лунц, М. С. Маслов, В. Н. Молчанов, Г. Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение. Однако на сегодняшний день физиологические механизмы закаливания нельзя считать достаточно разработанными даже по отношению к взрослому организму. По отношению же к детям, и в особенности новорожденным, эта проблема представляет собой едва ли не «чистый лист».
Принято придавать большое значение в процессах закаливания роли двигательной активности. И это совершенно правильно. А если так, то чем она совершенней, тем в большей степени закаленным следует считать организм. С закаленностью справедливо принято связывать повышение сопротивляемости заболеваниям. А поскольку наибольшая двигательная активность характерна для спортсменов, они-то и берутся за образец высокой закаленности и тем самым высокой сопротивляемости заболеваниям. Однако, когда речь идет о детях, необходимо определить, какими должны быть занятия спортом — а вернее, физической культурой — в зависимости от возрастных особенностей организма. К сожалению, достаточной научно-теоретической базы в данном вопросе пока нет. Постараемся восполнить этот пробел — по крайней мере, в отношении новорожденных (и, прежде всего родившихся физиологически незрелыми).
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она, несомненно, является отклонением от нормы. Как же характеризовать ее? Один из ведущих фармакологов страны И. М. Брехман в очень важной для нашей медицины книге «Введение в валеологию — науку о здоровье», пишет (по отношению к взрослому человеку) : «Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то и другое. В то же время это состояние «ни то ни другое». Это так называемое третье состояние». Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована именно как некое третье состояние.
Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего вывести его организм из состояния мышечной гипотонии и гипорефлексии, без чего дальнейший рост и развитие невозможны.Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной двигательной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через холодовые воздействия — единственную специфическую форму, рефлекторно стимулирующую скелетную мускулатуруу родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс? Понятие «стресс» было введено в физиологию и медицину известным канадским патофизиологом Г. Селье. Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на «физиологический язык» — состояние, характеризующееся энергетическими тратами (эти последние Г. Селье не исследовались). Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей — физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции — это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. (Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней долей гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний, в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов — кортикостероидов (гидрокортизон, кортикостерон и др.). В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность (стандартность) стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.)
Теперь еще об одном понятии — адаптивной реакции, или адаптации. Проблема эта по отношению к новорожденным, да и по отношению к детскому возрасту в целом, не решалась. В педиатрии, как говорилось, сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в особенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них щадящего режима, создания максимального комфорта. Так что проблема адаптации приобретает как бы второстепенный характер.
Г. Селье ввел в науку понятие «болезнь адаптации». Иначе говоря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием. Именно в этом коренится сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.
Результаты наших исследований позволили дать следующее определение понятию адаптации (вкладывая в которое биологическое содержание, мы имели в виду значение его и для медицины). Адаптация есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т. е. его энергетические резервы, и тем самым — его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к действию агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции осуществляется при действии тех стрессовых раздражении, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими. Дело в том, что вызываемые ими энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня, ибо служат факторами индукции уже упоминавшегося выше избыточного анаболизма (восстановительных процессов). В результате имеет место спиралеобразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей. Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически осуществляемая в границах физиологического стресса, является обязательным условием роста и развития. И здесь будет естественным вернуться к закаливанию как методу компенсации физиологической незрелости новорожденных. Ведь в период новорожденное скелетные мышцы еще не осуществляют локомоторной функции. Они выполняют только функцию терморегуляционную. И единственной формой раздражения, которой можно вызвать рефлекторную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит температурное, точнее - холодовое, воздействие.
Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно. При этом не только нет гримасы «плача» («неудовольствия»), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает «удовольствие». И это естественно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок... согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус.
Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80—70 сокращений в минуту). В периоде новорожденное™ у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем:
происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологического стресса, разумеется). Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значение после завершения периода новорожденности.
И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом. При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску.
Вернемся к вопросу о кормлении. После соответствующих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери ребенок не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует будущему развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков — половой системы. (После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса должен быть накормлен через зонд молозивным молоком — либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты должны находиться при матери.
В отличие от физиологически зрелых, незрелые дети не заявляют криком о том, что их желудок пуст. Это можно определить по изменению мимики, выражающей как бы неудовольствие. И мать должна начать подготовку младенца к очередному кормлению. Она, эта подготовка, должна выразиться в том, что после распеленания ребенка надо поднести к крану холодной воды — мы подчеркиваем: обязательно холодной!— и не только подмыть, но и обливать ею до тех пор, пока малыш отвечает повышением мышечного тонусаили, попросту говоря, силы и интенсивности сокращения мышц. (Это может оценить пальцами каждая мать, держащая в руках под краном своего младенца, а тем более инструктированная сестра.)
Процедуру следует повторять на протяжении дня не менее трех-четырех раз.Мать должна знать, что согреть своего ребенка она может только таким образом, в этом ее можно убедить, измерив температуру тела до и после обливания холодной водой с помощью химического термометра.
Обтертый фланелевой пеленкой и одетый в свободную одежду ребенок должен войти в контакт с соском груди матери, после чего, как указывалось выше, быть накормленным. Положенного в кроватку младенца надо дополнительно завернуть в легкое одеяло (так, чтобы не ограничивалась его двигательная активность).
Пододеяльная температура не должна быть выше температуры тела младенца. Более того, когда температура его тела приблизится к 36° С, пододеяльная температура должна быть ниже его собственной на два и даже три градуса. Важно не забывать, что само по себе одеяло не является источником тепла, каким бы оно ни было толстым и пушистым. Оно лишь создает теплоизоляцию, которая ограничивает теплоотдачу тела. Чем теплее одеяло, тем лучше теплоизоляция, а значит, меньше выраженность мышечного тонуса, что неизбежно приведет к определенной задержке развития.
Благодаря холодовым воздействиям (в границах физиологического стресса) ребенок сам создает подкожный слой теплоизоляции. Этот физиологический слой будет тем более выражен, чем оптимальнее развивается скелетная мускулатура. Тогда ребенок уже к месячному возрасту способен находиться при комнатной температуре 18—20° С в одной лишь распашонке (нашего покроя) до 15—20 минут и более.
По возвращении домой мать должна продолжать все описанные процедуры. В домашних условиях, до начала холодовой процедуры (в ванне или под краном) , ребенка следует перед очередным кормлением погружать в наполненную холодной водой \ ванну (или, в случае отсутствия последней, в бак) полностью, вместе с головкой. Выполнять процедуру нужно дважды-трижды в день; погружение кратковременное, на 3—5 секунд. Ребенок не может при этом захлебнуться или тем более вдохнуть воду в легкие: полное погружение в воду вызывает рефлекторную остановку дыхания. Так как система ухо-горло-нос является единой, а ротовая полость оказывается замкнутой, давление в евстахиевых трубах, соединяющих носоглотку с барабанной полостью уха, повышается, вследствие чего происходит перекрытие ушей и воздушных ходов.
При первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания составляет 5—6 секунд, к шестимесячному возрасту систематические процедуры доведут ее до 25—30, а к годовалому — до 40 секунд. Мы на это обращаем особое внимание, так как в популярной литературе можно встретить утверждение, что дети уже с первых дней жизни могут якобы находиться под водой чуть ли не до 15 минут. Это абсолютно не соответствует действительности. Пребывание под водой дольше указанного нами срока может иметь для детей необратимые последствия.
Мы подчеркиваем важность предварительного полного погружения в воду перед началом холодовых процедур на дому, так как это предупредит на будущее отрицательное отношение к холодной воде в ванне. Обращаем внимание: при первом погружении температура воды должна быть не ниже 28—26° С, но и ни в коем случае не выше.
Ребенок может быть положен на спинку и даже держаться на воде, так как удельный вес его тела (при полностью расправленных легких и пустом желудке) ниже удельного веса тела взрослых. Укрепилась мысль, что ребенок способен плавать якобы уже с первых недель жизни (вспомним пресловутое «плавать раньше, чем ходить»). Это положение требует уточнения. Истинно плавательных движений не только новорожденные, но и дети до года делать еще не могут. Научиться сложным координированным движениям, какие требуются при любых стилях плавания, ребенок может не ранее чем с двух с половиной — трех лет. Что же имеет место в действительности? Положенный на воду указанной температуры ребенок в 2—2,5 раза увеличивает частоту осуществления той двигательной активности ручек и ножек, какая ему свойственна во время сна. Ничего общего с истинно плавательными движениями такая активность не имеет. И хотя ребенок некоторое время способен лежать на воде без поддержки, совершенно необходимо, чтобы левая рука матери находилась бы под его спинкой или головкой. При этом правой рукой (сверху) надо оценивать степень повышения мышечного тонуса. И как только он начинает снижаться (и одновременно падает частота двигательной активности), ребенок должен быть вынут из воды.
Таким образом, длительность адаптивной мышечной реакции младенец как бы сам определяет тот оптимум водно-холодовой процедуры, который индуцирует не только избыточный анаболизм, но и сочетаемую с ним положительную эмоцию. Благодаря последней обливания под краном или купанье в ванне станут потребностью ребенка.
Убедившись в том, что на воду 26-градусной температуры ребенок не реагирует отрицательно, можно постепенно понижать ее до 24, 22 и даже 18° С (это в пределах периода новорожденное; критерий оценки реакции на пребывание в воде тот же, что описан выше.
Можно ли обливать младенца холодной водой из ведра? Можно, но нежелательно.Такая процедура довольно часто используется молодыми родителями. Однако при этом они, естественно, не могут адекватно оценить реакцию ребенка по длительности и степени повышения мышечного тонуса и точно дозировать процедуру.
Смысл холодовых воздействий заключается прежде всего в рефлекторной стимуляции повышения мышечного тонуса и двигательной активности (т. е. статической и динамической нагрузок на скелетную мускулатуру) . Это способствует росту, последующему повышению работоспособности и иммунитета. Необходимая длительность холодового воздействия не может быть достигнута однократным обливанием Холодная же ванна (или, при ее отсутствии, струя воды из-под крана) позволяет этого достичь, дозируя процедуру по адаптивным возможностям ребенка (в границах физиологического стресса).
Так называемое плавание новорожденных (и не только новорожденных) в специальных бассейнах при поликлиниках, как обнаружили данные наших исследований, следует считать малоэффективным. Ведь температура воды в бассейне (34— 36° С) совершенно исключает возможность рефлекторной стимуляции скелетных мышц. Без этого не может быть достигнута компенсация состояния физиологической незрелости и повышение естественной иммунобиологической устойчивости. Следует добавить, что в этих случаях зачастую резко нарушается дневной режим в связи с необходимостью везти ребенка в поликлинику, лишая его сна в положенное время и «сдвигая» время кормления. Если же вспомнить, что пребывание в бассейне нескольких матерей одновременно с детьми не может не сказаться на уровне соблюдения должных гигиенических мер, то выводы напрашиваются сами собой...
При использовании указанных мер закаливания уже к концу первого месяца жизни имеет место значительно выраженная компенсация физиологической незрелости, возникшей в связи с поздним началом кормления грудью. У такого ребенка к концу периода новорожденности хорошо выражены описанные выше рефлексы. Ребенок хорошо опирается ножками об опору. Лежа на животе, хорошо поднимает головку и подолгу удерживает ее.
Подавляющее число детей начинает гулить. За возникновением же гуления кроется глубочайший смысл, характеризующий норму развития ребенка. Младенец начинает как бы создавать свой собственный «язык», создавать задолго до возникновения членораздельной речи. «Язык» этот предусматривает установление коммуникационных отношений прежде всего с матерью. Он характеризуется разнообразием звучания и особенностями оттенков. Чуткая мать может оценить, что тревожит ее младенца или какую потребность его надо удовлетворить. Одним словом, гуление — свидетельство развития младенца.
Некоторые дети к месячному возрасту начинают осуществлять первую "антигравитационную» реакцию, т. е. приобретают способность стойко удерживать головку в вертикальном положении. В обычных естественных условиях развития это происходит в полуторамесячном возрасте.
Нужно ли форсировать возникновение тех или иных физиологических преобразований? Нет, не обязательно. Конечно, соответствующие физиологические преобразования должны возникать своевременно, в соответствии с календарным возрастом. Но при этом быть полноценными — это важная характеристика физиологической зрелости развивающегося ребенка.
Очень существенны изменения, возникающие в показателях естественной иммунобиологической устойчивости. Как уже говорилось, из-за позднего начала кормления грудью иммунитет ребенка неизбежно снижается. Месяца же проведения закаливающих холодовых процедур, как правило, достаточно, чтобы показатели иммунитета значительно повысились. Наблюдения за такими детьми (и в пределах первого месяца, и до года, и позднее) позволили обнаружить отсутствие каких-либо заболеваний у большинства из них. Немногие переболели острыми респираторными заболеваниями, но довольно легко и выздоровели без использования каких-либо лекарств.
С понятием здоровья принято связывать такое «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Можно видеть близость этого определения к общепринятому определению понятия нормы. Согласно определению, даваемому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье есть «степень физического, духовного и социального благополучия».
Использование предлагаемого нами метода закаливания сразу же после рождения позволяет охарактеризовать здоровье детей как ту степень нормы, которая характеризуется способностью реализовать иммунобиологическую устойчивость организма к заболеванию. В этом отношении понятие здоровья, в отличие от понятия нормы, не является относительным. Но, определяя понятие здоровья как сопротивление заболеваниям, следует сделать существенное добавление. Состояние физиологии здорового ребенка позволяет ему в процессе дальнейшего индивидуального развития, на соответствующих переломных этапах его, реализовать своевременное преобразование физиологических отправлений и полноценно осуществить переход в последующий возрастной период. Критерием здоровья при этом будет неосложненное расширение форм взаимодействия со средой, характеризующейся существенно новыми условиями. А значит, растущий член общества придет к трудоспособному возрасту с ощущением радости бытия и сознанием своей полезности.
