III В дополнение к двум названным типам психического дизонтогенеза (ретардации и асинхронии) возможно выделить и третий тип дизонтогенеза
Этот тип связан с высвобождением и фиксацией более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования
Основу этого типа психического дизонтогенеза составляют (1) преходящая физиологическая незрелость, а также (2) временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.
Под влиянием неблагоприятных воздействий среды (как биологических, так и психических) может происходить (1) задержка дальнейшего созревания незрелых структур и функций или (2) персистирование (стойкое сохранение) онтогенетически более ранних форм нервно-психического реагирования.
Клиническим выражением тотальной психической ретардации является общее психическое недоразвитие (олигофреническое слабоумие).
Парциальная психичсская ретардация проявляется
психическим инфантилизмом, | |
синдромами невропатии, | |
незрелостью отдельных сторон психики и отдельных психических процессов: психомоторики, речи, внимания, пространственного восприятия, эмоциональной незрелостью, запаздыванием формирования школьных навыков чтения, письма и счета (дизлексия, дизграфия, дискалькулия). |
Психический дизонтогенез по типу диспропорционального (искаженного) развития находит клиническое выражение в различных психопатических синдромах
Это могут быть
проявления аномального формирования (т. е. дизэволютивного развития) личности, | |
синдромы раннего детского аутизма, | |
В гебоидном синдроме, свойственном подростковому возрасту |
Психический дизонтогенез на высвобождения и фиксации онтогентически более ранних форм нервно-психического реагирования проявляется разнообразными симптомами и синдромами, встречающимися при различных психических заболеваниях.
Это (1) кататонические и кататоно-гебефренные расстройства, (2) разнообразные регрессивные нарушения (нарушения навыков опрятности, моторных навыков, патологические привычные действия (яктация, мастурбация, сосание пальцев, онихофагия, трихотилломания и др.), (3) тотальный и элективный мутизм, (4) психомоторная гиперактивность, (5) патологические страхи и фантазии
Клинические проявления этого типа психического дизонтогенеза характерны для детей и подростков, но могут встречаться также в юношеском возрасте и у взрослых молодых людей.
В этом случае они являются результатом возврата к онтогенетически-ранним формам нервно-психического реагирования или персистирования этих форм.
К таким проявлениям относятся (1) кататонические и кататоно-гебефренные расстройства (моторные стереотипии, эхопраксии, эхолалии, застывания, двигательное возбуждение), патологические (сверхценные и бредовые) (2) страхи, (3) дисморфофобические и аноректические переживания, (4) «метафизическая интоксикация»
Возврат к онтогенетически более ранним формам нервно-психического реагирования бывает также при системно-невротических (моторных и соматовегетативных), истеромоторных и истеровегетативных расстройствах, неврозе страха, неврозе навязчивых действий и фобическом неврозе у взрослых.
Основными проявлениями заболеваний являются (1) симптомы и (2) синдромы.
Понятие симптома, введенное в начале новой эры древнегреческим врачом Сораном Эфесским[5]
1 симптом | статистически значимое отклонение того или иного показателя жизнедеятельности организма от его нормальных значений или возникновение качественно нового, не свойственного здоровому организму явления |
2 синдром (А.В. Снежневский, 1969)[6] | биологическая функциональная структура (система), состоящая из взаимосвязанных между собой симптомов |
Основные критерии выделения психопатологического синдрома (К. Jaspers (1973)[7]
ярко выраженные объективные и субъективные феномены, «сцепленные между собой», | |
одновременность их возникновения | |
и повторяемость при различных заболеваниях |
Диапазон психопатологических синдромов в младшем детском возрасте сравнительно узок
В основном это дизонтогенетические синдромы — невропатии, раннего детского аутизма, гиперактивности, патологических страхов, тотального и парциального психического недоразвития.
Общепсихопатологические синдромы: аффективные, галлюцинаторные, бредовые, дисмнестические и другие — до школьного возраста, как правило, не обнаруживаются ввиду незрелости психики.
С возрастом диапазон психопатологических синдромов расширяется.