Две основы глагола. Образование глагольных форм
В отличие от других частей речи, глаголы образуют формы не от одной основы в начальной форме, а от двух глагольных основ. Образование форм происходит путем прибавления определенных суффиксов, окончаний к основе.
Выделяются:
1) основа инфинитива – выделяется после отбрасывания окончания или суф. инфинитива –ть, -ти, о: говори-ть, нес-ти, жечь-о.
2) основа наст. или пр. буд вр. – выделяется путем отбрасывания личных окончаний: говор,-ат, читаj-ут, скаж-ут, прочитаj-ут.
Спряжение глагола
В широком понимании спряжение – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. В узком – изменение по лицам и числам. Именно так рассматривается спряжение в школе и в вузовских учебниках. Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Эти формы глагола называются личными, а окончания таких глаголов – личными окончаниями (т.к. они передают значение лица и числа).
По характеру личных окончаний большинство глаголов в русском языке относятся к глаголам 1 или 2 спряжения. Эти типы спряжения отличаются друг от друга гласными в окончании 2, 3 лица ед. и мн.ч. и 1 лица мн.ч. Глаголы 1 л. ед.ч. в обоих спряжениях имеют одинаковое окончание (у/ю).
I спряжение II спряжение
ешь, ет, ем, ете, ут, ют ишь, ит, им, ите, ат, ят
Ко II спряжению относятся:
1. Глаголы с ударным личным окончанием, где ударными являются гласные и или а/я в 3 лице мн.числа: спишь, спит, спим, спите, спят.
2. Глаголы с безударными личными окончаниями, у которых основа инфинитива заканчивается на –ить (кроме брить, стелить): говоришь – говорить, на –ить.
3. Исключение: 7 глаголов на –еть, 4 глагола на –ать:
Слышать, видеть и обидеть,
гнать, держать и ненавидеть,
и смотреть, дышать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению (их больше):
1. Глаголы с ударным личным окончанием с е или у/ю в 3 лице мн.числа: рвешь, рвет, рвем. рвете, рвут.
2. Глаголы с безударными личными окончаниями, основа инфинитива которых оканчивается не на –ить (кроме 11 глаголов-искл.): борются – бороться, на –оть, не на –ить.
3. Исключение: брить, стелить.
Примечание: глаголы, образованные с помощью приставок и/или постфикса -ся, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные глаголы.
Не входят в эти типы спряжения:
1. Глаголы хотеть, бежать и производные от них (выбежать, захотеть и т.п.). Это разноспрягаемыеглаголы, т.к. имеют личные окончания как I, так и спряжения.
Глагол бежать спрягается во всех формах по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите), но в 3 л. мн.ч. – по I спряжению (бегут).
Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по I спряжения (хочешь, хочет), во мн.ч. – по типу II спряжения (хотим, хотите, хотят). Множество речевых ошибок связано с неправильным спряжением этих глаголов (к примеру, «хочем, хочете, бежат», унифицируют под I спр.).
2. Глаголы есть, дать, создать, надоесть и приставочные производные от них. Это глаголы архаичного (устаревшего) спряжения.
У этих глаголов своеобразные личные окончания в ед.числе:
дам, дашь, даст, ем. ешь, ест.
Во мн.ч. они спрягаются по типу II спряжения.
Отдельные глаголы считаются избыточными глаголами, потому что у них есть в системе спряжения вариантные формы: машет, махает (разг.); чтут, чтят; каплет, капает. Некоторые глаголы являются недостаточными, т.к. у них наблюдаются отсутствие ряда личных форм наст./буд. времени.
КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА
1. Категория вида. Понятие совершенного и несовершенного вида.
Категория видавыражает отношение действия к его внутреннему пределу.
В зависимости от этого выделяют глаголы несов.вида и глаголы сов.вида.
Глаголы несов.в. обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что делать? Например, петь, делать, говорить, говаривать.
Глаголы сов.в. обозначают действие, ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что сделать? Например, сказать, запеть, прыгнуть.
Практически глаголы сов. и несов.в. узнают по вопросу: что делать? что сделать?
Глаголы сов.в. и несов.в. четко разграничиваются не только по своей семантике, но и по грам. свойствам:
1. У Г несов.в. и сов.в. разное количество форм времени: у Г НВ – 3, у Г СВ – 2. Г несов.в. имеют формы наст.вр. гл. сов.в. – нет, что связано с их грам. значением.
2. Г СВ и НВ имеют разные формы буд.вр.: простая и сложная соответственно.
3. От Г Св не образуются Пч наст. вр.
Видовые пары.
Большинство глаголов образуют видовые пары, или видовые корреляции.
Видовая пара– это два глагола, имеющие одно и то же лексическое значение и различающиеся только грамматическим значением вида.
Примеры видовых пар: решать – решить, делать – сделать, говорить – сказать, прыгать – прыгнуть, писать – написать. Лексическое значение этих глаголов одинаково, различаются они значением вида: незавершенность – завершенность, нецелостность – целостность, непредельное действие – предельное. Глаголы читать – перечитать – не видовая пара, т.к. эти глаголы отличаются лексическим значением: перечитать – значит прочитать повторно, к значению завершенности действия (видовому значению) добавляется новая сема.