ПРЕ не выделяется как приставка или входит в состав иноязычных по происхождению слов
Преградить, превесёлый, презирать, президиум, премудрый, преображать, прелюдия, премного, пресытиться, претендент, препроводить, преуменьшить, прецедент, пренеприятный, преступник, превозносить, престиж, президент, препарат, претензия.
Упражнение 21
Приводимые ниже слова разбейте на группы в зависимости от значения приставки ПРИ:
Пространственная близость, смежность;
Прибавление, приближение, присоединение;
Совершение действия в неполном объеме или на ограниченный срок;
Доведение действия до конца;
Слова, в которых ПРИ не является приставкой.
Прибежать, приблизиться, приболеть, приварить, привезти, привинтить, приветливый, привлекать, прививка, пригласить, пригнуть, пригореть, приготовить, приклеенный, прикаспийский, придержать, прижечь, приказать, приключенческий, прикончить, придворный, прикрикнуть прикупить, приморский, привилегия, прибрежный, пригородный, приоткрывать, прилечь, приобретать, приоритет, присесть, привратник, привычка, примитивный, присяга.
Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение слов с ПРЕ-ПРИ.
Пр…емник давно не работал. Лермонтов - пр…емник А.С.Пушкина. Пр…зирать предателей. Пр…зирать сироту. Пр…бывать на отдыхе. Он пр…был на поезде. Пр…ходящий успех. Пр…ходящая няня. Пр…творить мечту в жизнь. Пр…творить дверь. Пр…твориться спящим. Пр…клоняться перед выдающимся ученым. Пр…клонить ветви к земле. Пр…ступить закон. Пр…ступить к ремонту. Пр…вратности судьбы. Пр..вратник был доволен чаевыми.
Упражнение 23
Напишите сложные слова слитно или через дефис.
Пол лимона | кое как | по моему | бело розовый |
Пол апельсина | как либо | по лисьи | кожевенно обувной |
Полу остров | как нибудь | по русски | высоко горный |
Чуть чуть | как будто | по этапно | выпукло вогнутый |
Точь в точь | бок о бок | по немецки | низко пробный |
Едва едва | как то | во первых | неистощимо активный |
Пол Москвы | мало по (малу) | по пусту | сердечно сосудистая система |
Пол килограмма | иметь в виду | под мышкой | черепно мозговая травма |
Упражнение 24
Перепишите, раскрывая скобки. Вспомните правописание НЕ-НИ с разными частями речи.
(Не) известный писатель, совершенно (не) известный писатель, (не) известный нам писатель, (не) выдуманные истории, (не) выдуманные нами истории, (не) заменимый сотрудник, ни с чем (не) сравнимая красота, (не) любимый мачехой ребенок, (не) дооценить услугу, (не) рад, работа (не) опубликована, (не) вежество, (не) кого попросить, (не) у кого спросить, очень (не) внимателен, (не) засеянные крестьянами поля, шел (не) спеша, (не) удостоил взглядом, (не) приятный тон, (не) лепый поступок, далеко (не) легкое дело, озеро (не) глубокое, а широкое, (не) написанные писателем книги, (не)досмотреть спектакль, она (не) замужем, (не) отправленное письмо, задача (не) выполнена, говорить (не) правду, (н…) за что благодарить, (н…) за что не благодарил, (н…) разу (не) ответили.
Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно. Вспомните правила правописания Н-НН в разных частях речи.
Поноше…ный костюм, ноше…ный костюм, кожа…ный портфель, ветре…ный день, пече…ный картофель, пече…ный в золе картофель, балова…ный ребенок, свежемороже…ная рыба, стекля…ная ваза, соломе…ная шляпка, производстве…ная необходимость, безветре…ный день, со…ная девочка, гуси…ный пух, зеле…ный чай, купле…ный в магазине, жела…ный подарок, смышле…ный ребенок, избалова…ны судьбой, дети капризны и избалова…ны, замороже…ные продукты, фруктовое мороже…ное, гости…ный двор, жаре…ное мясо, багря…ный цвет, телефо…ный разговор, зажаре…ная утка, газирова…ная вода, некоше…ная трава, это це…но, це…ная вещь, вещь оцене…на антикваром, проще…ное воскресенье.
Проверь себя
Самостоятельная работа
Тест по орфографии
1.В каком ряду во всех словах пропущенные гласные корня нельзя проверить ударением?
