Тема 4.3. Правила проведения сертификации и декларирования соответствия.

Вопросы к теме:

1. Характеристика этапов работ по сертификации продукции:

- выбор органа по сертификации;

- подача заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке;

- отбор, оценка, идентификация образцов и их испытание;

- оценка производства;

- выдача сертификата соответствия;

- применение знака соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- корректирующие мероприятия.

Задание 1. Используя НД «Правила сертификации пищевых продуктов», «Порядок сертификации», опишите порядок сертификации конкретной группы товаров:

1. Действия заявителя.

2. Действия органа по сертификации, получившего документы от заявителя.

3. Методики испытаний товара в аккредитованной испытательной лаборатории.

4. Оценить полученный сертификат соответствия с позиции требований к форме сертификата соответствия и к правилам заполнения бланка сертификата.

Тема 22. Особенности сертификации услуг.

Форма проведения: практическое занятие.

Цель: познакомиться с правилами и порядком проведения сертификации услуг.

Вопросы к теме:

1. Нормативные документы, используемые при сертификации услуг.

2. Этапы работ по сертификации услуг.

3. Применяемые схемы при сертификации услуг.

4. Особенности сертификации услуг розничной торговли и общественного питания.

Задание 1. Изучить правила сертификации работ и услуг, нормативные документы на услуги, составить схему сертификации услуг розничной торговли (на примере гипермаркета, гастронома или универмага) и общественного питания (на примере ресторана, бара или закусочной).

Нормативные документы

1. Cтандарты на услуги розничной торговли.

2. Стандарты на услуги общественного питания.

3. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.08.2003 № 97).

Основная литература

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология, сертификация. - М.: Юрайт. 2009– 315с, с. 259-264.

РГТЭУ к.т.н., профессор И.М. Лифиц

РГТЭУ зам. председателя д.т.н., профессор М.А. Николаева

УМО в области коммерции

маркетинга и рекламы

РГТЭУ к.т.н., доцент Ф.А. Жукова

Эксперты:

Орган по сертификации эксперт, к.т.н., М.А. Положишникова

продукции РЭА

им.Плеханова

8.Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения и методические указания по их выполнению.

Контрольные работы должны быть представлены в сроки, установленные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольные работы или получившие за нее отрицательную оценку (незачет), не допускаются к сдаче экзамена.

Контрольная работа включает 15 тем, которые распределяются по начальным буквам фамилии студентов следующим образом:

Тема 1 – А,Б Тема 6 – Л Тема 11 – Т

Тема 2 – В,Г,Д Тема 7 – М,Н Тема 12 – У,Ф,Х

Тема 3 – Е,Ж,З Тема 8 – О,П Тема 13 – Ц,Ч

Тема 4 – Н Тема 9 – Р Тема 14 – Ш,Щ,Э

Тема 5 – К Тема 10 –С Тема 15 – Ю,Я

Контрольная работа, выполненная не по указанному распределению, не зачитывается.

Цель контрольной работы – изучение отдельных вопросов дисциплины и привитие навыков самостоятельного изучения учебного материала. Поэтому наивысшую оценку будут иметь работы, составленные в результате самостоятельной творческой деятельности студента.

Контрольная работа должна показать умение студента кратко и точно отвечать на поставленные в теме вопросы, находить, систематизировать и использовать необходимый для ответа материал.

Для написания контрольной работы следует использовать не только литературные источники, но и личные наблюдения, производственный опыт, консультации опытных коммерческих работников и т.п.

Примерный объем работы 10-15 машинописных страниц.

Превышение этого объема, как правило, свидетельствует о слабой проработке материалов учебных пособий или о прямом переписывании текста, что недопустимо.

При написании контрольной работы необходимо иметь в виду следующее:

1. контрольная работа набирается на компьютере;

2. страницы работы надо пронумеровать;

3. с правой стороны должно быть оставлено поле (2 – 2,5 см);

4. в конце работы приводится список использованной литературы с указанием:

· фамилии и инициалов автора;

· точного названия книги, места издания, названия издательства, год издания.

5. вопросы темы следует записывать непосредственно перед ответом.

В конце работы указывается дата выполнения и ставится личная подпись студента.

Темы контрольных работ

Тема 1.

1. Сравните цели и задачи международной, региональной и национальной стандартизаций. Оформите в виде таблицы. Сделайте выводы об их общности, различиях и взаимосвязи.

2. Охарактеризуйте систему обязательной или добровольной сертификации конкретной продукции, указав при этом: 1) организационную структуру системы сертификации; 2) конкретные виды продукции; 3) технические регламенты, национальные стандарты, технические условия, своды правил, на соответствие которых проводится сертификация, 4) органы и испытательные лаборатории в конкретном географическом районе, 5) схема сертификации, 6) перечень проверяемых показателей качества ( применительно к конкретному виду продукции); 7) место маркировки Знаком обращения на рынке или Знаком соответствия.

3. Приведите из практики отрицательные факты качественной и количественной приемки конкретной партии продукции, указав при этом:

· Обозначение и наименование нормативного документа (технический регламент, стандарт или ТУ), по которому производилась приемка по качеству;

· Номер и формулировку пункта нормативного документа, требования которого были нарушены;

· Сведения о примененном для количественной приемки средства измерения (тип, метрологические характеристики, данные о поверке – наличие поверительного клейма, даты и срока поверки, органа, проводившего поверку);

· Санкции за нарушение условий поставки.

Источниками для написания ответа на третий вопрос, могут служить нормативные документы (технические регламенты, стандарты, ТУ), практический материал промышленных и торговых предприятий.

Вариант 2.

1. Точность измерения. Основное понятие. Критерии выбора точности измерений. Классы точности средств измерений. Приведите конкретные примеры средств измерений разных классов точности, с которыми Вы работали.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 3.

1. Техническое регулирование: понятие, основные принципы и направления развития. Охарактеризовать элементы технического регулирования. Оформите в виде таблицы с краткой характеристикой каждого элемента.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1

Вариант 4.

1. Стандартизация в условиях действия закона «О техническом регулировании»: цели, принципы. Составить таблицу документов в области стандартизации, используемых на территории России, с указанием наименования документа, организации их утверждающей, используя ФЗ «О техническом регулировании» в последней редакции.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 5.

1. Межотраслевые системы стандартизации. Сравнительная характеристика важнейших систем по целям, задачам, объектам стандартизации, НД, сфере применения. Укажите конкретные стандарты, входящие в ту или иную межотраслевую систему стандартизации, которую следует учитывать в профессиональной деятельности.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 6.

1. Международная и региональная стандартизация. Понятие, их роль, международные и региональные организации по стандартизации, применение международных стандартов в отечественной практике. Сопоставьте статус Росстандарта с национальной организацией по стандартизации Германии или другой страной. Расшифруйте аббревиатуры: МГСС, КОПОЛКО, СЕН, СЕНЭЛЕК.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 7.

1. Особенности стандартизации услуг. Какие стандарты действуют на услуги розничной торговли, общественного питания или другие виды услуг. Оформите в виде таблицы с указанием категории стандарта, номера, года утверждения, объекта, субъекта, использование в практической деятельности.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 8.

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Органы, объекты, полномочия, обязанности, ответственность. Опишите порядок организации проверки вашего предприятия специалистом Росстандарта.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 9.

1. Средства измерений. Классификация, метрологические характеристики. С какими средствами измерений Вам приходилось иметь дело на практике? Описать их метрологические характеристики.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 10.

1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Виды классификаторов и их значение. Изучите ОК 005 (ОКП – общероссийский классификатор продукции) и выпишите коды и контрольные числа для колбас копченых и изделия парфюмерные жидкие.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 11.

1. Характеристика Национальной системы стандартизации России: нормативная база, органы и службы стандартизации, информация о нормативных документах по стандартизации. На какую организацию возложены функции национального органа по стандартизации в России? Какое учреждение в Пермском крае входит в его структуру?

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 12.

1. Подтверждение соответствия: понятие, формы. Дайте сравнительную характеристику обязательной и добровольной сертификации по цели, объектам, нормативной базе и содержанию процедур в виде таблицы. По какому документу определите форму подтверждения соответствия для мясных продуктов, детской одежды?

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 13.

1. Государственное регулирование обеспечения единства измерений: объекты, сферы, формы. С какими формами государственного регулирования обеспечения единства измерений Вам приходилось иметь дело на практике.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 14.

1. Технические регламенты: понятие, цели принятия. Составьте таблицу технических регламентов, действующих в России, с указанием объекта и субъекта их принятия.

2. См. вопрос 2 вариант 1.

3. См. вопрос 3 варианта 1.

Вариант 15.

1. Эталонная база страны. Виды и разновидности эталонов. Порядок проведения поверок средств измерений. Проверьте поверены ли средства измерений на вашем предприятии, кем и соблюдены ли сроки поверки?

2. См. вопрос 2 темы 1.

3. См. вопрос 3 темы 1.

Практическая работа №1

Модуль 1. Техническое регулирование и стандартизация

Тема 1. Техническое регулирование

Цель: Ознакомиться с принципиальными положениями ФЗ «О техническом регулировании».

Материальное обеспечение:

ФЗ «О техническом обеспечении

Задание №1

1.Изучить ст.2 ФЗ и выписать определения: безопасность продукции, идентификация продукции, риск, техническое регулирование.

2.Назовите объекты технического регулирования.

2.Изучив Закон, выделите:

- элементы технического регулирования;

- НД, который ввел Закон.

3.Назовите организации, на которые возложены функции в области технического регулирования.

Итог: решение тестовых заданий.

Практическая работа №1 по теме «Техническое регулирование».

Задание №2. Изучить структуру ТР на одну из групп товаров.

Вопросы к теме:

1.Дать понятие о техническом регулировании.

2.Назвать объекты ТР.

3.Охарактеризуйте структуру ФЗ «О техническом регулировании».

4.Какой нормативный документ называется техническим регламентом?

5.Цели принятия ТР.

6.Кто может разработать ТР?

7.Кто принимает ТР?

8.Что такое ЕЭП, кто входит?

9. Какому органу поручено принятие, корректировка ТР?

10.В какой срок должна быть сформирована единая система технического регулирования ЕЭП?

Подобрать Технический Регламент и определить:

1.Перечень объектов и составить описание двух.

2.Цели ТР.

3.Кем разработан, принят, срок введения.

4.Цели и процедуры идентификации объектов.

5 Требования к упаковке, маркировке. Проверить по образцу.

6.Правила нанесения этикеток.

7.Какие потенциально опасные вещества нормируются в ТР?

Подведение итога: собеседование.

Наши рекомендации