Обезболивание при операциях на ободочной и прямой кишках

От правильного выбора метода обезболива­ния во многом зависит не только успешное проведение самой операции, но и течение послеоперационного пе­риода.

Современная анестезиология располагает большим арсеналом средств, в основном удовлетворяющих боль­шинству требований, предъявляемых в настоящее время к обезболиванию. Хорошее обезболивание должно обе­спечить психическое спокойствие больного, анальгезию, торможение чрезмерных и нежелательных рефлексов при полном сохранении компенсаторных реакций, поддержать нормальный ход обменных процессов и в первую очередь газообмена, а также удобные условия для работы хирур­га. Достаточное обезболивание позволяет максимально быстро восстановить нормальные физиологические про­цессы в организме больного по окончании операции.

Такие возможности современной анестезиологии осо­бенно важны при выборе обезболивания у онкологиче­ских больных, у которых, как известно, нарушены обмен­ные процессы (белковый, жировой, углеводный, водно-со­левой), сопровождающиеся, как правило, интоксикацией, истощением и др. Сочетание пожилого возраста боль­ного с изменениями со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, паренхиматозных органов и нередко значительным объемом оперативного вмешательства предрасполагает к развитию шока, отеку легких, снижает пластические свойства тканей и реактивность централь­ной нервной системы.

Таким образом, определяющими факторами, которые оказывают решающее влияние на выбор и характер мето­дики анестезии, по нашему мнению, являются: общее со­стояние и возраст больного, изменения со стороны сердеч­но-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем, сопут­ствующие изменения со стороны печени, почек и обмена веществ. Травматичность предстоящей операции и ее характер в зависимости от локализации патологического процесса также имеют значение при выборе способа обез­боливания.

Методом выбора способа обезболивания при ради­кальных операциях на толстой кишке (включая прямую) является современный эндотрахеальный наркоз. Местное обезболивание непригодно для подобного рода крупных операций. Тяжелая психическая травма, гипотензия и другие расстройства, недостаточное мышечное расслаб­ление, создающие дополнительные технические труднос­ти, являются постоянными спутниками радикальных опе­ративных вмешательств, которые производят под мест­ным обезболиванием. Вместе с тем при некоторых кратковременных паллиативных операциях: наложение свища или противоестественного заднего прохода, особен­но у ослабленных, истощенных больных пожилого воз­раста, применение местного обезболивания целесооб­разно.

Спинномозговая анестезия для выполнения расширен­ных операций на толстой кишке, несмотря на хорошее мышечное расслабление, недостаточно эффективна. У 9 из 22 оперированных, нами больных спинномозговая ане­стезия не обеспечила нужных операционных условий и достаточного обезболивания, что потребовало добавле­ния местного обезболивания у 3 больных и эфирного нар­коза—у 6. Необходимость получения высокого уровня чувствительного блока (не ниже мечевидного отростка) вместе с тем обусловливает потребность во вспомогатель­ном дыхании, так как при этом уровне спинальной ане­стезии неизбежны расстройства дыхательной функции за счет расслабления брюшных и нижнегрудных групп мышц. Наконец, неблагоприятным фактором остается сохранение сознания больного при этом виде обезболи­вания. Таким образом, по нашим данным, спинномозговую анестезию нельзя считать методом выбора при операциях на толстой кишке. В отдельных случаях она может най­ти применение с обязательным учетом ее возможностей и опасностей. Поэтому тотчас после введения анестетика в субарахноидальное пространство необходимо наладить капельное внутривенное вливание крови или кровезаме-щающих растворов. В качестве премедикации обязатель­но применение эфедрина и кофеина для профилактики возможной гипотензии. С этой же целью рекомендуется введение эфедрина в субарахноидальное пространство.

Нами в клинике широко применяется эндотрахеальный эфирный и газово-кислородный наркоз с миорелаксантами, что позволяет успешно выполнять любые ради­кальные операции на толстой кишке (включая прямую). Сопоставление течения операций и их результатов при различных методах обезболивания свидетельствует о преимуществах эндотрахеального наркоза с миорелаксантами, который, по нашему мнению, является методом выбора при продолжительных и травматических опера­циях. При ведении наркоза закисью азота с кислородом (в соотношениях 3: 1 или 2:1) усиление анальгезирующего эффекта может быть достигнуто с помощью дроб­ного внутрҸвенного введения промедола по 10—20 мг че­рез 20—30 мин. Критерием для введения промедола, по нашим наблюдениям, является повышение систолическо­го давления более чем на 20 мм рт. ст. по сравнению с исходным уровнем. Общая доза промедола не превышает 50—60 мг.

Усиление анальгезирующего действия закиси азота может быть достигнуто также более сильной премедикацией, включающей фенотиазины и анальгетики. Наконец, с этой целью можно воспользоваться сочетанием закиси азота с другими анестетиками—эфиром, барбитурҰтами, циклопропаном, фторотаном (флюотаном) и др. В качестве профилактики патологических реакций при операциях на кишечнике целесообразно проводить новокаиновую инфильтрацию корня брыжейки и забрюшинного пространства 0,25% раствором новокаина с антибио­тиками. Новокаиновая блокада снимает нежелательные реакции в процессе оперативного вмешательства, а также создает аналыезический эффект и более быструю норма­лизацию функции кишечника в ближайшем послеопера­ционном периоде.

Наши рекомендации