1)пр…оритет, разм…нать(ноги), прим…рять противников
2)дил…тант, пол…гать, обог…щаться
3)подж…гатель, ин…циатива, потр…сение
4)тр…туар, в…трина, прик…сание
2.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)б…режливый, выб…рем, б…реговой
2)соб…рут, пом…стился, в…ноград
3)пот…рять, прикр…плять, привл…кать
4)раст…ряться, т…рмометр, раст…рание
3.В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1)раздр…знить, пон…мание, тр…вянистый
2)ур…ганный, ср…щение, осл…жнить
3)в…жатый, разг…дать, в…ранда
4)прик…сновение, уг…ревший, изб…рательный
4.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется Е(Ё):
1) ч…рный, ч… порный, заж…гся
2) ш…вчик, обожж…нный, подсч…т
3) малыш…м, щ…тка, ч…рточка
4) сж…г, ж…рдочка, ч…рточка, с перц…м
5.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пропущена согласная:
1)безвес…ный герой, ше…ствовать по улице
2)влас…ный человек, я…ства
3)голлан…ский сыр, искус…ник
4)доблес…но, гиган…ский
6.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется удвоенная согласная:
1)ал…юминий, рас…ада, шос…ейное покрытие
2)оп…онент, им…тация, кол…едж
3)кристал…, кристал…ьный, рас…четливый
4)эф…ективный, им…унитет, бюл…етень
7.В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется Ъ?
1)пред…юбилейный, ад…ютант, ин…екция
2)меж…ядерный, с…экономить, суб…ект
3)двух…ярусный, супер…яхта, с…обезьяничать
4)контр…ярус, с…узить, пан…европейкий
8.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)и…згнаннный, бе…цветный, ра…дробить
2)пр…сытиться, пр…пирательство, пр…балтийский
3)воз…меть, вз…скательный, пред…юньский
4)под…езд, в…ехал, дет…ясли
9.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)чре…мерный, бе…денежный, и…девательство
2)ра…мышление, ра…стояние, бе…толковый
3)…сора, бе…дна, бе…печный
4)бе…вкусный, ра…жалобить, бе…цельный
10.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)бе…церемонный, и…давна, не…дешний
2)пр…остановить, пр…вычка, пр…зывать
3)вз…йти, нед…едание, поз…прошлый
4)в…юга, в…езжать, под…емный
11.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Я?
1)сто…щий дешевле, раста…л
2)та…щий снег, они встрет…т, ла…ть
3)закле…нный, они езд…т, раска…ся
4)вер…щий, они выраст…т урожай, измер…нный
12.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1)Качели взлетели высоко в(верх), как(будто) подхваченные порывом ветра.
2)По(летнему) лесу приятно гулять: во(время)прогулки открываешь для себя много нового.
3)И тот(час) хлынул дождь, какой за(частую) бывает только в тропических лесах.
4)По(ясному) небу неслись высокие и редкие облака (изжелта)белые, как весенний запоздалый снег.
13.В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
1)(По)новому распорядку мы и жить станем (по)новому.
2)Когда(то) в центре (полу)острова образовалась гора.
3)(По)моему, наш гость (со)всем не говорит (по)русски.
4)Когда он говорил о чем(нибудь), относящемся к медицине, то производил какое(то) новое, особенное впечатление.
14.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1)Этот багаж отнюдь не(тяжел).
2)Сестра инженера была (не)замужем.
3)Всадник (не)охотно слез с коня и подошел к костру.
4)Он (не)первым начал драку.
15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ/НИ пишется раздельно?
Не (1) жаль мне лет, растраченных напрасно, не (2) жаль души сиреневую цветь, в саду горит костер рябины красной, но ни (3) кого не (4) может он согреть.
1)1,2,3
2)3,4
3)1,2,3,4
4)1,2,4
16.В каком ряду в обоих случаях пишется НН?
1)ответы двусмысле…ы, движение упорядоче…о правилами
2)равни…ый пейзаж, приуче…ый пес
3)моче…ые яблоки, урага…ый ветер
5)овся…ая каша, пел вдохнове…о
17.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Гране(1)ые шпили собора были торжестве(2)о устремле(3)ы в небесную высь, и, потрясе(4)ые его красотой, туристы ошеломле(5)о замолчали.
1)1,3
2)2,3,5
3)3,5
4)1,5
Контрольные вопросы к §4
1.Что такое орфография? Дайте определение.
2.На каких принципах строится современная русская орфография?
3.Расскажите о правописании безударных чередующихся гласных в корне.
4.Расскажите о слитном и раздельном правописании НЕ-НИ с разными частями речи.
5.Расскажите о правописании Н-НН в прилагательных, отглагольных прилагательных, причастиях.
6.Расскажите о правописании приставок на - З, - С; ПРЕ – ПРИ.
7.Расскажите о правописании Ъ и Ь знаков.
Домашнее задание
Блок информации
2.Контрольные вопросы к § 4
Упражнение 24, 25
4.Словарная работа к занятию № 6: выучить значение слов; составить с ними предложения или небольшой связный текст.
5.Самостоятельная работа «Проверь себя».
6.Индивидуально – аналитическое задание: