Аргументация с точки зрения классической логики.

Эмпирическая и теоретическая аргументации. Логическая структура доказательства. Виды доказательства. Опровержение и его виды. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Основные правила аргументации.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

- Что такое форма мышления?

- Почему логика использует искусственный язык?

- Что такое метаязык?

- Почему логика является гуманитарным знанием?

- Что собой представляют логические формулы?

- Правильность и истинность: в чем различие между этими понятиями и как они связаны в логике?

- В чем различие между истинностью и правдоподобностью суждений?

- В чем состоит основной вопрос логики?

- Что такое понятие?

- Что такое существенный признак?

- Дайте характеристику основным приемам образования понятий.

- Почему имя собственное не является понятием?

- Придумайте примеры для иллюстрации отношений между понятиями.

- В чем принципиальная разница между операциями с понятием и операциями с классами?

- В чем логический смысл операций обобщения и ограничения понятий?

- Что такое определение?

- Как строится определение через род и видовое отличие?

- В чем смысл различения реальных и номинальных определений?

- Почему остенсивное «определение» не является логической операцией?

- В чем существенное различие между логической операцией деления и классификацией?

- Что такое суждение и как оно соотносится с предложением?

- На какие виды делятся категорические суждения?

- Чем отличается отношение противоречия от отношения противоположности между суждениями?

- Что такое распределенность термина, в чем содержательный смысл этой логической характеристики термина суждения?

- Дайте характеристику основных видов модальных суждений.

- Что такое умозаключение? Дайте характеристику основным видам умозаключений.

- Чем правильное умозаключение отличается от неправильного?

- Почему частноотрицательные суждения как правило не обращаются и в каком случае это возможно?

- Какова структура простого категорического силлогизма?

- Назовите общие правила категорического силлогизма и приведите примеры их нарушений.

- Что такое фигуры и модусы категорического силлогизма?

- Как строится аксиоматическая теория категорического силлогизма?

- Что собой представляет логическое следование в традиционной силлогистике?

- Приведите несколько примеров обоснования правильности модусов с помощью круговых схем и путем сведения к модусам I фигуры.

- Что такое энтимема, из каких этапов состоит процедура восстановления энтимемы до полного силлогизма?

- Что такое логика высказываний?

- Что такое формула логики высказываний?

- Постройте семантические таблицы для логических союзов.

- В чем отличие логических союзов от их аналогов в естественном языке?

- Как строится таблица истинности для формул логики высказываний?

- Что такое разрешающая процедура?

- Как отношение логического следования связано с импликацией?

- Дайте определение правила логического следования.

- Что такое производное правило?

- Как обосновывается производное правило?

- Как строятся прямое и косвенное доказательства?

- Всякая ли форма опровержения обосновывает ложность тезиса?

- Каковы особенности аргументативного дискурса, отличающие его от формально-логического доказательства?

- Дайте иллюстрации ошибок, связанных с нарушением правил аргументации.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Учебным планом рефераты и курсовые работы не предусмотрены.

5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

1. Общая характеристика понятия.

2. Двойственная природа понятия. Слово и контекст.

3. Содержание и объем понятия.

4. Отношения между понятиями.

5. Обобщение и ограничение понятия.

6. Реальное и номинальное определения.

7. Остенсивное “определение”.

8. Виды определения. Правила определения.

9. Деление как логическая операция. Правила деления.

10. Общая характеристика суждения. Суждения простые и сложные.

11. Классификация суждений по качественной и количественной

характеристикам.

12. Распределенность терминов в суждении.

13. Деление суждений по модальности.

14. Отношения между категорическими суждениями. (“Логический

квадрат”).

15. Операции с суждениями (непосредственные умозаключения).

16. Основные законы логики.

17. Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений.

18. Простой категорический силлогизм.

19. Фигуры и модусы категорического силлогизма.

20. Общие правила категорического силлогизма.

21. Первая фигура категорического силлогизма, ее правила и модусы.

22. Сведение модусов второй, третьей и четвертой фигур к

модусам первой фигуры с использованием правил обращения.

23. Сведение модусов второй, третьей и четвертой фигур к

модусам первой фигуры методом приведения к противоречию.

24. Энтимема.

25. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция.

26. Язык логики высказываний. Определение формулы логики высказываний.

27. Выявление всех подформул данной формулы.

28. Семантические таблицы логических союзов.

29. Построение таблицы истинности для данной формулы.

30. Тождественно-истинные, тождественно-ложные и промежуточные формулы.

31. Отношение логического следования.

32. Modus Ponens и Modus Tollens.

33. Modus Tollendo Ponens и Modus Ponendo Tollens.

34. Дилемма.

35. Производные правила логической системы.

36. Общая характеристика доказательства.

37. Структура доказательства.

38. Доказательство и опровержение.

39. Прямое и косвенное доказательства.

40. Правила и типичные ошибки аргументации.

6. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п Наименование тем и разделов Всего часов Лекции Семинары Самостоятельные занятия
1. Логика как философская наука   -
2. Основные законы (принципы) правильного рассуждения   -
3. Понятие как форма мышления   -
4. Операции с понятиями   -
5. Суждение как форма мышления   -
6. Силлогистика   -
7. Классическая логика высказываний   -
8. Аргументация с точки зрения классической логики.   -
Всего часов -

7. Форма итогового контроля

Форма итогового контроля – письменный экзамен.

Письменный экзамен состоит из двух частей: 1 часть – выполнение теста, 2 часть – письменный ответ на один вопрос и выполнение 2 - 3 упражнений. Положительную оценку по итогам экзамена могут получить только те студенты, которые успешно выполнили тест, то есть ответили правильно на 7 из 10 заданий теста.

Во второй части экзамена дается развернутый ответ на один теоретический вопрос из списка вопросов, выносимых на экзамен, и выполняются два - три упражнения. Упражнения рассчитаны не на демонстрацию хитроумия, а на проверку понимания теоретического материала, изложенного в соответствующих разделах курса.

Пример экзаменационного задания:

Ф.И.О.________________________________________________________

Факультет, отделение, курс, группа ________________________________ ______________________________________________________________

I.

Правильный вариант ответа обводится кружком. Если ошиблись и хотите исправить, то делать это надо так: зачеркните ваш неправильный ответ и обведите кружком новый вариант.

1. Каким является понятие «звезда»

a. общим

b. единичным

c. пустым

d. собирательным

2. В каком отношении находятся понятия «студент» и «учащийся»

a. тождества

b. подчинения

c. противоположности

d. противоречия

3. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем определении «Обезьяна – млекопитающее животное»?

a. отрицательное определение

b. широкое определение

c. круг в определении

d. правильное определение

4. Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем примере операции деления: «Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной»

a. скачок в делении

b. не по одному основанию

c. не соразмерно

d. правильное деление

5. Каким является суждение «Всякое преступление – противоправное деяние»

a. общеутвердительным

b. общеотрицательным

c. частноутвердительным

d. частноотрицательным

6. Каким является суждение «Либо в стремя ногой, либо в пень головой»

a. импликативным

b. дизъюнктивным

c. конъюнктивным

d. суждением эквивалентности

7. Определите распределенность терминов в следующем суждении «Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы»

a. Субъект и предикат распределены.

b. Субъект и предикат не распределены.

c. Субъект не распределен, а предикат распределен.

d. Субъект распределен, а предикат – нет.

8. Какое из следующих суждений является логическим следствием отрицания суждения «Ни один человек не летает»?

a. Все люди летают.

b. Некоторые люди летают.

c. Некоторые люди не летают.

d. Все люди ходят по земле.

9. К какой фигуре относится следующий силлогизм: «N привлечен к уголовной ответственности, поскольку он совершил должностной подлог. А, как известно, совершившие должностной подлог привлекаются к уголовной ответственности»

a. первая фигура

b. вторая фигура

c. третья фигура

d. четвертая фигура

10. По какому модусу построено данное умозаключение: «Если туман не рассеется, то вылет будет задержан. Туман рассеялся, поскольку самолет вылетел вовремя»

a. modus ponens

b. modus tollens

c. modus ponendo tollens

d. modus tollendo ponens

II.

  1. Проведите обращение:

Все слоны боятся мышей.

  1. Произвести противопоставление предикату.

Ни один любитель Пармезана не любит плавленые сырки.

  1. Проверить правильность умозаключения (построить его схему (модус), указать на логическую ошибку и в чем она состоит, если она есть).

Если гражданин совершает уголовное преступление, его арестовывают. Сидоров уголовного преступления не совершил, значит, его не арестовали.

III.

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Содержание и объем понятия.

8. Учебно-методическое обеспечение курса

8.1. Основная литература

1. Аристотель. О софистических опровержениях // Соч. в четырех томах. М., 1978. Т.2.

2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М.: Космополис, 2001.

3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994

5. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб, 1994

6. Мендельсон Э. Введение в математическую логику. М., 1976

7. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1996

8. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. Переиздавалась многократно. См., например, “Вопросы философии”, 1990, №3.

9. Тоноян Л.Г. Логика (сборник задач и упражнений). СПб., 1997

10. Формальная логика // Отв. ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977

8.2. Дополнительная литература

1. Болинджер Д. Истина – проблема лингвистическая. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

2. Войнрих Х. Лингвистика лжи. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989

4. Горский Д.П. Определение. М., 1974

5. Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества // Его же Избранные труды по языкознанию. М., 1984

6. Есперсен О. Философия грамматики. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958

7. Ивин А.А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973

8. Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997

9. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М.: Изд-во иностр.лит-ры, 1959

10. Мигунов А.И. Диалектическая природа речевого акта // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2000. Сер.6, вып.2 (№14).

11. Мигунов А.И. О риторическом контексте проблемы истины // Логико-философские штудии. СПб, 2001.

12. Остин Джон. Как производить действия при помощи слов // Его же. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

13. Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVII. – М., 1986.

14. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990.

15. фон Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. М.: Прогресс, 1986

.

Наши рекомендации