Перед нами многие родители неоднократно ставили вопрос: можно ли пользоваться такой формой закаливания, как «мор-жевание», т. е. погружением ребенка в прорубь? Сегодня вопрос этот вполне естествен. Мы отвечали: да, погрузить ребенка, даже первых недель жизни, в такую воду и тотчас же извлечь можно; никакими отрицательными последствиями на последующем развитии ребенка это не скажется. Но подчеркивали: тотчас же его извлечь. Пребывание в такой воде, даже в течение немногих секунд, без контролирования (руками) уровня мышечного тонуса может иметь и отрицательные последствия. Организм ребенка при этом в своей реакции может перейти границы физиологического стресса. Частое и систематическое повторение подобных процедур исчерпает адаптивные возможности и может в дальнейшем сказаться задержкой развития и снижением иммунобиологической устойчивости. Итак, мгновенное погружение допустимо. Однако для закаливания оно не обязательно, а значит, по-видимому, и нежелательно.
Выше было указано, что вода 28—26-градусной температуры с постепенным ее снижением до 20—18° С, в которой ребенок может находиться некоторое время,— в границах его адаптивных возможностей. Дальнейший путь не в снижении температуры, а в увеличении времени пребывания ребенка в воде. Вообще наши многолетние наблюдения позволили убедиться, что температура воды в границах между 26—28° С и 20— 18° С — наиболее оптимальный фактор, обеспечивающий не только компенсацию состояний физиологической незрелости ребенка, но и значительно повышающий физические и интеллектуальные возможности и в особенности его иммунобиологическую устойчивость.
Некоторые молодые родители используют в качестве меры закаливания погружение голых ножек младенца в снег, насыпаемый, скажем, на поверхность стола. Такая мера, если ребенок приобрел способность опираться ножками об опору, не может иметь каких-либо отрицательных последствий для последующего развития. Однако лишь в пределах времени, пока длится ощущаемая руками матери реакция повышения общего мышечного тонуса.
Нас спрашивают: а можно ли растирать тело ребенка снегом? И это возможно, если пользоваться тем же критерием. Кожная поверхность тела новорожденного при растирании снегом должна не бледнеть, а, напротив, ярко розоветь — в соответствии с механизмом, описанным выше. Если же она при такой процедуре бледнеет, это свидетельствует, что реакция повышения мышечного тонуса либо уже вышла за пределы адаптивных возможностей ребенка, либо слишком слаба и кратковременна. К тому же при этой форме создается лишь статическая нагрузка на скелетную мускулатуру младенца. Да и реализовать контроль над адаптивной реакцией организма младенца достаточно трудно. Добавим, что снежинками можно поцарапать нежную кожу младенца. В общем, здесь — как и в вопросе о «моржевании»: пользоваться этой мерой закаливания можно, но не обязательно, а быть может, и нежелательно.
Заключение
Итак, можно считать, что к настоящему времени сложились две тенденции в борьбе за здоровье родившегося ребенка. Одна опирается на традиционную для медицины (и тем самым для клинической педиатрии) линию: обеспечение здоровья ребенка через использование мер интенсивной терапии, т. е. применение сильных лекарств. По нашему мнению, если учитывать специфические особенности физиологии новорожденных, она для них противопоказана, ибо может лишь углубить имеющуюся патологию либо вызвать новую. Вторая тенденция предусматривает организацию таких гигиенических условий среды, которые должны соответствовать специфическим особенностям физиологии новорожденного и, более того, тем особенностям, что в пределах данного возрастного периода присущи именно данному конкретному ребенку. Сейчас же многие рекомендации педиатрии на этот счет не соответствуют специфическим особенностям физиологии ребенка разного возраста. Хочется подчеркнуть, что педиатрия в этом совершенно не повинна. Вина за сложившуюся ситуацию лежит исключительно на физиологии, которая едва ли не до последнего времени не уделяла (или почти не уделяла) внимания экспериментально-научному анализу проблем здоровья детей и тем самым детского здравоохранения в целом.
Описанные методы закаливания и организации гигиенических условий среды, опирающиеся на анализ специфических особенностей физиологии новорожденных,— это не только эффективная мера компенсации состояний физиологической незрелости. Они могут рассматриваться и как физиологическая основа профилактики разнообразных заболеваний, причем не только в период новорожденности, но и на будущее.
Думается, каждому приходилось слышать примерно такой разговор двух мам. Та, что помоложе, взволнованно говорит:
— Ну просто не вылезает из болезней. То насморк, то кашель, то горло, то уши. Теперь вот диспепсия... Опять мне брать больничный. Что делать — ума не приложу!
Та, что постарше, спокойно отвечает:
— Не волнуйтесь, милочка. Это же совершенно нормально: дети просто не могут не болеть. Дорогие мамы и папы! Не верьте в эту «житейскую мудрость». Если вы добьетесь компенсации физиологической незрелости вашего младенца (зачастую приобретенной в первые дни жизни из-за неправильного режима), его болезни вовсе не будут обязательными.
Помните: ваш малыш может не болеть. А значит — не должен болеть. И зависит это прежде всего от вас.