Кубанский государственный медицинский университет
Кафедра лучевой диагностики
Заведующий кафедрой:
профессор, д.м.н. Поморцев А.В.
Преподаватель:
___________________________
Тетрадь
по курсу «Основы лучевых методов исследования»
Студента(-ки)
2 курса лечебного факультета,
группы № _____
Фамилия Имя Отчество
Краснодар
20___ г.
С одной стороны студент пишет лекции, посещаемость которых и их наличие проверяется преподавателем; пропущенные лекции отрабатываются путем рукописного написания реферата по теме лекции.
С другой стороны, развернув тетрадь, студент выполняет домашнее задание (рисунки и конспекты ответов на контрольные вопросы), аудиторные задания при их наличии. Во время рисования обращайте внимание не столько на художественную сторону, сколько на правильное (можно схематичное) отображение того или иного органа, его структуры, патологических изменений.
План самостоятельной работы студента в аудитории.
Студенту может быть выдана учебная выписка из истории болезни с указанием жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра и лабораторного исследования, ознакомившись с которой, кратко заносит информацию о пациенте в рабочую тетрадь (начиная с паспортной части – Ф.И.О., возраст и т.д.).
Основываясь на знаниях теории, студент выписывает в тетради направление на исследование, с указанием предполагаемого (предварительного) диагноза и метода лучевой диагностики по образцу: "В рентгеновский кабинет (кабинет КТ, МРТ, УЗ-диагностики, радионуклидную лабораторию) поликлиники (городской больницы и т.п.) №33 г. Краснодара направляется ……Ф.И.О., возраст…… на ……метод и область исследования…… (например, рентгенографию органов грудной клетки) с предварительным диагнозом ……… . Цель исследования: ……… (уточнение диагноза, дифференциальный диагноз между…, исключить…и т.д.). Врач …подпись…".
Выполнив предыдущее задание, приступает к анализу представленного диагностического изображения с оформлением протокола описания, вынесением лучевого диагноза (заключения), рекомендациями по дальнейшему обследованию.
В завершении работы необходимо схематично зарисовать имеющуюся рентгеновскую (УЗ, КТ, МРТ и др.) картину, поставить свою подпись.
План описания лучевой картины
1. Фамилия И.О., возраст исследуемого.
2. Примененный метод исследования, для рентгенограммы – вид снимка (обзорный, прицельный).
3. Анатомическая область исследования.
4. Объект/орган исследования.
5. Проекция изображения, дополнительно для КТ, МРТ – уровень томографического среза, диагностические режимы (Т1, Т2 и другие – для МРТ; для КТ, например, режим "костного окна"); применение контрастного вещества (с указанием группы, в случае рентгенографии – указать степень заполнения: тугое или дозированное, после опорожнения), для радионуклидных методов – введенный РФП (группу).
6. Подробно описать положение, форму, размеры (если возможно), структуру визуализируемых органов, патологические изменения (при их наличии) со стороны положения, формы, размеров.
7. При наличии патологических изменений в структуре исследуемого органа (патологические образования/очаги, дефекты накопления, "горячие" очаги и т.п., патологическое изменение (усиление) сигнала и т.п.) – подробно их описать (положение, число, форма, размеры, интенсивность, рисунок (внутренняя структура образования), контуры).
8. По результатам проведенного анализа делаете заключение по типу: "На основании данных …… (указать метод исследования) у больного …… (фамилия, инициалы, возраст) можно предположить наличие …… (указать имеющиеся патологические изменения либо лучевой диагноз, дифференциальный ряд). Рекомендовано: …… (консультация специалиста, дообследование – указать метод)".
Дата. Подпись.