Речевые ошибки на уровне слова
1. Впишите -н- или -нн- в причастия и отглагольные прилагательные. Проанализируйте, правильно ли «подсказывает» написание слов с двойными согласными «ритмика» стихотворения?
1) Ну, гость неприглаше_ный,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле_ной!.. (Грибоедов)
2) Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва_ных и незва_ных… (Грибоедов)
3) К перу от карт? и к картам от пера?
И положе_ный час приливам и отливам? (Грибоедов)
4) Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра_ным локтем. (Грибоедов)
5) Женился наконец на дочери его,
Прида_ного взял – шиш, по службе – ничего. (Грибоедов)
6) А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче_ный комитет который поселился…(Грибоедов)
7) На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже_ных детей?! (Грибоедов)
8) Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле_ный мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий. (Грибоедов)
9) За то, что он смягчил разгнева_ную гостью,
Хотел я похвалить. (Грибоедов)
10) Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле_ному есть чувству уголок!.. (Грибоедов)
11) Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида_ной красы. (Некрасов)
12) Сидишь по часу нем,
Неугнете_ный, бодрый ум
Работает меж тем... (Некрасов)
13) И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа_ный листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже_ный возок… (Некрасов)
14) Нет, в этот вырубле_ный лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат. … (Некрасов)
15) В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова_ный идет. (Некрасов)
2. Определите коммуникативно-грамматическое значение приставок и предлогов. Приведите примеры по аналогу: Зашел за угол.
3. Определите коммуникативно-грамматическое значение приставок и частиц. Приведите примеры по аналогу: Не умеет неумеха.
4. Определите части речи в лингвистической «задачке» академика Л.В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Дайте синтаксический разбор предложения.
5. Определите вид речевых ошибок, допущенных из-за непонимания значения слова. Объясните причину ошибки, исправьте предложения.
Например: Костер все больше и больше распалялся, пылал.
Ошибка заключается в неверном выборе слова: Распаляться – 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Костер все больше разгорался, пылал. Разгораться – начинать сильно или хорошо, ровно гореть
1) Благодаряпожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
2) Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
3) Человек ведет праздничную жизнь.
4) У меня сегодня праздноенастроение
5) Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять
6) Вчера мне было печально.
6. Объясните и устраните причину неточности передачи смысла в предложениях:
1) Экипаж находится в отличном состоянии.
2) Он уже распелся.
7. Объясните и устраните причину речевых ошибок в предложениях:
1) Ныне в университете был день открытых дверей.
2) Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города.
3) Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов.
4) «Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет», – грустно произнес профессор.
5) А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей.
8. Найдите и исправьте результаты «словотворчества»:
1) Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери.
2) Взятничество – бич нашего времени.
3) Основная проблема – робкость молодого преподавателя.
4) Бороться с нахальностью трудно.
5) Просторечивые слова.
6) Общественный устрой.
7) По асфальтной дорожке.
8) С детства у нее были приклонности к музыке.
9) Воины проявляли упорность и отвагу.
10) Надо понять, что все это не зазря делалось.
11) Вызывает уважение неколебимость характера героев. Л. Толстой назвал народ толкателями истории.
12) Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.